Московские трамваи

Oct 25, 2013 21:16


Первый трамвай в Москве появился в 1899 году, когда в январе были закончены все основные строительные работы на первом участке от Петровского парка по Верхней и Нижней Масловкам до Бутырской заставы, в Электрическом депо и на подтанции.
Торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве линии от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года в Электрическом парке.

Спустя 6 лет, когда жизнь в городе только вошла в нормальную колею после революции 1905 года, Николай Иванович Гучков распорядился о прокладке трамвайных путей.

Через два года, в 1907 году, началось движение по Мясницкой линии, Сретенке и Лубянке, от Страстного монастыря по Дмитровке и далее на Сретенку и Мясницкую. Первые маршруты электрического трамвая связывали окраины Садового кольца с центром и во многом повторяли коночные.



Это один из самых первых трамваев в Москве. 1910 год. На втором плане - храм Сокольнической больницы. Трамвай ходил по маршруту №10: Преображенская ул., Сокольническое шоссе, Краснопрудная улица, Каланчевская улица, Садовая-Спасская улица, Сретенка, Большая Лубянка, Театральный проезд, Воскресенская поликлиника, Манежная, Всехсвятская улица, Болотная площадь.



Трамвай на Красной Площади. Снимок был сделан где-то между 1910-1915 годами.



И Красная Площадь спустя почти 100 лет, без трамвая :(



Протяженность трамвайных путей росла и росла и к 1926 году выросла до 395 км, скорость движения трамвая выросла до 12 км/ч. Кстати, сейчас средняя скорость движения трамваев в городе Омск именно 12 км/ч, как в Москве в 1926 году. Боюсь, московская не сильно выше - трамвайные технологии у нас, конечно, не на уровне 1926 года, но где-то на уровне 1950.

Трамвайный поезд спускается к Театральной площади. Снимок сделан в 1927 году



Вот так выглядело движение трамваев по театральному проезду в 1927 году.



Сейчас тут девятиполосная односторонняя дорога, безумие



Апогей трамвайной сети в Москве пришелся на 30-е годы, когда она охватывала оба кольца (Бульварное и Садовое) и все соединяющие их улицы, линии были проложены и на окраины.

Трамвайная сеть Москвы 1930х годов.


Надо сказать, кстати, что транспортная ситуация тогда была далеко не идеальной. Очень жаль, что сеть не сохранилась до наших дней чтобы переделать её в LRT, однако идеализировать тогдашнюю ситуацию не стоит: трамваи ездили очень медленно (их было слишком много), движение в пиковые часы было нестабильным из-за адских пробок на центральных узлах, при этом по каждому отдельному маршруту была тотальная нехватка вагонов и огромные интервалы движения, из-за чего вагоны были переполнены

Трамвай на Арбатской площади. 1930 год.



Ещё Арбатская



Арбатская Площадь сегодня во власти автомобилей :(



Движение трамваев по Садовой-Каретной



Сейчас эти места узнаются с трудом


Вот как-то так выглядела Пушкинская площадь тогда



И как-то так сейчас



После открытия в 1935 году метро была совершена одна из самых обидных градостроительных ошибок: сняты трамвайные линии, совпадающие с метро по направлению. Хотя трамвай никак не конкурирует с метро - метро хорошо для передвижения на длинные расстояния, но совершенно не годится, если нужно проехать одну-две остановки: глубокий спуск и подъём делают перемещение долгим, по времени равным походу пешком.
В результате сегодня по центру города почти невозможно ездить на общественном транспорте. Как часто вы слышали «нужно посетить несколько мест, поэтому мне обязательно придется ехать на автомобиле»? Я часто слышу этот аргумент и он вполне уместен: вот попробуйте, например, доехать на транспорте с Нового Арбата на Тверскую, скажем в мэрию.

24 минуты пешком или 28 минут на метро с пересадкой



Или, к примеру, с Покровки на Петровку, в Мосгордуму. 23 минуты пешком, 24 на метро



И так почти любой маршрут в центре города: или 20 минут пешком, или 30 минут на метро. А на автомобиле такие маршруты занимают от 7 до 30 минут, если совсем уж всё не стоит. Конечно, таким образом общественный транспорт становится не конкурентоспособным и все стремятся ездить на автомобиле

К сожалению, позже случилась ещё одна напасть: трамваи стали менять на троллейбусы.
На тот момент, на самом деле, это была не такая уж и напасть: пробок в городе не было, троллейбусы ездили также быстро как трамваи, вместо старых трамваев в городе появлялись новые троллейбусы.
Но троллейбус, в отличие от трамвая, ходит без рельс. Поэтому в 90-х он стал попадать в пробки, а в связи с тем его можно легко снимать и заменять на автобус или снимать в одном из направлений, мы сейчас имеем в центре такую сеть, которая вообще для использования не пригодна (об этом хорошо писал Шумский).

Но вернёмся к истории. К 40-м годам многие трамвайные линии были заменены на троллейбусы. С развитием метрополитена в 1950 году была закрыта часть линий, ведущих к окраинам.

Вот такие трамваи ходили по тогда еще Домниковской улице в конце 50-х годов. (Сейчас это улица Маши Порываевой)



Теперь тут тоже многополосное шоссе



В 60х-70 годах были окончательно ликвидированы линии в западной части города :( Однако были построены и немного новых линий в тех районах, где ещё не было метро (Медведково, Чертаново, Перово).

Трамвай модели М-38 на площади Рижского вокзала



Трамвай едет по маршруту №17 (ВДНХ - Медведково)


\

С начала 80-х и до 90-х годов строительство новых линий почти не велось, но и ликвидации старых линии почти не было за редким исключением.

Вот трамвай на Русаковской, у каланчи. 80-е



В середине 90-х совершается ещё более обидная градостроительная ошибка: трамваи начинают снимать для строительства и расширения дорог, в том числе третьего кольца

Ленинградка



Сегодня



С Ленинградкой, конечно, вообще произошла трагедия. Был приятный проспект



Теперь там так



Беговая улица



Её попытались превратить в часть третьего кольца, теперь там нет трамвая и круглосуточная пробка



Последняя трамвайная линия в Москве была открыта 1982 году в Строгино, с тех пор линии только ликвидировались вплоть до 2008 года, однако с 2012 началось восстановление ранее закрытых линий. Недавно восстановили движение до улицы Алабяна, хорошее начало.



Надеюсь, дело дойдёт и до полноценной модернизации трамвая в Москве - перекладки рельс на современные и бесшумные, закупки современных составов

Не так



А так



Ну и, конечно, строить их побольше, открывать новые ветки, в том числе и в центре города.

Если вам интересно почитать ещё по теме, есть отличный сайт Московский Трамвай. Там много интересного

Оглавление журнала
Previous post Next post
Up