Маршруты, которых нет: остатки исчезнувших маршрутов Киева

Jan 08, 2013 22:30


Давно собирался написать обзор про остатки существовавших ранее киевских маршрутах общественного транспорта, но как-то не складывалось. И вот в новом году прогулялся по некоторым местам, где раньше ездили трамваи, троллейбусы и автобусы. К сожалению, пока собрался посмотреть на ликвидированные маршруты, большую часть артефактов уничтожили. Что-то убрали вследствие установки новых остановочных знаков, что-то демонтировали из-за строек и ремонта дорог. Да и облазить все места за короткий зимний день невозможно. Поэтому часть фотографий дополню панорамами Яндекса и архивными снимками. Посмотрим же, что осталось до наших дней.

Надеюсь, тема ликвидированных киевских маршрутов будет интересна не только фанатам общественного транспорта, но и любителям истории Киева.



1. Бывшая конечная трамваев "Контрактовая площадь-2". Трамвайный маршрут №5.

Начну рассказ с самого "свежего" демонтажа - трамвайной линии маршрута №5 ("Контрактовая площадь(2) - Бульвар Дружбы народов").

После закрытия трамвайного движения на мосту Патона эта линия-аппендикс оказалась невостребованной. Пассажиропоток низкий, дублирующий автобусный маршрут №51 (который ездит намного дальше, чем трамвай №5). Большая часть пассажиров этого маршрута - туристы. Так как маршрут "в никуда". Немудрено, что малозагруженные маршруты в Киеве закрывают.



2. Конечная трамвайная остановка "Контрактовая площадь-2". Трамваи - долой. Автомобилистам радость. А то, что не у всех есть авто никого не волнует.

Трамвай №5 просуществовал до конца 2011 года. Фанаты, предчувствуя скорое закрытие маршрута, устроили покатушки вдоль Набережной. Жалею, что не принял тогда участия - сейчас трамвайная линия сохранилась только возле Контрактовой площади. И то, провода с растяжками поснимали. А кое где и столбы.


3. За конечной остановкой.



4. И перед конечной.

Пройдёмся к Почтовой площади. Авось от трамвайной линии что-то осталось.



5. Братская улица. Рельсы на перекрёстках закатаны под асфальт.



6. Зато теперь водятлы могут ставить машины с обеих сторон не опасаясь помешать проезду трамвая.



7. Угол улицы Братской и Игоревской. Рельсы обрываются.

На Почтовой площади от трамвая не осталось ни следа. Площадь раскопали для строительства путепровода. Проходим площадь и идём вдоль Набережного шоссе. Там остались рельсы (и то не везде), а опоры убрали.



8. В одном месте из снега торчат рельсы.
А дальше - ни намёка на трамвай. Интересно, под снегом хоть есть рельсы?



9. Набережное шоссе. Кто не знает, что здесь проходила трамвайная линия может подумать, что это просто пешеходная зона.



10. Так и не скажешь по фото, что раньше здесь ездили трамваи.
Поэтому посмотрим как это место выглядело в 2011м.



11. Почтовая площадь. 2011 год. Провода сняли, но консоли, столбы и рельсы ещё лежат.



12. Набережное шоссе. 2011 год. Демонтирована только контактная сеть. Всё остальное на месте.
Весной прошлого года картина поменялась: столбы выкорчевали, а на рельсы поставили бигборды.



13. Набережное шоссе. Май 2012 года.



14.

Примечательно, что демонтаж проходит под окнами офиса КП "Киевпасстранс".



15. Ещё старое фото крайнего участка ликвидированной трамвайной линии - разворотное кольцо "Бульвар Дружбы Народов". Под строительство причудливого моста его снесли.

Продолжим прогулку по центру. Перейдём к троллейбусам.
Легендарный троллейбусный маршрут №20 "Музей истории ВОВ - Площадь Льва Толстого" отменили ради реконструкции Майдана Независимости и подземного торгового центра. Возможно, что троллейбусная линия в центре помешала Верховной раде (учитывая частые митинги). А ведь маршрут был востребованным и на Крещатике. К счастью, инфраструктура местами сохранилась. Это площадь возле стадиона им. Лобановского, Европейская площадь и Крещатик. Слоняться по новогоднему майдану и ждать момента, чтоб машины не заслоняли кадр не захотел. Поэтому ограничился несколькими фотками. Остальное - архивные снимки.



16. Столб с растяжками для контактной сети. На столбе остались оборванные растяжки контактной сети. Опора даже прогнулась под натяжением КС(!) Наличие опоры для контактной сети на некотором удалении от трассы троллейбуса №20 объясняется тем, что на перекрёстке улицы Грушевского и Петровской аллеи существовал разворот троллейбусов в сторону Европейской площади.

Из-за гололёда пришлось фотографировать аж через дорогу. На архивном снимке лучше видно.



