Разные подходы (Хорда, Сорока и я)

Sep 11, 2014 15:12

Мой оппонент Олег Сорока написал пост в фейсбук про Северо-Западную хорду

[Нажмите, чтобы прочитать пост...]

Oleg Soroka
2 hrs ·

Многострадальный вопрос о Северо-Западной хорде, сколько уже слов о ней сказано. Что мы видим сегодня? Брошенная техника, ограждения на всем протяжении улиц, все это создает неудобства для жителей района Хорошево-Мневники и всего Северо-Запада Москвы.

Я мог бы как разнообразные общественные деятели начать кричать «Долой хорду!» и обещать, что сделаю все, чтобы ее закопали обратно, но я не стану этого делать, поскольку это утопические разговоры. Те, кто обещают прекратить стройку, работают на проект в его нынешнем виде - они призывают ничего не менять. Одними лозунгами делу не поможешь, нужно заниматься делом, а именно - пересмотром проекта.

Меня, как строителя и жителя этого района часто спрашивают, что делать? Хочу отметить, что мне не нравится проектное решение хорды. Оно непродуманное, неудобное для людей. С ним можно и нужно работать сейчас, когда мы можем внести коррективы в строительный план. Поэтому, я решил изложить свою позицию по этому вопросу, честно и с полной ответственностью.

В настоящий момент мой штаб запустил специальный проект по хорде. Мы предлагаем жителям района высказаться за пересмотр проектного решения, обозначить, что именно они хотели бы скорректировать. После сбора подписей мы направим коллективное обращение жителей к властям Москвы. Со своей стороны я сделаю всё, чтобы мнение горожан было услышано и учтено.

Количество полос должно быть уменьшено, остановиться нужно не на четырех полосах, а на трех. В существующем проекте недостаточное количество пешеходных переходов, сделаны они не в привычных жителям местах и недостаточно оборудованы. Необходимо еще раз продумать расположение пешеходных переходов, увеличить их количество, оборудовать лифтами для маломобильных групп населения. Также нужно серьезно увеличить количество компенсационных мер: заменить окна в домах на прилегающих территориях, грамотно и подконтрольно жителям провести озеленение, поставить шумозащитные экраны.

Я знаю, что ситуация с обанкротившемся застройщиком, который бросил стройку в ноябре 2013 года, только усугубила недовольство москвичей. Но ситуация была поставлена на контроль у мэра Москвы Сергея Собянина, и в настоящий момент есть распоряжение заместителя мэра по строительству Марата Хуснуллина о решении этого вопроса. Сейчас на строительных объектах выставлена охрана, территория приводится в порядок. В ближайшие месяц-два новый подрядчик начнет работы и, самое главное, завершит их в максимально короткие сроки. Эти несколько недель - наш шанс максимально скорректировать проект с учетом мнения жителей.

Только мы с Вами, жителями района, можем изменить проект и сделать его удобным для проживания!



Я рад, что Олег высказывается по этой теме, да ещё и ведёт публичную дискуссию в фейсбуке. Это замечательно. Однако, к сожалению, то, что он пишет я уже много раз слышал от НИИПИ Генплана, НПО Космос, представителей мэрии и других персонажей, связанных со строительством. Схема всегда работает так:
  1. Приходит хорошо умеющий работать с населением персонаж, который говорит, что к сожалению, глобально уже всё решено и проект не отменить, но он готов выслушать все пожелания как облегчить участь жителей в связи с неудобствами,
  2. Потом он с очень заинтересованным видом записывает пожелания граждан,
  3. Всем сообщается, что пожелания будут максимально учтены, обдуманы и рассмотрены,
  4. По телевизору показывают репортаж о том, как строители ищут компромиссы с жителями,
  5. В проект добавляется три с половиной дерева и один пешеходный переход,
  6. Везде заявляется, что с жителями найден компромисс и всё ок.
Такой подход может быть уместен тогда, когда речь идёт о бесспорно полезном проекте, например строительстве дома Культуры или реконструкции сквера. Но когда речь идёт о проекте, полезность которого ставится под сомнение ведущими мировыми экспертами, тремя деревьями и лифтами в подземных переходах нельзя обойтись. Нужно ответить на некоторые фундаментальные вопросы, а потом разобраться в крупных деталях проекта. Давайте попробуем.

Фундаментальные вопросы:
  1. Зачем вообще этот проект нужен и какие цели преследует.
  2. Если проект преследует цель увеличить связанность районов и разгрузить кольца (так заявлялось на многочисленных встречах), то зачем делать её бессветофорной?
  3. Как мы находим в проекте баланс между удобством жителей района и удобством автомобилистов, едущих транзитом?
  4. Отдаём ли мы приоритет общественному транспорту, как это предусмотрено во всех транспортных программах мэрии Москвы?
Теперь перейдём к некоторым частным проблемам проекта.

