Крепость Тейшебаини стала последним оплотом Урарту на Армянском нагорье. Она была построена царем Русой II в VII в. до н.э. на холме Кармир-Блур, который находится на окраине Еревана, как и крепость Эребуни, о которой я писал
раньше.Добраться сюда из Еревана не так просто, Кармир-Блур затерян среди ереванских окраин - промзон, пустырей и кладбищ. Я сначала хотел дойти до холма от шоссе, соединяющего Ереван с городом Эчмиадзином, но потом осознал тщетность этой попытки, так как холм Кармир-Блур отделен от шоссе рекой Раздан, текущей в глубоком ущелье, и моста там нет. Поэтому мне пришлось долго ехать туда кружной маршруткой через бесконечную промзону. В конце концов водитель высадил меня около какого-то кладбища, сказав, что это и есть Кармир-Блур.
Место это совсем невеселое, рядом современное кладбище, а сами раскопанные кварталы урартского города Тейшебаини используются сейчас под городскую свалку.
Общий вид холма Кармир-Блур.
Современное кладбище
В статье википедии, посвященной Тейшебаини упоминается какой-то маленький музей рядом с крепостью, видимо вот эта бетонная будка - он и есть. А вокруг кучи строительного, и не только, мусора. Предполагаю, что это место нечасто посещается туристами, да и людьми вообще, я здесь встретил только какого-то бомжа, которой копался в этих кучах.
Городские кварталы города Тейшебаини, как и сама крепость, были раскопаны экспедицией Б.Б. Пиотровского с 1939 по 1958 гг. Это было величайшее достижение советской археологии, так как в крепости нашли множество артефактов - бытовых предметов, оружие, украшения. Сейчас они все находятся в Историческом музее Еревана, а некоторые копии вещей выставлены в музее Эребуни, о нем был
предыдущий пост. Сейчас реконструированные в советское время основания стен домов в Тейшебаини заваливаются кучами мусора, как и вся прилегающая территория. Мусор привозят грузовиками и просто тупо высыпают в клетки реконструированных урартских стен.
Все это естественно гниет и порождает чудные запахи вместе с мириадами мух. Хотя, я думаю, дополнительным источником мух служит здесь речка Раздан, текущая внизу, в ущелье - ее тоже, судя по всему, используют для утилизации отбросов.
Поэтому многочисленные темные точки у меня на фото - это есть изображения местной мошкары, которая вилась у меня вокруг головы и лезла во все щели. Я тут сразу вспомнил свое памятное посещение
города Дура-Европос, что в Сирии на реке Евфрат, там тоже были полчища мух, но они правда были пожирнее, чем местные ереванские - все же Месопотамия место "хлебное", там и мухам сытнее живется:)
А здесь мы уже видим внешнюю линию крепостных стен Тейшебаини. Вернее, то что от нее осталось - основания из огромных каменных блоков, сами стены были сделаны из сырцовых кирпичей, поэтому со временем исчезли. Но вот глиняные стены внутренних стен крепости все еще можно лицезреть, они частично уцелели.
Крепость была построена уже на закате государства урартов. Царь Руса II посвятил ее богу войны Тейшеба, надеясь на его поддержку. Но оказалось, что все попытки сохранить Урарту были тщетными - Тейшебаини пала, как и все крепости урартов до этого, это произошло примерно в 585 г. до н.э.
Хотя сам царь Руса не увидел крушение своего государства, видимо боги тогда еще благоволили ему...
Руса II был тем человеком, кто сокрушил Фригийское царство. В союзе с
киммерийцами войска Урарту в 675 г. до н.э. разрушили столицу Фригии -
город Гордион, во время штурма фригийский
царь Мидас покончил с собой, приняв яд.
Руса, сын Аргишти, говорит: Я угнал женщин из вражеской страны … народ стран Мушкини, Хате, Халиту ... этой крепости, а также городам, которые окружают эту крепость … к этой крепости я присоединил. … Руса, сын Аргишти, говорит: Бог Халди даровал мне … Для бога Халди я эти могучие деяния совершил. Величием бога Халди Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь страны Бианили
Тем самым Руса II придвинул ближе конец собственного государства, ибо фригийцы-мушки не простили урартам разгрома собственных государств. И уже вскоре протоармяне-мушки вместе со скифами штурмовали Тейшебаини - последний оплот урартов...