17.



18. Ещё одно архивное фото троллейбусной линии. 2008 год. Улица Грушевского. Столб с фидером (подпиткой контактной сети) и столб для поддержки контактной сети на развороте троллейбусов.

И свежие фото.



19. Сейчас возле стадиона им. Лобановского понаставляли киоски/магазины, так что вид на столбы под контактную сеть перегородили.



20. Два столба с фидерами. Удивительно, что не демонтировали. Наверное никому не мешают раз стоят.

Вместо 20-го троллейбусного маршрута был запущен автобусный маршрут №24 по удлинённой трассе - до вокзала. Но замена неравноценная - автобусы ездят редко и из-за частых гуляний и перекрытий Майдана, следуют по укороченному маршруту. Ну фото, так, для иллюстрации.



21. Автобус МАЗ-203 маршрут 24.

Снова ретроспектива) Европейская площадь. Ждать пейзажа без машин в кадре не стал.



22. Растяжки с креплениями под троллейбусную сеть на Европейской площади. Фото за 2008 год. Вроде и сейчас так же.

Улица Крещатик. Тут тоже остались столбы с фидерами. Интересно, что опоры установлены далеко от края дороги. Видимо это и спасло их от демонтажа.
Фотки архивные, заходить туда чего-то не захотел.



23. Улица Крещатик. Напоминание об существовавшей до 2000х троллейбусной линии.



24. Ещё опора контактной сети с фидером.



25. На перекрёстке с Прорезной аж 3 фидера(!) на одном столбе. Возможно это связано с тем, что интенсивность троллейбусов была большая. Вроде даже 9-ка от аэропорта ходила сюда.

Теперь перемещаемся аж на Отрадный массив к "новодельным" маршрутам. Точнее даже, не маршрутам, а фрагментам временной объездной трассы. Там сохранился отрезок соединительной трамвайной линии скоростного трамвая и линии по бульвару Лепсе "Лукьяновская площадь - Автогенный завод", построенный для объезда ремонтируемой линии скоростного трамвая. Соединительная ветка объединила трамвайные линии "обычного" и "скоростного" трамваев. Естественно, "скоростной трамвай" сразу стал "нескоростным")
Съезд использовался маршрутами №№1, 3.



26. Вот как выглядело это место раньше.



27. А вот так этот временный съезд выглядит в 2013м.
Под временный съезд поставили столбы, уложили рельсы и стрелку, поставили светофор на проспекте Космонавта Комарова.



28. Рельсы частично заасфальтированы. Контактная сеть снята.



29. Рельсы обрываются.



30. Трамвайная линия пересекает проспект Космонавта Комарова и идёт аж до ограждения скоростного трамвая. Странно, что рельсы с такой главной дороги не сняли.



31. Трамвайная линия на проспекте Воссоединения, участок к кольцу "Улица Энтузиастов". Сейчас на месте столбов от трамвайной контактной сети - многоэтажка.



32. Тут даже разворотное кольцо видно.

На посещение всех мест, где могут остаться артефакты ликвидированных маршрутов меня не хватило. К тому же, в одном месте следов не осталось. С автобусными маршрутами вообще сложно. Если остатки трамвайных или троллейбусных маршрутов можно найти из-за инфраструктуры (столбы, растяжки, крепления под КС, рельсы), то с автобусными маршрутами сложнее. Единственным напоминаем об автобусном маршруте может служить остановочная табличка. Ну или павильон. Так что следов автобусных маршрутов в Киеве почти не осталось.

А теперь об остатках закрытых маршрутах, до которых я не добрался. Это трамвайная линия по улице Воровского (столб с фидером, здание диспетчерской на Львовской площади); остатки трамвайной линии на Железнодорожный массив на улице Волгоградской; линия троллейбусного маршрута №1к на Сапёрной Слободке.



33. Здесь проходил троллейбусный маршрут №1к - "Ст. метро "Лыбедская" - Улица Грабовского". Смысл такого короткого маршрута непонятен. Толку от 2,7-километрового маршрута?
(Фото с панорам Яндекса)



34. Трасса троллейбуса №1к. Фото с панорам Яндекса.

Из автобусных маршрутов только вот это. Улица Зверинецкая. Остановка бывшего автобуса №76 "Печерский мост - Зверинецкая ул."



35. Остановочный знак недействующего автобусного маршрута на Зверинецкой улице. (Фото с панорам Яндекса).

Пытался написать обширный отчёт, поэтому фотообзор получился сумбурным.
Ну, что ж поделаешь, раз остатков исчезнувших маршрутов так мало и они разбросаны по всему Киеву? И будем надеяться, что трамвайные линии в Пущу-Водицу и на Дмитриевской улице не постигнет участь отменённых маршрутов.

Київ, громадський транспорт, фотозвіт

Previous post Next post
Up