![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4212/8613728.1d/0_ccd25_db20c9eb_XL.jpg)
Мы тут в конце мая скатались в велосипедное путешествие по Эстонии. Соблюдая традицию, ниже я расскажу о том, что из этого вышло. Возможно, кому-то и пригодится. Много букв и не всегда качественных фотографий под катом.
Это было наше первое велопутешествие, и, с учетом того, что последний раз хоть сколько-нибудь серьезные расстояния на велосипедах мы оба преодолевали в далеком детстве, мы, конечно, слегка волновались. Как оказалось, по большому счет, зря. Правда, стоит вспомнить, что и велосипеды в нашем детстве были совсем другими. И хотя от сегодняшних наши Камы, Салюты и Орленки отличались, скорее, в худшую сторону, забегая вперед, скажу, что при выборе сиденья я ориентировался именно на олдскульный вариант - широкое, мягкое и с пружинами, потому что предложенный мне современный - в форме узкой лодочки не вызвал никакого доверия у отдельных частей моего тела.
Почему мы выбрали для велосипедного похода Эстонию? Да, на самом деле, никаких особенных причин для этого не было, кроме тех, что нам надо было в это время посетить эту страну по другому поводу. И в раздумьях на тему - как превратить эту поездку во что-то интересное? - и блужданиях по туристическим сайтам подвернулся вариант с вело-трипом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3606/8613728.1c/0_cccea_5fff5904_XL.jpg)
Основное преимущество Эстонии для путешествий на велосипеде - это, прежде всего, низкий трафик и наличие велосипедных дорожек, хотя ехать наши 300 километров нам пришлось не только по ним. Для бронирования тура и проката снаряжения мы пользовались услугами агентства CityBike Tallinn, чей адрес вы при желании без труда найдете в интернете.
Наша опция - это так называемый self-guided тур, то есть тур по заранее спланированному маршруту без сопровождения. Выглядит это так: вместе с агентством вы утверждаете маршрут из размещенных у них на сайте, количество выходных дней (можно ехать каждый день, можно закладывать дни на отдых), под вас бронируются места ночевок в отелях и гостевых домах, после утверждения скидываете свои данные (вес-рост-пол) и вам подбирают модель велосипеда (можно выбрать самостоятельно также из представленных на сайте агентства). За сутки до начала тура и поямо в день его старта вы приходите в офис агентства в Таллинне, вносите деньги, оставляете залог, пробуете свой велосипед, получаете необходимое снаряжение - сумки, шлемы, запаски, набор инструментов и т.д.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5700/8613728.1c/0_ccce7_42f4ec03_XL.jpg)
Офис агентства, он же - небольшая веломастерская. Здесь можно получить любую комплектацию для своего велосипеда и, если вы едете в такой тур впервые, задать все (даже самые тупые) интересующие вас вопросы. Я наученный мудрыми дружескими советами московских знакомых, занялся вдумчивым тестом сидений (выбирал из трех разных - ставил каждое на свой велосипед и совершал небольшой заезд по улице), и о потраченном на это времени потом ни разу не пожалел. К тесту и проверке комплектации велосипедов стоит подходить максимально ответственно, потому что потом возможности что-то поменять уже не представится - например, мы только на следующий день, уже находясь в пути, обнаружили, что на одном велосипеде у нас нет подножки, а на другом не хватает держателя для бутылки с водой на раме.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4706/8613728.1c/0_ccce8_505caf05_XL.jpg)
В агентстве мы также получили бумажные карты с подробными комментариями по маршруту (где и куда свернуть с указанием на дорожные знаки и ориентиры вроде: справа от вас будет розовое или когда-то бывшее розовым здание через 100 метров после него на Т-образном перекрестке поверните налево) и отмеченными достопримечательностями, которые должны были встретиться нам на пути, а еще взяли напрокат навигатор, которым так и не научились пользоваться до самого конца путешествия.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15592/8613728.1c/0_ccce9_90e8b9d4_XL.jpg)
На следующее утро прямо перед гостиницей перепаковали вещи в дорожные сумки и, виляя из стороны в сторону, переругиваясь и врезаясь в людей и столбы, начали наш путь из города. На самом деле, все было не так плохо -ехали мы вполне нормально, но только прежде, чем мы оказались в обозначенном на карте начале маршрута, пришлось немного поплутать по городу. Кстати, брусчатка, который вымощен весь центр Таллинна, не очень хорошо подходит для езды на велосипеде, ибо потряхивает.