Сохранилась клинописная табличка Русы II, рассказывающая о работах по устройству хозяйства Тейшебаини:
Богу Халди, своему владыке, эту надпись Руса, сын Аргишти, воздвиг. Могуществом бога Халди Руса, сын Аргишти, говорит: Земля долины Куарлини была необработанной, ничего там не было. Как мне бог Халди приказал, так я этот виноградник разбил, повелел я там устройство полей с посевами, фруктовых садов, взялся я там за устройство города. Канал из реки Илдаруниа я провел; «Умешини» - имя его. В этой долине царя Русы когда кто-нибудь заставит канал оросить что-нибудь, козлёнок пусть будет зарезан богу Халди, овца - пусть будет принесена в жертву богу Халди, овца - богу Тейшеба, овца - богу Шивини.
Руса, сын Аргишти, царь могущественный, царь великий, царь вселенной, царь страны Биаинили, царь царей, правитель Тушпа-города.
Руса, сын Аргишти, говорит: Кто эту надпись уничтожит, кто её разобьёт, кто её со своего места выбросит, кто в землю зароет, кто в воду бросит, кто другой скажет: «Я всё это совершил», кто моё имя на ней уничтожит и своё имя поставит, будь он житель страны Биаинили или житель вражеской страны, пусть боги Халди, Тейшеба, Шивини, все боги не оставят на земле ни его имени, ни его семьи, ни его потомства.
В отличии от соседней урартской крепости Эребуни, которую сдали без боя, Тейшебаини пала после ожесточенного штурма. В крепости были найдены скелеты защитников и множество наконечников скифских стрел, воткнутых с внешней стороны стен. Эти наконечники изобличают воинов, уничтоживших крепость - скорее всего это были скифы. Возможно вместе со скифами здесь действовали мидийцы, будущие властители Армянского нагорья, и протоармяне - это была часть фригийских племен, разгромленных урартами за столетие до этого.
Скифы уже давно тревожили жителей Урарту, как и весь Ближний Восток в целом. Их отряды проникали сквозь Армянское нагорье и устремлялись к богатым городам Междуречья - Ниневии, Вавилону и далее. Ужас от их походов запечатлен даже в Библии:
Вот я приведу на вас, дом Израиля, народ издалека, народ сильный, древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его - как открытый гроб; все они - люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечем укрепленные города твои, на которые ты надеешься (Иеремия, 5, 15-17).
Но урартам долго удавалось отсиживаться в своих крепостях, воистину Урарту была страной крепостей - наибольших успехов эта цивилизация добилась именно в фортификации. Только на окраине одного Еревана были раскопаны две крупные урартские крепости, а сколько их было всего от озера Ван до озера Севан - не знает никто, иногда создается ощущение, что почти на каждой горе в Армении можно найти руины урартских укреплений.
Именно многочисленные укрепления спасали местных жителей от орд кочевников. Скифы поначалу не стремились штурмовать крепости урартов, так как не имели соответствующих навыков. Но с каждым новом походом на Ближний Восток они набирались опыта, и в конце концов в союзе с мидийцами начали штурмовать урартские крепости одну за другой. Сначала погибли города около озера Ван - Тушпа и Русахинили, в историческом центре государства Урартов, потом дошла очередь и до Закавказья. Последней крепостью урартов стала Тейшебаини, сюда свозили имущество со всего государства, в том числе вещи из соседней крепости Эребуни.
Поэтому при раскопках на холме Кармир-Блур было сделано множество находок, больше, чем в любой другой крепости урартов.
А это ущелье реки Раздан, оно огибает холм с крепостью по дуге.
Рядом с рекой, как и полагается, сбрасывают грузовиками мусор. Здесь видна уже огромная гора, еще немного и она вылезет из ущелья наружу.
Стены из кирпича сырца спрессовались в однообразную массу, но все же структуру стен можно разглядеть даже сейчас.
В отличии от Эребуни, где все стены сделали каменными, здесь остались руины глиняных построек.
Структура укреплений в Тейшебаини видна лучше - стена состоит из массивного каменного основания и глиняного верха, который сейчас под воздействием дождей сильно размылся.
