День в истории. Егор Гайдар, или "Кому нужны ваши дерьмовые станки?"

Mar 19, 2021 19:28



Про этот памятник Егора Гайдара есть анекдот:
- Почему у памятника Гайдара одна рука?
- Потому что вторая рука - невидимая рука рынка!

Егор Тимурович Гайдар (1956-2009), который сегодня, 19 марта, отмечал бы свой очередной день рождения, был личностью, несомненно, гениальной. Так блестяще вобрать в себя и выразить всю суть, самую квинтэссенцию позднесоветской интеллигенции - это надо было очень постараться. Но ему это удалось...
Собрал несколько блёсток его таланта, умения блестяще, с гениальной простотой формулировать то, что другим было не по плечу. Они выделены ниже жирным шрифтом.

«В России не нашлось ответственной политической силы, которая отважилась бы заявить, что с точки зрения целей самосохранения и воспроизводства русского народа распад СССР явился самой крупной удачей за последние полвека».
(Егор Гайдар. «Гибель империи. Уроки для современной России»).

А эту великолепную блёстку гайдаровского ума донёс до нас бывший в 1986-1991 годах министр станкостроения СССР Николай Паничев. Вы понимаете, что главное для человека на такой безрадостной должности: всё ему станки подавай, станки да станки... Сплошные унылые станки, аж в глазах рябит. Скука зелёная, короче. Вот по этой самой животрепещущей для него теме настырный Паничев и прорвался в кабинет к самому Егору Тимуровичу. Было это в 1992 году, когда экономика России с переходом к благословенному рынку переживала «идеальный шторм». И от советского станкостроения только болты и гайки во все стороны со звоном и хрустом летели. Но упрямый экс-министр хотел спасти свою отрасль... Нелепо! Снявши голову, по волосам не плачут. Однако благодаря этому чудаку мы получили драгоценный коан из уст самого Егора Тимуровича.

«В начале 1992 года я с трудом пробился на приём к и.о. премьера Гайдару, пришёл к нему с детально отработанным планом сохранения станкостроения. Он даже смотреть ничего не стал, брезгливо сморщился:
- Да кому нужны ваши дерьмовые станки?! Понадобятся - мы всё за рубежом купим.
Визит продолжался не больше минуты. Я шёл к союзнику, попал к злейшему врагу дела, которому отдал всю свою жизнь. В одной его фразе была сфокусирована программа уничтожения отечественной промышленности, перевода России из страны - производителя техники в страну-покупателя, что ставило нас в полную зависимость от Запада».
(Из воспоминаний Н.А. Паничева - министра станкостроительной и инструментальной промышленности СССР).



Булат Окуджава, Егор Гайдар и Анатолий Чубайс. «Возьмёмся за руки, друзья».

«Одному из авторов этой статьи вспоминается эпизод, который нельзя назвать по всему тому, что там происходило, имеющим государственное значение. Но он до сих пор остаётся в памяти примерно таким, как если бы это происходило буквально вчера. Был февраль 1992 года. На совещании, которое вёл Егор Тимурович, рассматривались неотложные меры по финансированию социальных программ. Народа собралось довольно много в зале, где в недавнем прошлом восседал Егор Лигачёв. За тем же столом сидел Егор, но уже другой - Егор Гайдар.
Шло обсуждение социальных вопросов по строительству школ, по пенсиям, к тому времени почти обнулённым, по сбережениям граждан, тоже превратившимся в пыль. И всё тот же один из авторов этой статьи проинформировал Гайдара о том, что в Зеленограде наша медицина зафиксировала 36 смертей из-за голода. На это Гайдар ответил просто: идут радикальные преобразования, с деньгами сложно, а уход из жизни людей, неспособных противостоять этим преобразованиям, - дело естественное. Тогда его спросили: Егор Тимурович, а если среди этих людей окажутся ваши родители? Гайдар усмехнулся и сказал, что на дурацкие вопросы не намерен отвечать».
(Юрий Лужков, Гавриил Попов. Ещё одно слово о Гайдаре // Московский Комсомолец от 22 января 2010 г.)

«В начале реформ я сказал Гайдару: Вы ищете средний класс. Но он же есть: это учителя, врачи, техническая и творческая интеллигенция. И услышал в ответ: это не средний класс, а иждивенцы».
(Олег Попцов. «Момент истины», ТВЦ, 23.06.2006)



Егор Тимурович Гайдар (1956-2009)

А ещё Гайдар замечателен тем, что по отношению к нему наблюдается полнейшее единство нашей так называемой власти и так называемой оппозиции (либеральной).
Судите сами. Это Владимир Владимирович Путин о Гайдаре: «Не каждому государственному деятелю выпадает возможность служить Отечеству на самых переломных этапах его истории, принимать ключевые решения, которые определят будущее страны. Егор Тимурович Гайдар достойно выполнил эту сложнейшую задачу, проявив лучшие профессиональные и личные качества. Он не стал уклоняться от ответственности и в самых непростых ситуациях с честью и мужеством «держал удар». Светлая память о Егоре Гайдаре навсегда останется в сердцах его родных и близких, - всех, кто знал этого замечательного человека».

А это г-н Алексей Навальный о нём же:
«Умер Егор Гайдар... Я был его фанатом в романтическую пору становления рыночной экономики. До хрипоты ругался со всеми, кто был против него. Романтическая пора прошла, а Гайдар остался одним из немногих, кто сохранил к себе безоговорочное уважение и пиетет... Мы все осиротели. Светлая память Егору Гайдару. Великому человеку, прошедшему великие потрясения и оставшемуся Человеком».