Если разобраться, то рассказывать об этом путешествии особенно-то и ничего - ты непрерывно крутишь педали, иногда отдыхаешь, дышишь свежим воздухом и любуешься красотами. Однако не буду нарушать традицию.
День первый Tallinn - Valkla (50 км)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15509/8613728.1c/0_cccec_a873a1b5_XL.jpg)
Путь из Таллинна идет по велодорожке вдоль моря, здесь не надо сверяться с картой до первой достопримечательности - развалин средневекового монастыря Святой Бригиты, которые мы уже не раз видели, и поэтому не стали там задерживаться. Дальше было волнение, связанное с тем, чтобы не протупить первый поворот, а потом второй, третий, четвертый и, возможно, даже пятый - после чего уже стало довольно определенно понятно, как устроена карта и комментарии к ней. Навигатор тем временем выдавал мне какую-то несусветную чушь, требовал введения каких-то координат, обескураживал многообразием опций и вообще дико раздражал. Все эти технологичные новинки - совершенно точно производятся не для меня. Дальше едем, читая бумажную карту.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5632/8613728.1d/0_ccdfa_730f8299_XL.jpg)
Перед поездкой мы планировали взять напрокат велосипеды в Москве и проехать на пробу хотя бы 10 километров, чтобы понимать соотношение усилий и расстояния, но до этого так и не дошло. И теперь мы едем очень сосредоточенно на самом процессе, поскольку пока не знаем: что такое 50 километров - это много или мало? В связи с чем оставляем без внимания обозначенные в описании маршрута как достопримечательности Таллиннскую телебашню и Ботанический сад. На башню можно подняться и даже посетить там ресторан, но мы проехали всего километров 10 и, кажется, только нашли комфортный для себя темп, поэтому решили не останавливаться.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4518/8613728.1c/0_ccced_75422cf_XL.jpg)
Едем по велодорожке через какие-то дачные или не дачные поселки, делаем небольшую передышку в мелком городке Maardu.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3509/8613728.1c/0_cccef_9ebbafca_XL.jpg)
Проехав город насквозь за какие-то 10 минут, мы попадаем в уже практически совершенно безлюдные места. По дороге нам попадается карьер, в котором когда-то что-то добывали и развалины коровников и прочих сельскохозяйственных сооружений - вероятно, все это в советское время принадлежало каким-нибудь колхозам и совхозам.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/14/8613728.1c/0_cccf8_da718cb3_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4414/8613728.1c/0_cccf9_476a6486_XL.jpg)
Периодически сверяясь с картой, крутим педали до первой интересной достопримечательности - водопада Jagala, для посещения которого нужно немного отклониться от маршрута, но оно того стоит. Здесь же нам встретилось первое на нашем пути гнездо аиста.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5414/8613728.1c/0_cccfa_7eab5d28_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3210/8613728.1c/0_cccfb_9fab3c18_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15594/8613728.1c/0_cccfc_9c6468e9_XL.jpg)
Сделав сотню одинаковых фотографий водопада, садимся на велосипеды и едем последние 15 километров. Примерно в тот момент, когда уже не просто кажется, а приходит полная уверенность, что ноги сейчас отвалятся, мы прибываем в место первого ночлега Valkla. Это что-то вроде базы отдыха на морском берегу.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4130/8613728.1c/0_cccfd_7feb38b6_XL.jpg)
Вокруг настолько тихо и пустынно, что появляется опасение, что нас тут никто не ждет (к слову, примерно так было и во всех остальных местах, где мы останавливались). Конец мая - не сезон. Вопреки опасениям нас заселили в маленькую комнату в небольшом домике с множеством дверей, стоящем в окружении сосен на пригорке, и мы даже успели отужинать в местном ресторане. Уютная глушь, в которой, кроме нас, внезапно обнаружилось и другие постояльцы - человек десять немцев студенческого возраста. Как их туда занесло - загадка.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6306/8613728.1c/0_cccfe_f22ba824_XL.jpg)
Еще один безусловный плюс Эстонии, что в любой даже в самой что ни на есть дыре есть бесплатный wi-fi. А раз после ужина мы смогли достать ноутбки и поработать работу, значит, не так уж и устали. Так мы узнали, что 50 км - это на деле не так уж много.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/2712/8613728.1c/0_ccd00_48600989_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6105/8613728.1c/0_cccff_bbbbc889_XL.jpg)
День второй Valkla - Sagadi (53 км)
Valkla - приятное место, и мы бы остались там на подольше, но у нас все расписано, пора двигаться дальше.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15559/8613728.1c/0_ccd02_6ddf3355_XL.jpg)
