Курган Чеч находящийся западнее города Аванос в Турции, это возможно одно из древнейших сооружений Каппадокии. Сейчас в этом районе выявлено еще несколько курганов, но о них практически ничего неизвестно. Курган Чеч также никогда не раскапывался археологами, все его исследователи ограничивались лишь внешним осмотром. Но можно утверждать, что Чеч - это крупнейший курган Каппадокии, его высота 30 м., диаметр 150 м. Насыпали его на горном плато, естественной возвышенности высотой около 100 м., что рядом с рекой Кызылырмак (древний Галис). В силу этого, курган буквально парит над окрестностями, его хорошо видно из города Аванос, хотя расстояние между курганом и городом составляет около 6 км.
Курган Чеч вид из города Аванос.
О происхождении кургана есть несколько гипотез. Считается, что курган мог быть погребением одного из царей Каппадокии, и также, что более вероятно, сооружение могло играть роль храмового комплекса. Известно, что на месте Авонаса в древности располагался крупнейший храм Зевса Венасийского (от названия Венаса, ныне Аванос). Возможно, курган Чеч мог быть связан с этим культом.
Античные авторы специально подчеркивали почитание горных вершин именно в Каппадокии и также культ гор в Персидской империи. Страбон писал, что именно в Каппадокии персы соорудили несколько храмов, которые имели вид искусственных гор (насыпей). Аналогичные
культы известны также у славян, главные храмы которых всегда располагались на возвышенностях.
Максим Тирский
Каппадокийцы чтут гору: она их бог, которым клянутся, и кумир.
О возведении храма богини Анахиты персидскими полководцами в Каппадокии в городе Зелы (ныне город Зиле в Турции). Храм был также посвящен празднику Сакеи (от наименования саков - скифов), который был установлен после победы на скифами.
Страбон
Возведя на этой равнине на какой-то скале насыпь, полководцы придали скале форму холма, затем построили стену и воздвигли святилище Анаит и богам, имеющим с ней общий алтарь, - персидским божествам Оману и Анадату, установив ежегодное священное празднество Сакеи, которое жители Зел (так называется это место) справляют еще и теперь"
Хотя скорее всего этот храм и праздник существовали в Каппадокии и ранее. В другом своем рассказе о храме в Зелах Страбон добавляет, что тамошнюю насыпь возвела Семирамида - мифическая ассирийская царица, образ которой сформировался под влиянием ближневосточного культа богини Иштар.
Страбон
То же касается Зелитиды, то в ней есть город Зела, возведенный на кургане Семирамиды, со святилищем Анаитиды, которую почитают также и армяне.
Нет сомнений, что древнейшие храмы в Малой Азии посвящались Богине Матери -
главному божеству древнего мира. Она могла иметь разные имена, для персов, захвативших в VI веке до н.э. всю Малую Азию, это была богиня Анахита. Культ Зевса города Венасы (Аваноса) в Каппадокии также изначально
был скорее всего женским. Так как курган Чеч никогда специально не исследовался, судить о датировке этого сооружения проблематично. Но можно проследить явную связь между этим курганом и и подобными погребениями из соседней области - Коммагены. Тамошние курганы на горе Немрут-даг и Каракуш I века до н.э. были возведены на возвышенностях (особенно Немрут-даг), их основной материал - мелкие камни. Из таких же камней сложен курган Чеч. По размерам эти сооружения также сопоставимы. Курган на горе Немрут аналогично выполнял функции святилища. И что интересно, курганы Коммагены тоже никогда не раскапывались. В сущности, их погребальная функция до сих пор не подтверждена.
При этом между Немрут-дагом и курганом под Аваносом есть и серьезные различия. Рядом с коммагенским курганом как известно было обнаружено множество культовых статуй. Святилища Немрут-дага располагались у подножия кургана с нескольких сторон. Около кургана Чеч никаких изображений так и не нашли, но главное, есть серьезные основания думать, что культовая площадка этого кургана находилась на его вершине, а не у подножия. Хотя, надо отметить, что нечто похожее на алтарь (плоская каменная площадка) присутствует и рядом с курганом Чеч.
На вершину кургана ведет семь дорожек-ступеней из битого камня. Их остатки можно заметить и сейчас на его склонах.
Если присмотреться, то можно заметить остатки ступенек на склоне. Они были выполнены из известняка, который позеленел со временем.
Камни ступенек почти везде осыпались, но они хорошо различимы, так как щебень из которого насыпали курган отличается по своим характеристикам от материала лестниц.
От основания кургана до самого верха с юго-западной стороны идет приличная траншея. Это свидетельство того, что курган пытались разрыть какие-то кладоискатели. Когда это произошло неизвестно, возможно что еще в древности. Насколько были успешны эти старания сказать точно нельзя, но создается впечатление, что никакого результата эти раскопки не принесли. И надо отметить множество ям и рытвин отставленных черными копателями как вокруг кургана, так и на его вершине.
Яма на вершине кургана.
Особенно интересна кладка камней грабительской ямы. Такая ровная стена может свидетельствовать и том, что в планы копателей входил не только поиск сокровищ. Но и некая попытка внести свою лепту в строительство кургана.
Склон кургана Чеч.
Вид на восток с вершины. Пустое плато-платформа, где был насыпан курган. Никаких специальных дорог на это плато я так и не обнаружил, поэтому подниматься пришлось просто по склону. Северо-восточный склон платформы более пологий, поэтому подниматься наверх я бы советовал именно там.
Отсутствие специальных процессиальных дорог на вершину плато может в какой-то степени ставить под вопрос функционирование этого места именно как святилища. Забираться туда тяжело. Возможно, этот храм на горе посещался не очень часто.
Как известно древние иранцы разжигали свои священные огни именно на вершинах гор. Древнеримский историк Аппиан описывал подобный священный костер царя Понта Митридата.
Аппиан «Митридатовы войны»
«По обычаю отцов он (Митридат) принес жертву на высокой горе, воздвигнув на ее вершине другую вершину из дерева, еще более высокую. Первыми несут на эту вершину дрова цари; положив их, кладут на них другой круг, более короткий по окружности; на самый верх они возлагают молоко, мед, вино, масло и всякие курения, а на равнине они устраивают для присутствующих угощение, состоящее из хлеба и всяких приправ (такого рода жертвоприношения устраиваются и в Пасаргадах персидскими царями), затем они зажигают дерево. Этот горящий костер, вследствие своей величины, виден плывущим издали на расстоянии тысячи стадий...»
Рядом с курганом обнаруживаются приличные ямы. Их размеры косвенно могут подтверждать существование рядом с основным погребением малых курганов спутников. Иначе зачем было так старательно выдалбливать плато, ведь здешняя поверхность это не земля - это вершина скального массива. Долбить подобную породу занятие трудоемкое. Значит, ранее на поверхности здесь существовали некие строения (насыпи), которые привлекли внимание копателей.
К западу от кургана располагается естественная плоская скальная площадка, которую так и хочется назвать алтарем. Несомненно именно в таком качестве это площадка и использовалась.
Юго-западный край плато. Внизу струится один из притоков Галиса (ныне Кызылырмак - Красна река)
Красная земля Каппадокии, правее несет свои воды древний Галис - самая
длинная река Турции. Оригинал статьи на моем канале Яндекс Дзен:
https://zen.yandex.ru/media/maximus101/kurgan-chech-samyi-bolshoi-v-kappadokii-6178669bcbe4ae0d9d1af709Читайте также:
Туристическая столица Каппадокии в Турции. Город Богоматери и его древняя историяСвященные горы славянЛысая Гора - руины главного языческого святилища Польши