2. "Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт" (Мао)
(из письма автора блога - Илье Романову)
Начало темы"Итак, начнём разбирать "химические свойства" исторических элементов. Напомню, что "историческими элементами" мы назвали не исторических деятелей, а, по Вашему выражению, "эпохи (времена правлений)". Правда, часто бывает так, что лицо определённого человека становится "лицом эпохи". Но бывает и так, что один и тот же правитель проходит через две-три эпохи (скажем, Иван Грозный, Кромвель, Наполеон Бонапарт или Мао Цзедун). А бывает и наоборот, так, что в одну историческую эпоху вмещается множество лиц исторических деятелей и правителей.
Как известно, химические элементы делятся на стабильные, которые могут существовать неопределённо долго, и нестабильные, радиоактивные, которые с течением времени постепенно самораспадаются. А среди исторических элементов стабильных нет! Абсолютно все они самопроизвольно распадаются по прошествии какого-то времени. Собственно говоря, вся мировая история - сплошная цепочка таких последовательных самораспадов. (Или, разумеется, распадов, произошедших по внешним причинам).
Хотя среди исторических деятелей и живёт своеобразная мечта о "философском камне истории", о том, чтобы создать общественный порядок, не подверженный действию времени и разрушения.
Например, свой рецепт предлагал - причём уже после Февраля и Октября - русский монархист Василий Шульгин. Он писал: "Утрачено истинное понимание, что такое гвардия: Лейб-гвардия, собственно, должна быть «телохранительницей верховной власти». Понимая это более широко - гвардия должна быть тем кулаком, который принудит к повиновению всякого, не подчиняющегося власти... Другими словами: назначение гвардии - повиноваться и действовать именно тогда, когда всё остальное не хочет повиноваться, т.е. во время народных движений, волнений, бунтов, восстаний... Достаточно ли, чтобы такой корпус имел только одних офицеров, на которых можно положиться? Это нелепость... Гвардия должна состоять из солдат, не менее офицеров настроенных гвардейски... Поэтому в гвардии должны служить люди не по набору, а добровольно и за хорошее жалованье... И притом это должны быть люди с известной закваской - каждый персонально известный, а не вербоваться по росту: кто выше всех ростом - тот гвардеец. Как будто преданность верховной власти есть функция роста: все большие - монархисты, а все маленькие - республиканцы!".
Ленинград, 1960-е годы. Василий Шульгин в Таврическом дворце указывает на место в бывшей Государственной Думе, которое он занимал
Над такими наивными рецептами, конечно, можно только посмеяться (хотя отбор гвардейцев по росту - это, несомненно, ещё большая нелепость). Да, будь у государя-императора надёжная гвардия из преданных людей, царь Николай и его потомки, возможно, безмятежно царствовали бы и поныне, да и вообще, по слову Салтыкова-Щедрина, тогда бы "история остановила течение своё"! :)
Почти всегда большинство людей уверено, что общественный порядок, при котором они живут, просуществует вечно. Но на самом деле он рухнет в свой черед, рано или поздно, как рухнули и все ему предшествовавшие. В советских хрестоматиях любили приводить диалог 17-летнего Владимира Ульянова и пристава, который вёз его под первый арест:
- Ну что вы бунтуете, молодой человек, - увещевающе сказал пристав, - ведь стена!
На что он получил от юного смутьяна совершенно неожиданный ответ:
- Стена, да гнилая - ткни, и развалится!
Но мало кто понимает, что "абсолютно не подверженных гниению стен" в истории не существует и существовать не может вовсе, рано или поздно любая стена прогниёт настолько, что "развалится" от самого лёгкого тычка. "Хотел бы лес покоя, да ветер не даёт", - эту пословицу весьма метко приводил по сходному поводу председатель Мао.
Но, тем не менее, хотя все исторические элементы и подвержены самораспаду, среди них, как и среди химических веществ, можно выделить короткоживущие и долгоживущие "изотопы". Например, вся якобинская эпоха во Франции длилась, как мы знаем, чуть более года. Как Вы замечали в одном из писем, "Робеспьеров-то с Маратами, как мы неоднократно имели возможность убедиться, не остаётся в считанные годы, если не месяцы". Да, это был чрезвычайно короткоживущий изотоп исторического элемента под названием "Якобинство".
Но ведь могло быть и иначе. Наполеон Бонапарт, друживший с младшим братом Робеспьера Огюстеном, позднее говорил маршалу Мармону: "Если бы Робеспьер удержал за собой власть, он изменил бы свой образ действий; он восстановил бы царство закона; к этому результату пришли бы без потрясений, потому что добились бы его путём власти". Иначе говоря, по версии Наполеона Бонапарта, термидор всё равно победил бы, но более медленным, эволюционным путём. Это был бы более "долгоживущий изотоп" того же элемента.
Нечто похожее произошло во время русской революции 1917 года. Вот простое сравнение на предмет длительности жизни рождённых революциями "исторических элементов" (и продуктов их самораспада).
Английская революция - от созыва Долгого парламента до реставрации монархии - продлилась всего 20 лет (1640-1660 годы). Начало французской Революции (14 июля 1789 года) и успешную Реставрацию - восшествие на престол брата казнённого короля Людовика XVIII (6 апреля 1814 года) разделяют примерно 25 лет. Между началом российской революции (Февраль 1917 года) и восстановлением в России монархической гербовой символики (ноябрь 1993 года) - втрое дольше времени, около 76 лет. Ясно, что тут мы имеем дело с более долгоживущими "изотопами" сходных исторических элементов. О причинах, которые замедлили их самораспад, мы ещё поговорим позднее."