Мне кажется, что фразу «надо двигаться дальше» я использую в каждом своем отчете о путешествии. И это мне не очень-то нравится, хотя, если вдуматься, слова эти не такие уж и бесполезные. Главное в дороге - это то, что ты точно знаешь, что тебе нужно делать, благодаря чему в жизни, пусть и ненадолго, но появляется какой-никакой смысл. Да и живем мы, вполне возможно, лишь только одной этой мыслью… Ну, надо так надо. После плотного завтрака и небольшой прогулки, побеждая утреннюю лень, пакуемся и седлаем велосипеды.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5505/8613728.1c/0_ccd03_e2c533a8_XL.jpg)
Вообще весь наш маршрут был выстроен таким образом, что дорога шла под гору гораздо чаще, чем в гору. Но здесь был тот самый редкий случай плюс с непривычки забившиеся мышцы ног, так что первые сотни метров пути преодолевались со стиснутыми зубами и безо всякого удовольствия.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4006/8613728.1c/0_ccd04_552191e2_XL.jpg)
Однако уже через километра полтора ноги поняли, что отдыхать они сегодня все равно не будут, и перестали валять дурака - в смысле болеть, подъем закончился, и дело пошло значительно бодрее. Так мы одолели первые семь километров и остановились у самого маленького замка в Европе в поселке Kiiu. Местный феодал был не богат, его средств хватило только на постройку вот такой башни, которая была одновременно и жилым и оборонительным сооружением.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4308/8613728.1c/0_ccd06_d35ea062_XL.jpg)
В башне работает кафе, в котором представлен ассортимент ликеров местной торговой марки Kiiu Torn.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4601/8613728.1c/0_ccd07_3d06c2b6_XL.jpg)
Распихав по сумкам бутылочки с разными видами ликера на подарки, возвращаемся на маршрут, где сразу после выезда из Kiiu нам открытваются ярко-желтые поля сурепки.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15543/8613728.1c/0_ccd11_6ee6fbae_XL.jpg)
Но очень скоро мы снова останавливаемся, чтобы посетить неожиданно возникший на обочине и не отмеченный в нашей карте музей.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3012/8613728.1c/0_ccd08_f65fb32f_XL.jpg)
Инструментальный музей
Вот вам история: 15 лет назад эстонский мужчина Петер построил баню по-черному. Для бани ему понадобилась бочка. Друг Петера откуда-то прикатил ему бочку, которая оказалась какой-то прям в сто тысяч лет старинной. Петера этот факт неожиданно обрадовал. Тогда другой друг притаранил в баню какой-то там то ли таз, то ли ухват (не помню) - тоже старинный. Постепенно баня и пространство вокруг нее начало обрастать разнообразным антикварным преимущественно металлическим хламом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15529/8613728.1c/0_ccd09_1b138f04_XL.jpg)
Петер увлекся. И последние 15 лет своей жизни он занимается тем, что регулярно навещает пункты приемки металлолома, свалки, дома под снос, торгуется, меняется, покупает, подбирает выброшенное, а кроме того, теперь он вовлечен в исторические реконструкции, помогает с реквизитом для съемок фильмов и обучает детей обращаться с различным инструментом.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15547/8613728.1c/0_ccd0a_fc881772_XL.jpg)
Музей его носит, на мой взгляд, очень условное название «Инструментальный музей». Но на деле чего тут только нет: несметное количество самых разнообразных сковородок, замков, гаечных ключей, мясорубок, молотков, топоров, колес, чайников, газонокосилок, шестеренок, подков и еще черт его знает чего - от каких-то невероятно старинных предметов вроде наконечников топоров викингов или ржавых мечей до бытовых предметов прошлого столетия.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3114/8613728.1c/0_ccd0b_bac986f6_XL.jpg)
Рассматривать это все можно часами. Никаких этикеток, унылых вывесок и пояснений, а только сама история в чистом виде, заключенная в формы вещей, от которых веет практичностью, силой, надежностью и временем. Относительно строгий порядок царит только в так называемой «Военной комнате» музея, где представлены образцы формы, останки различного оружия, пропагандистская литература, фотографии и даже рыцарские доспехи.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6209/8613728.1c/0_ccd0f_d231ad0a_XL.jpg)
