Давно собирался написать обзор про остатки существовавших ранее киевских маршрутах общественного транспорта, но как-то не складывалось. И вот в новом году прогулялся по некоторым местам, где раньше ездили трамваи, троллейбусы и автобусы. К сожалению, пока собрался посмотреть на ликвидированные маршруты, большую часть артефактов уничтожили. Что-то убрали вследствие установки новых остановочных знаков, что-то демонтировали из-за строек и ремонта дорог. Да и облазить все места за короткий зимний день невозможно. Поэтому часть фотографий дополню панорамами Яндекса и архивными снимками. Посмотрим же, что осталось до наших дней.
Надеюсь, тема ликвидированных киевских маршрутов будет интересна не только фанатам общественного транспорта, но и любителям истории Киева.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6430/21373742.16/0_8b235_341eb8d6_XXXL.jpg)
1. Бывшая конечная трамваев "Контрактовая площадь-2". Трамвайный маршрут №5.
Начну рассказ с самого "свежего" демонтажа - трамвайной линии маршрута №5 ("Контрактовая площадь(2) - Бульвар Дружбы народов").
После закрытия трамвайного движения на мосту Патона эта линия-аппендикс оказалась невостребованной. Пассажиропоток низкий, дублирующий автобусный маршрут №51 (который ездит намного дальше, чем трамвай №5). Большая часть пассажиров этого маршрута - туристы. Так как маршрут "в никуда". Немудрено, что малозагруженные маршруты в Киеве закрывают.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4136/21373742.16/0_8b245_9750ca0b_XXXL.jpg)
2. Конечная трамвайная остановка "Контрактовая площадь-2". Трамваи - долой. Автомобилистам радость. А то, что не у всех есть авто никого не волнует.
Трамвай №5 просуществовал до конца 2011 года. Фанаты, предчувствуя скорое закрытие маршрута, устроили покатушки вдоль Набережной. Жалею, что не принял тогда участия - сейчас трамвайная линия сохранилась только возле Контрактовой площади. И то, провода с растяжками поснимали. А кое где и столбы.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4132/21373742.16/0_8b236_77c7d1e4_XXXL.jpg)
3. За конечной остановкой.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4129/21373742.16/0_8b234_b5e6dcc7_XXXL.jpg)
4. И перед конечной.
Пройдёмся к Почтовой площади. Авось от трамвайной линии что-то осталось.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4134/21373742.16/0_8b22e_67dff6fb_XXXL.jpg)
5. Братская улица. Рельсы на перекрёстках закатаны под асфальт.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4119/21373742.16/0_8b233_aac6c841_XXXL.jpg)
6. Зато теперь водятлы могут ставить машины с обеих сторон не опасаясь помешать проезду трамвая.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/21373742.16/0_8b232_8d0ebd21_XXXL.jpg)
7. Угол улицы Братской и Игоревской. Рельсы обрываются.
На Почтовой площади от трамвая не осталось ни следа. Площадь раскопали для строительства путепровода. Проходим площадь и идём вдоль Набережного шоссе. Там остались рельсы (и то не везде), а опоры убрали.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/21373742.16/0_8b231_84e7a90e_XXXL.jpg)
8. В одном месте из снега торчат рельсы.
А дальше - ни намёка на трамвай. Интересно, под снегом хоть есть рельсы?
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/21373742.16/0_8b22f_35c9d8f3_XXXL.jpg)
9. Набережное шоссе. Кто не знает, что здесь проходила трамвайная линия может подумать, что это просто пешеходная зона.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6444/21373742.16/0_8b230_6d1186ab_XXXL.jpg)
10. Так и не скажешь по фото, что раньше здесь ездили трамваи.
Поэтому посмотрим как это место выглядело в 2011м.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4124/21373742.16/0_8b22a_b88a669b_XXXL.jpg)
11. Почтовая площадь. 2011 год. Провода сняли, но консоли, столбы и рельсы ещё лежат.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/21373742.16/0_8b22b_a31c595d_XXXL.jpg)
12. Набережное шоссе. 2011 год. Демонтирована только контактная сеть. Всё остальное на месте.
