Родство двух одеяний несомненно, хотя их разделяет столетие
В этом году отмечается столетие революционных событий 1917 года. Сейчас все музеи революции в бывшем СССР закрыты или переименованы. Может быть, это по-своему и неплохо: монархист Василий Шульгин обрадовался, когда в 1925 году увидел в СССР вывеску "Музей революции". Ведь это означало, что революция уже перешла в музей, а на улице - контрреволюция! По этой логике, тот факт, что сейчас "музеев революции" в бывшем СССР не осталось, означает, что у нас в повестке дня оказывается... революция.
Но всё-таки, по-моему, есть в обществе потребность в музее Революции. Особенно сейчас, когда память о ней в бывшем СССР громят, повсюду идёт или откровенная, или ползучая "декоммунизация". А нужно собрание реальных (или хотя бы виртуальных) предметов, которые помогали бы осознать и осмыслить прошедшее столетие. Вот, предлагаю для него экспонат №1 - френч Керенского.
Да-да, ведь это исходно именно его, Александра Фёдоровича, френч, первого в истории министра-социалиста на Руси. И уже потом этот френч стал одеянием Ленина, Сталина, Чан Кай Ши, Мао, Дэн Сяо Пина, Че Гевары, Пол Пота, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына. И ещё получил название "сталинка". Всё это было потом...
А. Ф. Керенский во френче. Фото 1917 года
А сразу после революции Керенский шокировал многих своими непривычно простыми для министра одеяниями: френчем защитного цвета и рабочей курткой. Это была революционная одежда - символ всеобщего равенства. Журналист Исидор Гуревич в мае 1917 года опубликовал такую заметку под заголовком "Удивление": "Одна бывшая "её высокопревосходительство", жена видного сановника старого режима, сказала:
- Я могу всё понять, но не понимаю только, как это жена министра допускает, чтобы он появлялся всюду в простой рабочей куртке... Если у него нет камергерского мундира, то фрак же он может сшить!.. Если у него нет лент, звёзд и орденов, то он может же выхлопотать у французского или американского президента!".
Тотчас за попыткой "революции" против фраков и мундиров последовала и "контрреволюция". По крайней мере, в настроениях. В июне 1917 года либеральный сатирик Аркадий Аверченко посвятил этому вопросу целый фельетон и поднялся почти до философских обобщений. Любопытно, что по зрелом размышлении он фактически принял сторону старорежимной сановницы. "Вы помните, - спрашивал он, - что такое были министры старого, проклятого Богом и людьми режима? Помните, какими они Юпитерами, какими Зевсами громовержцами держались. Перед ними ходили на цыпочках, перед ними склонялись... В чем же дело?!!!! Я вам скажу, только вы на меня не обижайтесь: всё дело было в их мундирах, орденах, лентах и золотом шитье. И когда они в таком чучельном виде выходили перед толпой, все почтительно склоняли перед ними головы и по рядам нёсся благоговейный шепот: "Министр идёт, министр"... И важно проходил этакий позолоченный идол с каменным лицом, весь расцвеченный разноцветными балаболками, ленточками, крестиками, расшитый, расписанный, разрисованный - точь-в-точь та знаменитая писаная торба, которая, по свидетельству пословицы, так мила дурню.
Так одевались министры (Столыпин в мундире камергера), великие князья (Сергей Александрович) и цари (Александр II) до революции. Неудивительно, что на этом фоне наряд Керенского вызывал удивление
Граждане! Товарищи! Братья! Сделайте вывод: раз коллективному всероссийскому дурню нужна писаная торба... - так дайте ему эту "писаную торбу". Министры! снимайте ваши скромные рабочие куртки, которые так умиляли первое время - снимайте свои затрапезные пиджаки!.. Свободные русские товарищи ещё не доросли до того, чтобы уважать благородную бедность наряда. Они недостойны этого символа братского единения с ними... Дайте им убогую роскошь наряда, нацепите на себя фунтов десять золота, увешайтесь "Белыми Орлами", "Красными Подвязками" и "Зелёными Крокодилами", и когда вы в таком попугаечьем виде прибудете на митинг, перед вами растянут красный ковер, возведут под руки на трибуну и скажут: "Говорите, ваше высокородие". И никто не хлопнет вас по плечу, не попросит сигарку, и даже сам товарищ Троцкий уберёт ноги со стола и привстанет при вашем появлении...".
Придворные мундиры не сдавались просто так, без боя. Американский социалист Джон Рид приводил такую историю: "Любопытный случай произошёл с сенатором Соколовым, который в самом разгаре революции как-то явился на заседание сената в штатском костюме. Ему не позволили принять участие в заседании, потому что на нём не было предписанной ливреи слуги царя!".