Музей занимает две комнаты дома и довольно большой задний двор. Гостеприимный хозяин музея заражает своим неподдельным энтузиазмом и располагает к себе какой-то очень хорошей ничем незамутненной почти детской энергетикой. Искренне расстраивается, что люди выкидывают такие хорошие вещи, а также живо делится своими текущими делами: в один из пунктов сбора металлолома поступил раритетный трактор, на который уже претендуют несколько коллекционеров, сейчас после занесенных в пункт трех бутылок коньяку надо собрать тонну лома, чтобы выменять оттуда раритет. После осмотра Петер предложил нам выпить с ним чаю, но нам надо было возвращаться на маршрут.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5643/8613728.1c/0_ccd0e_fc4c9d65_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15514/8613728.1c/0_ccd10_3191b6d5_XL.jpg)
Следующая остановка - знаменитое болото Viru Raba, по территории которого проложены деревянные мостки для прогулок. Если верить информации, размещенной на сайтах туристических агентств, прогулки по болотам в Эстонии сейчас пользуются большой популярностью. Где-то в центре болота стоит смотровая вышка, но мы, к сожалению, отказали себе в удовольствии полюбоваться болотными красотами, потому что снова не могли правильно сопоставить свои силы и оставшиеся километры дороги.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4422/8613728.1c/0_ccd12_704cab72_XL.jpg)
Едем дальше через национальный парк Лахемаа, точнее едем мы по трассе, но парк находится по обе стороны от нас. Комфортная широкая обочина, стены уходящего в небо соснового леса и приятный запах хвои. Красота и умиротворение!
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5645/8613728.1c/0_ccd13_185cb84_XL.jpg)
Маршрутный лист рекомендует нам пообедать в ресторане около визит-центра Лахемского национального парка, мы не возражаем. Это было вкусно и относительно не дорого плюс в меню заведения, что приятно, представлена национальная кухня. После обеда, как полагается, тихий час.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6512/8613728.1c/0_ccd14_d4ab6274_XL.jpg)
После небольшого отдыха мы преодолеваем последние 10 километров и оказываемся во втором месте нашего ночлега - на мызе Sagadi.
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4708/8613728.1c/0_ccd16_fd682d4c_XL.jpg)
Это место - по крайней мере, как его увидели мы - идеально пойдодет для уединения с любой целью - например, если вы вдруг пишете книгу или просто хотите хорошо выспаться. Вся инфраструктура - это небольшой парк для прогулок, дорога, по которой, кажется, никто не ездит, лес и никакого больше жилья вокруг. Своих соседей вы будете встречать только на завтраках, ужинах и обедах, а номера тут удобные и просторные. Можно взять напрокат велосипед и доехать на до озера. Но, хотя на следующий день у нас был благоразумно запланирован выходной, к сожалению, дальше территории отеля мы не выдвинулись - весь этот день пришлось посвятить работе. Только вечером второго дня, наконец, оторвавшись от ноутбуков мы немного прогулялись вокруг поместья. В соседнем с отелем здании находится музей Леса, но сказать о нем мне нечего, я видел его только снаружи.
День третий (выходной), приусадебный парк
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15519/8613728.1c/0_ccd17_c77b65a7_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3508/8613728.1c/0_ccd19_72f4f401_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4520/8613728.1c/0_ccd1a_35cc22a4_XL.jpg)
Вторая часть будет следующим постом.
А здесь традиционная свалка фото
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/16122/8613728.1c/0_cccee_4135494d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/1/8613728.1d/0_cce76_5fa67991_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4100/8613728.1d/0_cce77_13aa69d1_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6408/8613728.1d/0_cce78_563a7623_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6846/8613728.1d/0_cce79_543b468d_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5703/8613728.1d/0_cce85_e2d66362_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3309/8613728.1d/0_cce84_4a18568c_XL.jpg)
Еще немного фото из музея
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3714/8613728.1d/0_cce83_49d2d930_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/5408/8613728.1d/0_cce82_2ae20a84_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4204/8613728.1d/0_cce81_f3575341_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/9835/8613728.1d/0_cce80_93f38034_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/8613728.1d/0_cce7f_a9cc319f_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15481/8613728.1d/0_cce7e_93ca3a24_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/6417/8613728.1d/0_cce7d_328f0c1a_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/4136/8613728.1d/0_cce7c_a5c98fe_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3106/8613728.1d/0_cce7b_27cbc098_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/3509/8613728.1d/0_cce7a_2ca6a415_XL.jpg)
![](https://img-fotki.yandex.ru/get/15503/8613728.1c/0_ccd0c_e2dcc8b4_XL.jpg)