Хотя, с другой стороны, а по каким, собственно, серьёзным вопросам у буржуазной оппозиции и буржуазной же власти имеются разногласия?..

В августе 2005 года Егор Гайдар рассказывал в эфире «Эха Москвы»:

«Вот я, собственно, решил заниматься экономикой - Вы будете смеяться, - после того, как прочитал в финале «Обитаемого острова» диалог между Странником и Максимом, где он говорит ему: да ты, вообще понимаешь, что в стране инфляция? Ты, - говорит, - вообще знаешь, что такое инфляция? После этого я твёрдо решил разобраться». Было тогда будущему премьеру, как гласит легенда, 15 лет, то есть было это в 1971 году.
Похожее свидетельство Сергея Васильева о середине 80-х годов: «Тогда же или чуть раньше я был у него дома летом, ходили купаться на Москва-реку в Строгино, обсуждали (роман братьев Стругацких) «Обитаемый остров» - на нас обоих он произвёл глубочайшее впечатление. Помните, чем там кончается? Он кончается тем, что Максим порушил башни, а охранник его спрашивает: а ты знаешь, что в стране инфляция? И как ты будешь бороться с инфляцией? А Максим отвечает: я буду делать, что умные люди подскажут, надо будет - буду бороться с инфляцией. Тема была тогда весьма современная...»
(Между прочим, Аркадий Стругацкий умер всего за несколько дней до назначения своего зятя, Егора Гайдара, замглавы правительства тогда ещё РСФСР. Но это так, к слову).

Вот этот диалог из «Обитаемого острова»:
«- Массаракш… - пробормотал Максим. - Я совсем забыл про эти штуки!
- Ты многое забыл, - проворчал Странник. - Ты забыл про передвижные излучатели, ты забыл про Островную Империю, ты забыл про экономику… Тебе известно, что в стране инфляция?… Тебе вообще известно, что такое инфляция? Тебе известно, что надвигается голод, что земля не родит?… Тебе известно, что мы не успели создать здесь ни запасов хлеба, ни запасов медикаментов? Ты знаешь, что это твое лучевое голодание в двадцати процентах случаев приводит к шизофрении? А? - Он вытер ладонью могучий залысый лоб. - Нам нужны врачи… двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров зараженной почвы - для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы… Массаракш, нам нужен хотя бы один землянин на Островах, в адмиралтействе этого мерзавца… Никто не может там удержаться, никто из наших не может хотя бы вернуться и рассказать толком, что там происходит… [...] И чем же ты конкретно намерен теперь заниматься?



«Неизвестные Отцы... группа наиболее опытных интриганов, остатки партии путчистов, сохранившиеся после двадцатилетней борьбы за власть между военными, финансистами и политиками...»

- Не знаю, - сказал Максим. - Я буду делать то, что мне прикажут знающие люди. Если понадобится, я займусь инфляцией. Если придётся, я буду топить субмарины… Но свою главную задачу я знаю твёрдо: пока я жив, никому здесь не удастся построить ещё один Центр. Даже с самыми лучшими намерениями…»
Интересно вот что: содержало ли в себе некий изначальный изъян само намерение юного Гайдара «разобраться в том, что такое инфляция»? Оно его логически привело в лагерь ярой реакции и контрреволюции или что-то совсем иное? Кстати, ещё ирония судьбы заключалась в том, что, пойдя в экономику под влиянием импульса «бороться с инфляцией», Гайдар с января 1992 года раскрутил самую чудовищную инфляцию в стране за долгие десятилетия, когда советский червонец превратился в современную однокопеечную монету, а миллиарды трудовых сбережений советских людей сгорели дотла... Инфляция тогда составила 2600%.
Вот она в карикатурах того времени:



Рисунок В. Мочалова. Борис Ельцин - Егору Гайдару: «- Теперь ты понимаешь, Егор, что такое переломный этап в экономической реформе?» 1992 год



Рисунок А. Дьякова. «- Караул!!! Шоковая терапия!!!» 1992 год



Рисунок В. Владова. «- А теперь пойдём в магазин и посмотрим, как скачут цены». 1993 год



Рисунок Р. Глухова. «- Почём у вас слиток масла?». 1993 год



Рисунок В. Курту. «- Какие цены!.. - Бог с ними, лишь бы не было войны!». 1992 год



Рисунок В. Уборевича-Боровского и М. Вайсброда (тема). «- Тридцать третьим будешь?». 1992 год



Из печати 1993 года



Рисунок В. Владова. «- Это за туфли или уже только за шнурки?». 1993 год



Рисунок А. Василенко. 1997 год



Рисунок В. Пескова

P.S.Лично я, должен честно признаться, всегда относился к Егору Тимуровичу исключительно плохо. Ещё с того далёкого дня, на заре Святых Девяностых, когда впервые услышал его имя. В 1994 году сочинил про него такой текстик:
«Чёрный юмор.
В детстве юный Егор Гайдар был тимуровцем. Делал разные добрые дела, помогал одиноким малообеспеченным старичкам и старушкам.
И так они ему за это время осточертели, что, когда он вырос, он осуществил план «шоковой терапии», в результате которого большинство одиноких бедных пенсионеров заблаговременно отправились на тот свет.
По сообщению еженедельника «Аргументы и факты» в 1993 году в России умерло на 200 тыс. больше людей, чем в 1992 году».



Образ из творчества Аркадия Гайдара, который больше всего вспоминается при изучении деятельности Егора Гайдара...

Портреты контрреволюционеров, Даты, Россия

Previous post Next post
Up