Судоходное Смолино

Nov 24, 2015 20:57

Как известно, озеро Смолино - осколок древнего моря. При слове МОРЕ в голове крутятся приятные ассоциации - ветер, волны, корабли. Нууу, где корабли, а где Смолино??? Секундочку...
Помню в детстве, в 80-х годах, подолгу любовался многочисленными парусниками на озере местного сельмашевского яхт-клуба. Но были истории и по-маштабнее.
В начале 90-х на берегу около 46 школы можно было еще увидеть ржавое судно. Вот как то время вспоминает мой товарищ  В.Кряжев: "Помню Челябинский бронекатер, уже частично порезанным, на период 1992-1994 пацанами на нем играли. Носовая часть была разрушена до переборки боевого отделения, рубка целая, машинное отделение целое, корма аккуратно отрезана по второй переборке после машинного отделения".
Действительно, на просторах интернета можно найти славную историю этого судна.


БК-233(до 18.09.1942 г. № 74«Минер Никулин», до 16.11.1942 г. № 72, до 3.02.1943 г. № 62, до 21.03.1943 г. № 123, до 13.04.1943 г. № 313, до 5.02.1944 г. № 233)
Заводской № 392. Заложен 28.07.1942 г. на заводе № 340 в Зеленодольске, 27.07.1942 г. зачислен в списки ВМФ с последующей передачей в состав ВВФ, спущен в конце 1942 г., 3.02.1943 г. перечислен в состав АВФ ЧФ, 21.03.1943 г. перечислен в отдельный Кубанский отряд БКА АВФ ЧФ, 13.04.1943 г. на период достройки и прохождения госиспытаний передан в состав Астраханской ВМБ КБФ, вступил в строй летом 1943 г., 5.08.1943 г. по прибытии от промышленности включен в состав Астраханской ВМБ КБФ. 31.08.1943 г. после утверждения акта приема от промышленности включен в состав ВМФ, 5.02.1944 г. перечислен в состав Очаковской ВМБ ЧФ. 13.04.1944 г. перечислен в ДуВФ. С 15.11.1944 г. входил в 4-й Тулчинский дивизион БКА ДуВФ. 11.04.1945 г. вовремя высадки десанта у второго Венского моста в катер попал 88-мм снаряд, разбивший мотор, возник пожар, катер отправлен в ремонт. 30.06.1959 г. разоружен, передан челябинскому клубу ДОСААФ для использования как учебное судно УС-575 и исключен из списков ВМФ.
Самые драматичные мгновения Венской операции вспоминает капитан А. Синявский  "…снаряд, попавший в катер, вывел из строя мотор, перебил бензоровод. Катер лишился хода, на нем начался пожар. Старшина 1-й статьи Беляев плоскогубцами перегнул трубку бензопровода, течь бензина прекратилась. Бронекатер, потерявший ход, течением сносило к левому берегу на полузатопленную баржу. Рулевой Ермаков, с помощью трапа, опущенного за борт, отталкивался от баржи, не давая катеру застрять на мели… Командир «БКА-234» лейтенант Додонов под огнем противника подошел к «БКА-233», ошвартовался к его борту и вывел из зоны обстрела. Экипаж катера на ходу ликвидировал пожар".
 За время операции огнем бронекатеров было уничтожено: два самоходных орудия «Фердинанд», четыре 88-мм орудия и до 350 солдат противника; подавлено три артиллерийских, две минометных батарей и до 45 огневых точек противника. За время боя катера, обеспечивавшие поддержку десанта, израсходовали 362 снаряда. Одновременная высадка десантных групп у обоих концов моста ошеломила противника, нарушив систему обороны. Саперы, находившиеся среди десантников, перерезали провода, подведенные к зарядам взрывчатки, предотвратив дистанционный взрыв моста. Десантники прочно закрепились на захваченных участках моста и в течение двух суток отбивали многочисленные атаки врага, удерживая мост до подхода частей 80-й стрелковой дивизии... ("Боевые действия на Дунае. Август 1944 г. май 1945" Борис Никольский).
 Вот такая славная история судна. В 60-80-х гг. катер принадлежал местному ДОСААФ и базировался в районе, где сейчас находтся ГИМС МЧС. В те времена периодически катал челябинцев. А это уникальное фото катера из семейного архива семьи Кряжевых. Снято с пляжа около спорткомплекса "Восход", начало 60-х. Вид для Челябинска прямо скажем не совсем обычный)


За фото и информацию спасибо Владимиру Кряжеву.

Восход, бронекатера, история Челябинска, ВОВ, Смолино

Previous post Next post
Up