Октябрь довёл революцию в одежде до конца. Фраки и расшитые золотом мундиры окончательно стали частью театрального или карнавального гардероба. После Октября даже оркестранты в Большом театре перестали надевать фраки и смокинги, а носили какие-то простонародные наряды, порой нарочито карикатурные. Немецкий дирижер Оскар Фрид в 1922 году посетил Россию. "Я сомневался, - рассказывал он, - уместно ли будет выступить перед новой пролетарской публикой во фраке". Беседуя с председателем Совнаркома, дирижёр завел разговор на эту тему: "Я счёл удобным задать вопрос о костюме. Ленин, не задумываясь, нашёл правильный ответ:
- Но, конечно же, дорогой господин дирижёр. Подход к нашей пролетарской публике не должен быть хуже, чем подход к старой буржуазии. И почему бы дирижёру, управляя оркестром, не выступить, как всегда, в праздничном костюме - во фраке?".
Самой модной, распространённой одеждой в начале 20-х годов сделались полувоенные френчи. Френчи серого или зелёного цвета в 20-е годы охотно надевал и Ленин. Характерная деталь - пуговицы на одном из таких френчей были разнокалиберными: очевидно, Владимир Ильич не придавал значения такой мелочи... Любопытно, что когда одна английская газета напечатала очерк о Крупской под заголовком "Первая леди", Ленин шутливо заметил, что правильнее было бы назвать очерк иначе, а именно "Первая оборванка".
С наступлением нэпа френчи были сильно потеснены иными нарядами. Журнал "Крокодил", например, в 1922 году печатал такие стихи В. О.:
Френчи всюду страшно надоели, -
Их носить становится неловко.
Нэпо-франты уж давно одели
Помесь из богемки и толстовки.
Но это было временное отступление. Френч (который стали называть "сталинкой") - самая популярная одежда советских руководителей 30-х годов.
Только спустя двадцать лет английские костюмы сумели взять "реванш". Отныне френчи стали достоянием истории. Даже тело Ленина в Мавзолее в 40-е годы переодели из революционного френча в классический костюм - в прежней одежде оно смотрелось бы как вызов новой эпохе.
В народном Китае полувоенные френчи носили вплоть до конца ХХ века, в Северной Корее - даже и в XXI веке. Правда, здесь к этому времени френч стал нарядом первого лица, Ким Чен Ира - всё его окружение было одето в другую одежду, более напоминающую обычные европейские костюмы... И уже мало кто вспоминал, что парадное одеяние Ким Чен Ира вело своё прямое происхождение от скромного френча Керенского...
Ленин во френче. Раскрашенная фотография. В этой одежде Владимир Ильич и был похоронен, и оставался в ней в гробу вплоть до 40-х годов
Ф. Решетников. Великая клятва. Речь И.В.Сталина на II Всероссийском съезде Советов 26 января 1924 года. 1949. Конечно, свою клятву верности заветам Ильича Сталин даёт во френче...
Любопытно, что на этом белогвардейском плакате А. Ф. Керенский изображён в своём "фирменном" френче, а никто из вождей большевиков в этой одежде не нарисован. С ними френч ещё не ассоциировался
Весь Китай после коммунистической революции 1949 года переоделся во френчи. На этих фотографиях запечатлена жена председателя Мао Цзян Цин до революции и после неё
Дэн Сяо Пин до конца жизни не расставался с френчем, он оставался его излюбленной одеждой
А это глава Демократической Кампучии (ныне Камбоджа) Пол Пот. На нём тоже френч...
Не только революционеры, но и контрреволюционеры в ХХ веке любили это простое и практичное одеяние. Генералиссимус Чан Кай Ши во френче
По этому плакату легко видеть, как менялась одежда руководителей Китая - от френчей Мао и Дэна к английскому костюму современной мировой "элиты"
Ким Чен Ын сейчас, возможно, последний представитель современной мировой "элиты", который продолжает носить френч, поддерживая 100-летнюю революционную традицию
UPD.
Здесь в комментариях обратили внимание: "Си Цзиньпин по-прежнему носит френч, так что Ким не одинок. :)
Правда, в "революционном" одеянии увидеть его на международных форумах нельзя. Однако внутри страны он как председатель не брезгует этим нарядом; более того, можно сказать, что это - обязательный элемент имиджа. Некоторые исследователи даже предполагали, что товарищ Си оглядывается на Мао Цзэдуна, что выливалось (и, очевидно, выливается) в схожесть элементов одежды."
Может быть, мир в будущем ещё ожидает новое "возвращение френчей"?..
P. S. Это был экспонат №1 для воображаемого, или виртуального музея Революции. Думаю, что следующий экспонат тоже должен быть связан с именем Александра Фёдоровича, и это должна быть... ну, в общем, совершенно очевидная и даже весьма знаменитая вещь, хотя и несколько виртуальная. :) Какая именно - об этом в следующий раз...