Высота холма очень приличная, вместе с ущельем, что внизу, будет метров 70.
Некоторые каменные блоки здесь больше чем в египетских пирамидах.
Мухи меня здесь вконец одолели - сплошные темные пятна)
Так как это была последняя крепость государства Урарту, можно задаться мыслью - а что же было дальше? Каким образом Армянское нагорье стало, собственно, армянским?
Скорее всего, предки армян выступали единым фронтом со скифами. Находясь в подчинении у урартов, они хотели как-то изменить это положение, но будучи слишком малочисленными у протоармян не было шансов справиться со своими властителями.
Когда же скифы перебили всю урартскую элиту и разрушили все их города, у протармян, а это скорее всего была восточная часть фригийцев, появился шанс. Существует версия даже о совместном скифо-армянском государстве. Известно, что VII в. до н.э. - это время гегемонии скифов в Передней Азии. В районе современного Армянского нагорья существовало, так называемое, Скифское царство - база скифов откуда они ходили в походы по всему региону. Возможно, таких баз было несколько, и одним из них было совместное государство армян и скифов - Арме-Шубрия. Армянский средневековый хронист Мовсес Хоренаци упоминает первого легендарного армянского царя - Паруйра сын Скайорди, сейчас многими признается его скифское происхождение. Таким образом протоармяне в союзе со скифами сумели захватить существенную часть нагорья. А затем случилось то, что и должно было произойти - скифы ушли назад в свои степи, в то время как их союзники армяне остались на месте, заняв главенствующее положение. Но ненадолго.
Армянское нагорье целиком стало владением Мидии, а затем Персии, но видимо в сатрапиях мидийцам нужна была местная администрация, ставить кого-то из урартов во главе племен было бы реанимацией их империи, поэтому оставили протоармян-фригийцев, тем более их индоевропейский язык был в чем-то родственен языку самих мидийцев и персов.
Таким образом, став местной элитой, протоармяне распространили свой язык по всему нагорью. Смешавшись с местными языками - хурритскими, урартскими и прочими, этот язык стал уже армянским где-то к рубежу нашей эры.
От урартов армяне переняли технику работы с камнем, чем они известны и по сию пору.
На руинах крепости я не обнаружил каких-либо изображений. Этот блок, в отличии от остальных, отличался более качественной обработкой, поэтому я решил его заснять.
Многие камни крепостных стен после землетрясений скатились на бетонные дорожки, проложенные еще в советское время. Как скатились - так и лежат, наверно со временем эти дорожки и вся крепость в целом опять уйдут под землю - будут ждать следующих исследователей)
Стены крепости укреплялись башнеобразными контрфорсами.
А это основание огромной угловой башни.
Теперь про Шенгавит.
Город Ереван полон и другими древними памятниками, чтобы не делать отдельный пост, выложу сюда свои фото Шенгавита - поселения IV-III тыс. до н.э. Руины этого городка раннего Бронзового века находятся рядом с Ереванским озером - большим водохранилещем, созданным в 1963-66 гг., недалеко от крепости Тейшебаини.
Сейчас оно стало заметно мелеть.
Вот этот холм и есть с поселение Шенгавит. Я сходил сюда на экскурсию (вернее съездил) с автовокзала Киликия, пока ждал автобус на Бюракан.
Сохранились фундаменты стен, в принципе ничего особенного, но здесь есть еще небольшой музей, правда я в него не попал, так как пришел слишком рано. Открывается он чуть ли не с 11 часов.
Многие помещения имели округлую форму. Посередине видно основание для столба, поддерживавшего крышу.
Изба на заднем плане и есть музей Шенгавит.
Некоторые находки стоят снаружи, как эти зернотерки.
А вот и хранитель Шенгавита. Я предложил ему вскрыть музей раньше времени - все равно ведь нечем заняться:) Но он, будучи квалифицированным и ответственным сотрудником, показал мне пломбы на двери, и мне пришлось удалиться - идти на автовокзал, ждать дальше свой автобус на Бюракан.
Мои посты, посвященные Закавказью:
Ереван. Урартская крепость и музей Эребуни Армяно-грузинские зарисовки Армения - страна камней