Я вот не большой любитель выносить суждение до окончания фильма, например, но тут, вслед за СС-овцем Максимом Шевченко, внезапно вообразившим себя Гордоном, и Первым каналом, попробую сделать исключение. Речь пойдет о сериале "Школа" Валерии Гай Германики, который я однозначно маркировать словом сериал (все-таки режиссер пишет в титрах "фильм") пока не могу, но, видимо, все к тому идет.
Начнем, пожалуй с фальши, главным аргументом, с которым критики обрушились на фильм. Она там, на мой взгляд, действительно есть. Да только совсем не там. Я легко верю и ни капли не сомневаюсь в наркотики, разврат, крысятничество, взятки и особенно подлость в школе (любое замкнутое иерархическое сообщество, а особенно школа, где детьми очень легко управлять и манипулировать, это рассадник подлости)... Так было всегда (про сексуальность в советской школе я писал, например, здесь:
http://maxilla-k.livejournal.com/111554.html). В большей или меньшей степени (как будто у подлости есть степени!). Я не верю в Епифанова. Этакий Чацкий, прибывший из ниоткуда на бал, который не просто знает в 9-ом классе стихи Бродского, но и способен их без подготовки прочитать со сцены и при этом, как и все герои сериала, гоняющего балду по корридорам школы. По-моему, фальш здесь жирными каплями проступает сквозь экран. Я не верю, что Носов (заслуженный, там, учитель России), как постоянно практикующий в современной школе педагог, мог получить сердечный приступ от такой фигни, как довольно целомудренные по нынешним временам фотографии его внучки. Он что не знал, что у нее выросли сиськи, что ли?! Да сейчас практически каждая школьница, если она не откровенный крокодил, фотографируется топлесс... И он об этом не знал?! Да я вас умоляю... Ну и самое главное. Сериал, заранее заявленный, как чуть ли не самый правдивый фильм о школе, выходит на Первом канале. Там, где ложь, безвкусица и подтасовка фактов ежедневно беззастенчиво прет с экрана, где в
угоду тупой пропаганде уже давно принесен в жертву здравый смысл... Выйди сериал на ТНТ или MTV, он воспринимался бы гораздо спокойнее. И поэтому, я думаю, не в последнюю очередь Гай Германика и вынуждена была остановить свой выбор на таких безобидных фотографиях. Сиськи по Первому каналу! Да вы что! Это ж педофилия какая-то! У российских школьниц сисек нет! И на том стоим!
Кажется, ну, подумаешь, условность... Да, но не для фильма, который "показывает школу, какой мы ее никогда не видели". Условность среди "шокирующих фактов" это снова фальш! Тут вот, что интересно. А ЧТО они, собственно, собираются показывать в следующих 36 сериях?! Все ведь уже вывалено. Теперь придется доказывать свою творческую состоятельность, которуй пока несильно, прямо скажем, заметно, и только тогда можно будет судить, встанет ли фильм в ряд с "Чучелом", "Дорогой Еленой Сергеевной", "Доживем до понедельника"... Пока таких предпосылок особенно не наблюдается. Растянуть на 40 серий весьма незамысловатую детективную интрижку про то, кто именно подсунул Носову фотографии, будет ой как проблематично. Тем более, что, сдается мне, что и так все, в принципе, ясно. Я, конечно, могу ошибиться, но я все-таки, пожалуй, рискну предположить (это не спойлер, ибо я так же, как и вы видел только 4 серии и не знаю, что будет дальше), что это сделал курчавый мальчик, влюбленный во внучку Носова, по ее просьбе.
Ну, и еще две побочные, но какие-то уж очень вяловатые интриги:
- За что Епифанова выгнали из его бывшей школы;
- Где родители Ани (внучки народного учителя) и почему она живет с дедом и бабкой.
Последнее, видимо, будет являться оправданием жестокости самой Ани. Вон, на себя посмотрите, вы ничем не лучше: бросили дочку, вот она и выросла таким циником...
Короче, развивать этот сюжет можно по классическому детективному сценарию, переводя стрелки подозрения с одного на другого ученика - подозреваемого... Но 40 серий... Полагаю, всем это надоест гораздо быстрее. Или таки запретить его, как требует "прогрессивная общественность", и пусть зритель сам придумывает, какой это мощный и прогрессивный мог бы быть фильм. Пусть сами выдумывают себе легенды. Я бы выбрал именно этот вариант. Во-первых, свежо, так еще никто не делал, а, во-вторых, поднимет градус общественного резонанса, ибо, как мне представляется сделать это художественными средствами в рамках фильма это уже больше невозможно: все ресурсы выработаны в первых же сериях. Ну, и последнее, можно, конечно, перевести его окончательно в плоскость сериала, когда сквозного сюжета не будет, а каждую серию можно будет смотреть отдельно. Но тогда тут и обсуждать нечего, ибо это полностью теряет всякий смысл и художественную ценность.
P.S. Я не видел фильм Гай Германики "Все умрут, а я останусь". Поэтому с удовольствием посмотрю его сегодня в "Закрытом показе" у Гордона. Вне зависимости от того, какой это фильм, я несказанно рад, что на экраны возвращается одна из моих
любимых передач на ТВ! Так что, возможно, в ближайшее время мы вернемся снова затем, чтобы раскрыть тему... Тем более, что 2010 объявлен годом Учителя!