Весной прошлого года картина поменялась: столбы выкорчевали, а на рельсы поставили бигборды.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6523/21373742.c/0_84460_7aaefa45_XXXL.jpg)
13. Набережное шоссе. Май 2012 года.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6523/21373742.c/0_84461_141b0490_XXXL.jpg)
14.
Примечательно, что демонтаж проходит под окнами офиса КП "Киевпасстранс".
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/21373742.16/0_8b23d_ccfd174c_XXXL.jpg)
15. Ещё старое фото крайнего участка ликвидированной трамвайной линии - разворотное кольцо "Бульвар Дружбы Народов". Под строительство причудливого моста его снесли.
Продолжим прогулку по центру. Перейдём к троллейбусам.
Легендарный троллейбусный маршрут №20 "Музей истории ВОВ - Площадь Льва Толстого" отменили ради реконструкции Майдана Независимости и подземного торгового центра. Возможно, что троллейбусная линия в центре помешала Верховной раде (учитывая частые митинги). А ведь маршрут был востребованным и на Крещатике. К счастью, инфраструктура местами сохранилась. Это площадь возле стадиона им. Лобановского, Европейская площадь и Крещатик. Слоняться по новогоднему майдану и ждать момента, чтоб машины не заслоняли кадр не захотел. Поэтому ограничился несколькими фотками. Остальное - архивные снимки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/21373742.16/0_8b22c_1d449054_XXXL.jpg)
16. Столб с растяжками для контактной сети. На столбе остались оборванные растяжки контактной сети. Опора даже прогнулась под натяжением КС(!) Наличие опоры для контактной сети на некотором удалении от трассы троллейбуса №20 объясняется тем, что на перекрёстке улицы Грушевского и Петровской аллеи существовал разворот троллейбусов в сторону Европейской площади.
Из-за гололёда пришлось фотографировать аж через дорогу. На архивном снимке лучше видно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4121/21373742.17/0_8b250_ff974ce5_XXL.jpg)
17.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6446/21373742.17/0_8b24f_329822b_XXL.jpg)
18. Ещё одно архивное фото троллейбусной линии. 2008 год. Улица Грушевского. Столб с фидером (подпиткой контактной сети) и столб для поддержки контактной сети на развороте троллейбусов.
И свежие фото.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6447/21373742.16/0_8b22d_85dfd03d_XXXL.jpg)
19. Сейчас возле стадиона им. Лобановского понаставляли киоски/магазины, так что вид на столбы под контактную сеть перегородили.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6428/21373742.16/0_8b23b_809cd607_XXXL.jpg)
20. Два столба с фидерами. Удивительно, что не демонтировали. Наверное никому не мешают раз стоят.
Вместо 20-го троллейбусного маршрута был запущен автобусный маршрут №24 по удлинённой трассе - до вокзала. Но замена неравноценная - автобусы ездят редко и из-за частых гуляний и перекрытий Майдана, следуют по укороченному маршруту. Ну фото, так, для иллюстрации.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6442/21373742.16/0_8b228_f07846a3_XXXL.jpg)
21. Автобус МАЗ-203 маршрут 24.
Снова ретроспектива) Европейская площадь. Ждать пейзажа без машин в кадре не стал.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4135/21373742.16/0_8b23e_a800428a_XXXL.jpg)
22. Растяжки с креплениями под троллейбусную сеть на Европейской площади. Фото за 2008 год. Вроде и сейчас так же.
Улица Крещатик. Тут тоже остались столбы с фидерами. Интересно, что опоры установлены далеко от края дороги. Видимо это и спасло их от демонтажа.
Фотки архивные, заходить туда чего-то не захотел.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/21373742.16/0_8b23f_2807314a_XXXL.jpg)
23. Улица Крещатик. Напоминание об существовавшей до 2000х троллейбусной линии.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6441/21373742.16/0_8b240_2eb32893_XXXL.jpg)
24. Ещё опора контактной сети с фидером.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6431/21373742.16/0_8b229_615aa2b6_XXXL.jpg)
25. На перекрёстке с Прорезной аж 3 фидера(!) на одном столбе. Возможно это связано с тем, что интенсивность троллейбусов была большая. Вроде даже 9-ка от аэропорта ходила сюда.