[Проблема №1: общественный транспорт]Проблема №1: общественный транспорт

Между метро Сокол в районо Хорошёво-Мнёвников есть очень интенсивное троллейбусное движение. Троллейбусы ходят один за одним, потому что обслуживают район, в котором нет метро. Люди из огромного района ездят на них к метро Октябрьское Поле и Сокол. Это одна из самых загруженных троллейбусных линий Москвы.
Также есть движение автобусов от Сокола в Щукино.

Проект хорды предлагает заставить этих людей ездить кругами



№59 троллейбус в час пик ездит раз в 2,5 минуты. Он будет делать 1700 метровый круг и разворот. На Соколе транспорт в час пик ходит чаще раза в минуту и он уже делает оттянутый разворот.

Это всё имеет отрицательный транспортный смысл - люди, которые едут в автомобилях, экономят от отсутствия светофора намного меньше времени, чем люди, которые едут на разворот на общественном транспорте. Вот наглядное видео с Сокола, где левый поворот уже закрылся и разворот действует

image Click to view


это не час пик

Вопрос: зачем это делать? Зачем бессветофорное движение, зачем эти круги троллейбусов?
Вопрос 2: как Олег Сорока планирует менять проект, чтобы эту неприятность исправить?


[Проблема №2: местные жители и пешеходная доступность привычной инфраструктуры]Проблема №2: местные жители и пешеходная доступность привычной инфраструктуры

Улица до строительства выглядела так



Это была небольшая районная улица с движением в 2 полосы в обе стороны, с большим количеством светофорных пешеходных переходов. Такая улица не отделяет две стороны района друг от друга, дети могут ходить через неё в школу, а жители в магазин, пенсионеры могут гулять в сквере, ну и так далее.
Если Олег Сорока съездит в будний день на Октябрьское Поле и посмотрит на пешеходный переход около метро, то он сможет обнаружить очень большое количество людей, переходящих тут улицу



После строительства для перехода по улице Бирюзова от дома 12 к дому 14 нужно будет проделать вот такой маршрут



Это значительное ухудшение жизни для людей, живущих в районе. Такие происходит на всём протяжении дороги: вот схема текущих наземных переходов и предлагаемых к строительству вместо них надземных и подземных



Связанность района потеряется, ходить через дорогу будет сложно, для пожилых людей почти невозможно из-за лестниц (не надо про лифты - нигде в Москве массово лифты в подземных переходах не строятся, а если и строятся, то работают месяц). Жить напротив 10-ти полосного шоссе намного менее приятно, чем напротив бульвара. Для жителей района это хуже со всех сторон. И «компенсационное озеленение» с шумоизолирующими окнами тут никак ситуацию не исправляют

Вопрос: ради чего ухудшается жизнь жителей района?


[Проблема №3: закрытие левых поворотов и перепробеги для автомобилистов, увеличение количества машин на дороге]Проблема №3: закрытие левых поворотов и перепробеги для автомобилистов, увеличение количества машин на дороге

Для организации бессветофорного движения закрываются левые повороты. На разворот поедут не только троллейбусы, но и автомобилисты: поток по улице Бирюзова довольно интенсивный и автомобилисты вместо 50 метров будут ездить теперь 1500 метров. Это приведёт к вот такому эффекту:





Машин вокруг метро Октябрьское Поле будет больше, они будут под окнами жителей проезжать лишние 1500 метров вместо того, чтобы просто поехать налево. Вопрос: зачем?


Есть ещё много других проблем: к примеру, бутылочное горлышко на мосту. Но давайте не слишком уж уходить в детали.

К этой проблеме в её текущем состоянии может быть два подхода. Один, его как я понимаю предлагает Олег Сорока: игнорировать все эти вопросы, описанные выше, и не обсуждать их потому, что высокое начальство уже приняло все решения и ничего теперь не сделать. Давайте вместо целесообразности проекта вообще и его эффектов на транспортную ситуацию лучше обсудим, где именно мы хотим посадить компенсационные деревья и какие мы хотим шумоизолирующие устройства.

Таким образом часто действуют депутаты, которые действуют в интересах системы, а не в интересах поиска наиболее качественного решения. У них субординация: вот начальство решило, что надо бессветофорное, значит, надо бессветофорное. Мы приказы не обсуждаем. Давайте обсуждать клумбы.





И давайте убедим жителей в том, что всё, на что мы можем повлиять, это клумбы. Попросим их разместить все эти второстепенные проблемы в каком-нибудь приоритете и будем казаться заботливыми борющимися с несправедливостью депутатами, а оппонентов, желающих обсудить всю проблему целиком, назовём популистами



И почему нельзя город-сад с велодорожками и наземными переходами? Ну ладно, это политика...

