Мысли о последствиях церковной романтики продолжают бродить и пениться в голове, как прокисший кисель.
Постепенно прихожу к выводу, что так называемое расцерковление, которое переживают многие, пришедшие в церковь в девяностые, это вполне закономерный процесс, необходимый для поддержания психического здоровья. Это расцерковление проходит у разных людей по разному. Кто-то тихо перестаёт посещать службы, всё реже прибегает к таинствам, постепенно перестаёт молиться. Другие уходят громко хлопая дверью, находя повод для отступления в виде какой-либо несправедливости и обиды или видя причину в наших церковных недостатках. Случается, что человек просто заболевает от чувства вины и тогда ему поневоле приходится лечиться.
Причиной подобных процессов, на мой взгляд, является сама идея, приведшая романтика в церковь. Такой человек настроен на подвиг и жертву. По сути он принимает веру в Господа, как самое главное своё служение. Он становится христианином и искренне пытается жить для Бога и церкви, забывая и не придавая значения обычным житейским обязанностям и считая недостойными и греховными светские радости и утешения. Конечно этот подход порождает непонимание в отношениях с не церковными родственниками и друзьями. И, если с друзьями общение постепенно прекращаются и появляются новые знакомые, разделяющие идеи романтика-неофита, то с родственниками недоумение может перерасти в войну и образовать незаживающую рану.
Романтизм хорош на начальном этапе воцерковления, когда усиленно приобретаются новые знания и привычки, но со временем, если его передозировать, он перерастает в болезнь и начинает мучить. Я бы сравнил запущенный романтизм с чревоугодием, когда человек живет, чтобы есть, а не ест, чтобы жить. Христианство у такого болящего не освящает и не одухотворяет жизнь во всех её проявлениях, а отравляет сомнениями и подозрениями и изводит душевными муками.
В комментариях после первой части "Адской романтики" прозвучали характерные признания.
http://spbreader.livejournal.com/ признался что не решился бы креститься, если бы ему показали, что за этим последует, имея в виду вольные и невольные страдания христианина. На мои попытки попытки что-то объяснить
http://spbreader.livejournal.com/ приводит в качестве аргумента цитату о взятии своего креста и кидается в меня Шмемановской курочкой в первый день великого поста. Что тут скажешь, человек подсел на страдание и не может выйти из замкнутого круга.
http://ufanna-m.livejournal.com/ похоже переболела и дала свой рецепт непростого выздоровления:
" Да,христианство-это не про романтику и подвиги в выстаивании многочасовых служб,в бдениях и пощениях,в обязательных тасканиях детей по воскресеньям и не только, на службы,в упреках и нравоучениях,когда они отказываются вставать,потому что тоже устали за неделю и хотят выспаться или просто побыть дома и идут в церковь,подчиняясь грубой силе авторитету родителей. А потом,научившись сопротивляться и посылать плачущую маму подальше,в храм,отрицать всё и вся.
Христианство-это про борщ и пироги дома и про счастливую улыбку великовозрастного сына,вернувшегося домой,а мама не на службе,а встречает ребенка дома и при этом не попрекает,что из-за него,дурака такого,вся из себя верующая-преверующая мама пропустила службу.А на службу мама побежит утром,когда сын спит и вернётся радостная.
Христианство-это не пойти на такую долгожданную ночную Пасхальную службу,а остаться дома,втихаря поплакав в ванной,чтобы сын-подросток не пошёл в Праздник праздников в плохую или даже не очень хорошую компанию,а включив телевизор и смотря Пасхальное богослужение, накрыть праздничный ужин в нарушение всех правил,разговеться вместе с ребёнком яйцами,которые вместе разукрашивали,съесть кулич,который он с мамой ходил освящать,потому что маме одной тяжело нести сумку и да,он приложился к Плащанице,пошел САМ и поставил свечи к любимым с детства иконам,без просьб и напоминаний,САМ,хотя маму так и распирало напомнить ему об этом,но удалось удержаться,что получается очень редко.
Конечно,кому не хочется иметь настоящую христианскую семью,воцерковленных,по-настоящему верующих детей,как у нашего покойного о.Феодора,где всё органично,христианство впитывается с молоком матери в нескольких поколениях, но это как мечтать быть святым или на худой конец королем.
От осины не родятся апельсины,возможно,конечно,путем длительной селекции,прививок,читай скорбей,лишений и непрестанной молитвы,до кровавых душевных мозолей."
Аноним по имени Андрей и Одессы, наверное самый активный мой комментатор, где-то признался, что не соблюдает посты и не исполняет молитвенные правила. Видимо это его способ освобождения от иллюзий романтизма, заключающийся в избегании ближнего боя и выдерживания дистанции, что позволяет оглядеться и поразмышлять.
Совсем недавно мне пришлось применять экстренные меры к одной уже теряющей душевное здоровье женщине. Она дружит с какой то монахиней, ездит с ней в паломничества и слушает наставления матушки. В Дивеево её как-то попросили затушить лампады после службы, она исполнила послушание, но, приехав в Москву, стала сомневаться правильно ли поступила:
- Может мне вернуться и зажечь эти лампады? - спросила меня эта несчастная.
- А Вы не чувствуете, что с Вами что-то не так? - осторожно поинтересовался я у болящей.
- Чувствую, - ответила она с надеждой глядя на меня, - но матушка согласна съездить со мной, чтобы я зажгла лампады.
- А что она Вам советует, чтобы исцелиться от депрессии?
- Благословляет уходить в монастырь, который где то в лесу.
По всему было видно, что страдалице уже требуется психиатр, но я не стал пугать её такой перспективой, а предложил для начала обратиться к психологу. Кроме того, строго настрого запретил общаться с "духовной наставницей", не разрешил поститься и благословил читать утром и вечером только Отче Наш. В храм посоветовал ходить раз в неделю по воскресениям, а лучше раз в две недели. Женщина тут же ожила, в её измученных депрессией глазах засветилась надежда, но я сильно сомневаюсь, что все ограничится только подобным искусственным дыханием.
Потом, размышляя о её жизненной трагедии, пришёл к заключению, что единственный путь выздоровления для неё в этой стадии болезни - это расцерковление. Только пройдя через него она сможет приобрести трезвый подход к церковной жизни. Если ещё повезет.