Теперь перемещаемся аж на Отрадный массив к "новодельным" маршрутам. Точнее даже, не маршрутам, а фрагментам временной объездной трассы. Там сохранился отрезок соединительной трамвайной линии скоростного трамвая и линии по бульвару Лепсе "Лукьяновская площадь - Автогенный завод", построенный для объезда ремонтируемой линии скоростного трамвая. Соединительная ветка объединила трамвайные линии "обычного" и "скоростного" трамваев. Естественно, "скоростной трамвай" сразу стал "нескоростным")
Съезд использовался маршрутами №№1, 3.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/21373742.16/0_8b23c_633369ce_XXXL.jpg)
26. Вот как выглядело это место раньше.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6424/21373742.16/0_8b23a_ae110de8_XXXL.jpg)
27. А вот так этот временный съезд выглядит в 2013м.
Под временный съезд поставили столбы, уложили рельсы и стрелку, поставили светофор на проспекте Космонавта Комарова.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4136/21373742.16/0_8b238_e11731ca_XXXL.jpg)
28. Рельсы частично заасфальтированы. Контактная сеть снята.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/21373742.16/0_8b239_d2021155_XXXL.jpg)
29. Рельсы обрываются.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/21373742.16/0_8b237_3b175da9_XXXL.jpg)
30. Трамвайная линия пересекает проспект Космонавта Комарова и идёт аж до ограждения скоростного трамвая. Странно, что рельсы с такой главной дороги не сняли.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9823/21373742.81/0_a7ec0_61a92fd_orig.jpg)
31. Трамвайная линия на проспекте Воссоединения, участок к кольцу "Улица Энтузиастов". Сейчас на месте столбов от трамвайной контактной сети - многоэтажка.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9065/21373742.80/0_a7ebf_20d07b4b_orig.jpg)
32. Тут даже разворотное кольцо видно.
На посещение всех мест, где могут остаться артефакты ликвидированных маршрутов меня не хватило. К тому же, в одном месте следов не осталось. С автобусными маршрутами вообще сложно. Если остатки трамвайных или троллейбусных маршрутов можно найти из-за инфраструктуры (столбы, растяжки, крепления под КС, рельсы), то с автобусными маршрутами сложнее. Единственным напоминаем об автобусном маршруте может служить остановочная табличка. Ну или павильон. Так что следов автобусных маршрутов в Киеве почти не осталось.
А теперь об остатках закрытых маршрутах, до которых я не добрался. Это трамвайная линия по улице Воровского (столб с фидером, здание диспетчерской на Львовской площади); остатки трамвайной линии на Железнодорожный массив на улице Волгоградской; линия троллейбусного маршрута №1к на Сапёрной Слободке.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4116/21373742.16/0_8b242_8136bc3d_XXL.jpg)
33. Здесь проходил троллейбусный маршрут №1к - "Ст. метро "Лыбедская" - Улица Грабовского". Смысл такого короткого маршрута непонятен. Толку от 2,7-километрового маршрута?
(Фото с панорам Яндекса)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4122/21373742.16/0_8b243_3a55661_XXL.jpg)
34. Трасса троллейбуса №1к. Фото с панорам Яндекса.
Из автобусных маршрутов только вот это. Улица Зверинецкая. Остановка бывшего автобуса №76 "Печерский мост - Зверинецкая ул."
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5628/21373742.16/0_8b241_5ed4ef9b_XXL.jpg)
35. Остановочный знак недействующего автобусного маршрута на Зверинецкой улице. (Фото с панорам Яндекса).
Пытался написать обширный отчёт, поэтому фотообзор получился сумбурным.
Ну, что ж поделаешь, раз остатков исчезнувших маршрутов так мало и они разбросаны по всему Киеву? И будем надеяться, что трамвайные линии в Пущу-Водицу и на Дмитриевской улице не постигнет участь отменённых маршрутов.