Наверное, серп и молот на афише уже должны были насторожить.
"Душа моя Павел" (реж. Алексей Бородин)
РАМТ, 12 мая 2022 года.
Без приглашения, самбля.
В общем, так. Предлагаю переименовать театр РАМТ в РАСТ. Ну, в конце концов, театру 100 лет как раз. И поверьте, это не самое худшее место, куда еще здесь можно было бы пристроить букву С... Молодежи на этом спектакле было ну дай бог если процентов 5. Остальные трушные олдовые ребята 50+ в свитерах и с гитарами. Ну, потому что спектакль этот вообще не для молодежи, а для старперов. На программке надо было так и писать: не 16+, а 50+. Так было бы честнее.
А старперы начинают вовсю ностальгировать уже прямо в зале. Под песни Машины Времени (Забор и Скворец), под Отель, наш, Калифорния, под Птицу счастья завтрашнего дня, One way ticket и вот эту вот всю шарманку. В общем, дискотека 80-х. Наливай! Я-то когда увидел, что на сцене будет играть живая группа, сразу вспомнил Рок-Ателье Криса Кельми на сцене театра им. Ленинского комсомола и подумал, что, наверное, ребята будут исполнять какую-нибудь свою свежую оригинальную музыку. А так пОшло играть на ностальгии... Короче, РАСТ, одно слово РАСТ.
...
Я не знаю, как спектакли становятся "модными" (для меня всегда это было большой загадкой), но это сейчас один из самых "модных" спектаклей в Москве: в фойе театра было много весьма узнаваемых лиц... Возможно, тут дело в том, что те, на кого спектакль рассчитан, вошли в почтенный возраст, стали платежеспособными буржуа, и теперь могут себе позволить заплатить 5 тысяч за места в партере. А от студентов да молодежи какой прок?! Я, несмотря на возраст, как был, так и остался обычным хером с горы, и не могу себе позволить такие траты. Поэтому (лайфхак!): я купил самые дешевые билеты за 300 (это надо делать сильно заранее), и сидел на свободных местах за 3500 (при таких ценах свободные места всегда будут, не сомневайтесь), куда, вероятно, некоторые буржуа, не желая мочить ноги под дождем, который шел в этот день, попросту не дошли: ботинки стоят дороже.
В общем, спектакль дает возможность тем, кому сейчас за 50 посмотреть на себя молодых. Интересно ли это кому-либо кроме них, ну, вот что-то я сильно сомневаюсь. Хотелось бы сравнить его, например, с легендарными "Большевиками" в Современнике. Тоже такой поколенческий спектакль. Но не получается. Спектакль "Душа моя Павел" про то, как студентов филфака МГУ в 1980 году послали убирать картошку в колхоз, а они и там обосрались и продержали там до ноября (вместо занятий). Я бывал "на картошке", и мне бы тоже сидеть и помалкивать в тряпочку, пуская ностальгические слюни... В общем, я ж недаром тут помянул Рок-Ателье, молодого Криса Кельми и спектакли того времени театра им. Ленинского комсомола: "
Люди и птицы" и "
Автоград-XXI" про комсомольские стройки. Люди там города строили, а эти картошку выкопать не могут. Говно, а не люди. Только водку способны хлестать да стучать друг на друга телеги умные про "Слово о полку Игореве" в ночи прогонять. Знавал я такие компании. КСПешники, бля. Упиваются и на ровном месте начинают искать стукача под крики "я б с ним в разведку не пошел". Да ты, милый, не то, что в разведку, ты вообще идти не в состоянии. Даже нахуй.
Уровень дискуссий тоже из тех времен. Показательно, что банальный монолог про приоритет личного над общественным (от дяди Леши, епть) вызвал аплодисменты в зале. Бля, люди, вы в каком году вообще живете? В каком веке?! Конфликт парторга Суща (самое смешное, у нашего преподавателя Истории КПСС отчество тоже было Кузьмич) с деканом факультета Музой Мягонькой настолько предсказуем и скучен, что я во время их "дуэли" на авансцене предпочел и вовсе смотреть на студентов, которые разыгрывали какие-то свои немые скетчи-истории на заднем плане.
...
Единственное, что в спектакле действительно актуально, а не рассчитано на банальное выжимание скупой ностальгической слезы, это тема противостояния твоего собственного мнения коллективному мнению окружения. Конечно, я в то время был целиком и полностью на стороне тех, кто слушал голоса, читал запрещенную литературу и т.д., но, учась во ВГИКе, действительно ли это мое собственное мнение или я же просто естественным образом принял "коллективное мнение" социальной группы, в которую попал? Сейчас в связи с последними политическими событиями мне этот вопрос представляется очень важным, но только вот не уверен, что под всей этой ностальгической патокой кто-то его сможет здесь по-настоящему разглядеть?!
P.S.
На спектакле ругаться, курить, пить фотографировать запрещено (а это могло бы хоть как-то спасти от скуки) да особо и не имеет смысла.