Уверен, что из года в год не один десяток диссертаций и дипломных работ по психиатрии исследуют тему послеродовой депрессии, ибо, по некоторым сведениям, с данной проблемой в той или иной степени сталкиваются до 60% рожениц. Тема сия настолько животрепещуща, что давно уже вышла за стены психоаналитических кабинетов и года два назад даже стала основой большого голливудского скандала. Маститый сайентолог Том Круз наехал тогда в одном своем интервью на Брук Шилдс, после беременности принимавшую антидепрессанты и, более того, советовавшую остальным женщинам следовать ее примеру. «Как можно?!» - возмущался Круз, - «Это всё психиатры! Они пичкают своих пациентов таблетками, которые лишь загоняют проблему внутрь!» Как нетрудно догадаться, истинный ответ на проблемы молодых матерей лежал, по мнению голливудской звезды, не в химии, а в трудах Рона Хаббарда и его последователей. Впрочем, известно также, через некоторое время Круз извинился перед Шилдс за свои некорректные замечания. Значит ли это, что он также изменил взгляды на медикаментозную терапию?
Немецкая кинематографистка Эмили Атеф предлагает нам свою точку зрения на проблему послеродовой депрессии. «Другой во мне» - фильм, снятый в лучших традициях современного европейского реализма. Картина выстроена с документалистской точностью. Атеф легко бы получила свой сертификат «Догмы», если бы Ларс фон Триер продолжал их раздавать.
Ребекка, только что произведшая на свет сына, никак не может взять в толк, почему она не чувствует к своему ребенку того, что по идее должна бы чувствовать. Хоть остальные буквально надышаться не могут на малютку Лукаса, его плач, капризы, необходимость постоянно о нем заботиться, с каждым днем раздражают Ребекку всё больше и больше. И хуже всего то, что никто из окружающих не замечает ее состояния. Муж сутками пропадает на работе, стремясь обеспечить жену и ребенка. Родители Ребекки осели в далекой Канаде. Друзья тоже заняты своими делами. Погружаясь в пучину депрессии, молодая мать уже начинает задуматься, не избавиться ли ей от докучливого младенца, но, будучи не в силах решиться на такое, однажды ночью она просто уходит из дома, чтобы забрести поглубже в лес и лечь там под елкой в ожидании скорой смерти. Так бы и случилось, если бы поблизости не проходил отряд скаутов, которые доставили Ребекку в больницу.
Скрупулезность, с которой Эмили Атеф воспроизводит ситуацию, делает ее фильм кинематографическим подобием научной монографии. Вот вам непосредственные причины заболевания главной героини, вот его основная симптоматика, вот семейные и личные условия, усугубляющий ход болезни. Остается лишь дождаться эпизода, в котором врач с добрым сочувственным взглядом произнесет заветную формулу диагноза - это послеродовая депрессия, болезнь тяжелая, но излечимая. Ну, а дальше, естественно, последует долгий и трудный процесс выздоровления, основанный на беседах с психоаналитиком и практических занятиях с собственным ребенком в качестве тренажера. Странно, но в фильме нет ни слова об антидепрессантах. Казалось бы, чем еще лечить психическое расстройство, спровоцированное гормональным дисбалансом?!
Поначалу Атеф еще пытается примешать к повествованию толику символизма. Сцены в лесу рефреном повторяются на протяжении всей первой половины картины. Однако к финалу становится совершенно понятно, что лучше было бы показывать этот фильм не в кинотеатрах, а на курсах молодых родителей в качестве учебного пособия.
подробности о фильме смотри
здесь