Среди обширного многообразия скальных монументов в Малой Азии особо выделяются фригийские "фасадные" (или портальные) памятники. Они интересны своими весьма большими размерами и возможным их влиянием на все остальные скальные монументы в Анатолии (в том числе погребальные). К сожалению, они очень плохо исследованы, как и почти все, что касается анатолийских цивилизаций. На данный момент признается, что подобные монументы стали появляться на западе Малой Азии, прежде всего во Фригии, в VI веке до н.э. Датировки этих памятников весьма условны, но все же можно предположить, что в
Гордионе (древней столице Фригии) скальные фасады не вырубались. Также их не было в
Сардах - столице Лидийского царства пришедшего на смену Фригийскому гос-ву.
Вероятнее всего, традиция создания скальных фасадов появилась во Фригии под влиянием персидского завоевания в VI веке до н.э. В связи с этим весьма интересны здесь предположительно ранние скальные гробницы мидийских царей в нынешнем Ираке и Иране
(я о них писал ранее) ,так как традиция создания скальных порталов в Малой Азии явно перекликается с известными персидскими гробницами Ахеменидской династии из
Накш-и Рустам, которые, в свою очередь, могут быть продолжением погребальной обрядности Мидийского царства.
Монумент Асланташ (Львиный камень) Гробница неизвестного правителя Фригии, VI в. до н.э.
Персы принесли на запад Малой Азии новые религиозные идеи, возможно речь может идти о зороастризме, также можно предположить влияние египетских культов. Как известно такой элемент как "ложная дверь" широко применялся в древнеегипетской архитектуре. В сущности, фригийский скальный фасад, это та же "ложная дверь", тем более дверной проем или ниша (возможно для статуи) часто присутствовали на скальных фасадах во Фригии.
Скальные ниши были также обнаружены в строениях гос-ва Урарту, возможно там они даже более древние, чем фригийские (9-7 вв. до н.э.), например, знаменитая "дверь Мгера" (Митры) близ урартской столицы Русахинили. Но все же предпочтительнее связать появление скальных фасадов в Малой Азии с персидским нашествием VI в. до н.э., так как более ранних фасадов, соответствующих урартским датам, в Анатолии пока не найдено.
Имеет смысл рассматривать фригийские скальные фасады в комплексе с подобными портальными гробницами. Прежде всего из-за внешнего сходства и общности идейной составляющей, ведь гробницы в древности мыслились как вход в иной, возможно божественный мир. Новый погребальный обряд (скальные фасадные гробницы) появляется в Малой Азии одновременно с ритуальными нишами-фасадами. Ранее, что во Фригии, что в Лидии доминировала
курганная традиция погребений, в VI веке на западе Малой Азии она меняется - начинают появляться первые скальные гробницы сначала во Фригии, а затем в Ликии, в последней, как известно, выявлено скальных гробниц наверно больше чем где-либо.
Монумент Ареястис.
Определенную проблему создает современная тенденция омолаживать скальные гробницы в Персии. Ныне,
вопреки мнению М.Дьяконова, гробницы
Кызкапан, Да-у-Духтар и др. трактуются как провинциальные постахемендские. В связи с этим древнейшей персидской скальной гробницей становится могила Дария I в Накш-и Рустам (486 год до н.э.)
Отсюда вытекает неизбежный вывод, что именно фригийские скальные фасадные гробницы и порталы появляются первыми (в VI век до н.э.) в Персидской империи, и возможно именно они повлияли на архитектуру погребений Ахеменидов. Сие предположение хоть и интересно, но не имеет достаточной доказательной базы, ибо точные датировки фригийских монументов в сущности неизвестны.
Но в целом, влияние иранской культуры на Фригию (и Малую Азии вообще) более чем вероятно. Скальные гробницы позволяли изолировать тела умерших от священной для зороастрийцев земли, видимо, именно поэтому значительное число жителей Фригии и Лидии в Малой Азии отказалось от привычных им земляных курганов.
Удивительно, но первое упоминание такого специфического иранского зороастрийского термина как астодан (astodān - среднеперс. «костехранилище» от ast - «кость», dāna - «вместилище») обнаружено на самом западе Малой Азии в ликийском городе Лимира, это арамейская эпитафия Артимы, датируется она началом 4 в. до н.э.
В сущности многие скальные гробницы в Малой Азии могли быть именно астоданами - вместилищами костей, а не целых трупов, т.е. речь идет о достаточно серьезном усвоении зороастрийских идей среди населения Фригии, Ликии и т.д.
Читайте далее о древних гробницах в Малой Азии:
Гробницы понтийских царей в Амасье Бинтепе - турецкие пирамиды Курганы Гордиона Гордион - столица древней Фригии Фотографии и рисунки 19 века фасадных монументов и скальных гробниц в Малой Азии.
Монумент Ареястис.
Одна из более поздних (скорее уже эллинистического времени) фригийских гробниц, IV-I вв. до н.э.
Гробница Аминты в Ликии, примерно 350 г. до н.э.
Фасад и план гробницы Аминты.
Одна из скальных гробниц в Каппадокии из Гереме, IV-I вв. до н.э.
Могила Гердеккая - фригийская гробница эллинистического времени, IV-I вв. до н.э.
Рисунок 19 века монумента царя Мидаса, 6 век до н.э.
Незаконченный фригийский монумент из "города Мидаса".