Но давайте попробуем по делу. Давайте мы не будем обсуждать клумбы. Мы же не живём в оккупированном врагами городе и вынуждены смириться с их глупым решением потому, что они тут главнее? По-моему, нет. Поэтому давайте обсуждать всё, а не только компенсационные деревья.

Вот мой взгляд на фундаментальные вопросы, которые я описал выше. Он получился не из ночных размышлений при луне, а из длительной работы с проектировщиками этой истории, с экспертным комитетом и различными департаментами мэрии.
  1. Никто не знает, зачем нужен этот проект и не может ответить на этот вопрос. Говорят, что откроется Алабяно-Балтийский тоннель и нехорошо, если из такого дорогого тоннеля машины будут в светофор выезжать, и тому подобные аргументы. В реальности же никто не знает, зачем было принято решение это всё дело строить.
  2. Проект бессветофорный потому, что наши отстающие лет на 30 от лучших мировых практик проектировщики считают, что чем меньше светофоров, тем лучше. Больше никакого в этом смысла нет, никто не знает, чем мешают светофоры,
  3. В данный момент проект вообще не учитывает интересы жителей района, людей, перемещающихся по хорде на троллейбусе, и вообще всех, кто не едет мимо транзитом. Троллейбусы отправляются на длинные оттянутые развороты, районные связи прерываются, пешком перейти улицу становится намного сложнее - минусы тут для всех, кроме едущих транзитом
  4. Сейчас в этом проекте приоритет полностью отдан личному автотранспорту за счёт общественного и пешеходов.
Теперь по частным проблемам:
  1. Ситуация с оттянутыми разворотами троллейбусов совершенно неприемлема, маршрут с таким пассажиропотоком должен ехать к пункту назначения кратчайшим путём. Хорда не должна быть бессветофорной, троллейбусы должны ездить как ездили
  2. Нельзя прерывать имеющиеся пешеходные связи, нужно оставить людям возможность переходить улицу. Светофор не создаёт пробки, на огромной ленинградке есть пешеходный светофор около Белорусского вокзала и ничего, пробки там не появляются, но возникают в бутылочных горлышках,
  3. Нельзя закрывать проезд по улице Бирюзова, это только ухудшит транспортную ситуацию из-за огромного количества машин, которые будут совершать перепробеги по территории района.
И главное - все эти неудобства можно бы было предлагать людям терпеть, если бы было понятно какая в этом всём цель. Если бы вышел эксперт и внятно объяснил, зачем же, блин, понадобилось бессветофорное шоссе там строить и какой от него будет эффект. Но этого нет и не будет - никто такой информацией не владеет.

Как решать всю эту ситуацию?

Как говорит Вукан Вучик, никогда не поздно перестать двигаться в неправильном направлении. Город совершил ошибку и придумал вредный со всех сторон проект, начал его строить. Понятно, что если его завершить, то в течение максимум 10 лет его придётся демонтировать - слишком уж очевидна вредность проекта.

Сейчас на улице Народного Ополчения всё разгромлено - строит брошенная техника, тротуары разбиты, на дорогах огромные пробки. Уже полтора года стройка в таком состоянии из-за банкротства подрядчика.
Нужно в самые краткие возможные сроки убрать технику, вернуть улице работоспособное состояние, если где-то уже выкопали яму, то, если возможно, оградить её таким образом, чтобы она никому не мешала, а если нет - закопать обратно.

После восстановления работоспособности нужно собрать адекватный экспертный комитет, состоящий из учёных-транспортников и обсудить, как решить проблемы проекта, описанные выше. Изменить проект таким образом, чтобы этих проблем не было, и потом уже всё реконструировать.

Тактика «давайте будем быстрее реконструировать, все решения уже приняты, ничего не изменить и лишь бы хоть как-то быстрее закончилось это всё, а пока давайте обсудим компенсационные меры» проигрышная для всех. От неё нужно отказаться. Это большой и дорогой проект, влияющий на тысячи людей, у него большие проблемы - о них нужно серъёзно ещё раз подумать.

Вот разговор обо всем вышеперечисленным с профессором Вуканом Вучиком на месте событий

image Click to view



Понятно, что такой формат политической конкуренции, как серъезная дискуссия о проблемах района, вряд ли будет востребован на этих выборах. Но я всё же решил выкинуть в мусорку весь компромат, который мне присылают на конкурентов, и попробую пообщаться с конкурентами вот так. Наверняка у этого поста будет намного меньше шеринга, чем у постов с компроматом. Но всё же.

Если вы живёте в Хорошёво-Мнёвниках, Филёвском Парке или Щукино, то приходите в воскресенье на выборы депутатов Мосгордумы, я (Максим Кац) там в них участвую :)

Оглавление журнала
Previous post Next post
Up