Авиа-технопамятники Москвы-1

Jun 24, 2013 00:03

Мысль написать о ретропамятниках подкинул мне mib55. В 1998 году, когда я жил и работал в Москве, были живы многие порушенные сегодня авиапамятники столицы. Я побывал почти у всех аэропортов, на площадке ВВЦ и в музее на Поклонной горе. Сегодня первая часть.





Памятники аэропортов

Шереметьево-1
Здесь на постаменте был установлен Ил-18В СССР-75554. Самолет эксплуатировал Аэрофлот с 18 июля 1964 года до 28 апреля 1979 года. Летал в составе Рижского и Красноярского УГА. Салон вмещает 110 пасс.
После отстранения был установлен как памятник в Шереметьево в честь 20-летия пассажирских полётов Ил-18.





На табличке памятника была надпись: «Турбовинтовой самолет Ил-18 создан конструкторским бюро под руководством академика С.В. Ильюшина. Первыми освоили самолет А.Г. Дубовицкий, Е.К. Калиновский, И.Л. Карпук, В.И. Лягин, Б.А. Лахтин, Н.Ф. Тарабрин, В.И. Тарасов, В.Е. Цыганков, К.Д.Ясаков и другие. Монумент сооружен в честь трудовой доблести авиаспециалистов и в связи с 20-летием начала полетов на Ил-18 на трассах Аэрофлота. 20 апреля 1979 г.»

В 2012 году был демонитрован. Самолёт перевезён в Химки, где вскоре утилизирован. Самолет пытаются поднять энтузиасты.
Более подробно - http://russos.livejournal.com/965412.html, http://vulkan-avia.livejournal.com/61214.html




Здесь же я щелкнул через забор - Ил-86 RA-86103 (1989 г.в.), эксплуатировали его "Аэрофлот" и"Донавиа". Это правда не памятник, но зато уже историческое фото. С 1999 до прекращения полётов (2008 г.) был лидерным бортом по налёту среди Ил-86 (после 86007, до 86113). В 2008 году на борту проводились съёмки сериала "Высший пилотаж". Сйчас хранится в Шереметьево.

Домодедово
Здесь был памятник самолету Ту-114 CCCP-76464. Летал с 1959 по июль 1976 г. При организации рейсов из Токио в Западную Европу в 1967 году по просьбе японской стороны был перекомпонован. В первом салоне разместили сиденья 1-го класса, таким образом, общая вместимость составляла 105 мест.
Рейс совместно обслуживали японские и советские бортпроводники. Имел наружную символику как "Аэрофлота", так и "Джал".
В 1969 году был переделан в 220-ти местный вариант.
Установили на пьедестал в Домодедово в стандартной раскраске 1970-х годов (то что стояло на пъедестале у а/п ДМД, сборная солянка из порезаных до этого 114-х. Просто "памятнику" был присвоен номер 76464, т.к., первый пассажирский рейс из ДМД, выполнил 114-ый именно с этим номером) Уничтожен в августе 2006.



К концу эксплуатации летал с салоном на 128 пасс.
Ту-114 был варварски уничтожен компанией «Ист Лайн» при реконструкции аэропорта 2 августа 2006 года

Внуково
Во внуково был установлен Ту-104Б-ТС СССР-Л5412, летавший с 1959 по 1976 г. Салон на 100 пассажиров был переделан на 105 пассажиров.
http://www.stela-vnukovo.narod.ru/all_tu.htm
В начале 1970-ых конвертирован в Ту-104Б-ТС на ВАРЗ-400. 15 сентября 1976 был установлен на постаменте во Внуково и получил ложный бортовой CCCP-L5412 (в честь первого Ту-104, выполнившего рейс с пассажирами). 23 сентября 2004 был демонтирован и позже порезан. Второй Ту-104 с бортовым CCCP-L5412. Вместо него установлен Ту-104Б с тем же номером.

Быково
В ныне полуубитом порту Быково стоял памятник Ил-14М






СССР-91484. Летал с 1954 г., с 1980 г. на хранении в виде памятника. Салон на 18 пассажиров, с ноября 1955 года - салон на 24 пассажира (первый 24-местный Ил-14, испытания проведены В.Коккинаки).
Один из бортов, обеспечивавших визит Хрущёва в Прагу в октябре 1956.
В МагСПиВС - базировался в Воронеже и Мячково.
Самолет варварски уничтожен в апреле 2004 г. - http://vulkan-avia.livejournal.com/45917.html

ВВЦ
На площади Промышленности ВВЦ исторически стояли различные самолеты возле копии ракеты "Восток".



В 1957 году у ракеты поставили ТУ-104 - как достижение нашего авиапрома того времени. Он принадлежал авиационному ведомству СССР - через некоторое время этот самолет сочли не соответствующим задачам ВДНХ СССР - то Также на выставке демонстрировался один из первых ТУ-124. Потом он был установлен на территории учебного заведения на ул. Молостовых в Москве, но, простояв там лет двадцать, сгорел.
В 1970-е годы - ТУ-134 и ЯК-40 - все они не принадлежали ВДНХ СССР и были вывезены с территории - далее их судьба не известна.
Так, одно время в 1990-е годы, по словам старожилов, у ракеты стоял ЯК-52.
80-е и начало 90-хх - экспонировались ТУ-154М, Як-42 и Як-38. Их я и застал, посетив в мае 1998 года ВВЦ.
Сегодня на площади есть только Як.

Ту-154



Ту-154 СССР-85005 был установлен памятником на ВДНХ (постановление СМ СССР №ПА-8814 от 2.6.1976). Летал с 1971 по 1976 гг. Самолет, являющийся символом ВВЦ, варварски уничтожен 13 сентября 2008 года на глазах десятков посетителей выставки.
http://www.russia.ru/video/tu154vvc/
http://fishki.net/comment.php?id=41024

В 1998 году удалось посидеть за его штурвалом и побывать на борту...




Як-42
Среднемагистральный авиалайнер Як-42 (НАТО - "Clobber") (CCCP-42304) 1978 г.в. - второй летный прототип. В июне 1979 года, Як-42 был представлен мировой общественности на Парижском авиасалоне в Ле-Бурже (выставочный код "349").Новый суперсовременный лайнер советских авиаконструкторов произвел во Франции настоящий фурор. Экипаж Як-42, совершавший рейс Жуковский - Варшава - Ле-Бурже: командир, герой СССР - Валентин Мухин, второй пилот - Олег Булыгин, штурман - Владислав Худяков, механик - Алексей Лазовой.
Никогда не возил пассажиров.
В 1981 году борт СССР-42304, второй лётный прототип поставил рекорд дальности перелёта. Поднялся в воздух в Москве, а приземлился в Чите! 4730 километров, при том, что согласно характеристикам, ЯК-42 рассчитан на дальность не более 2900!После этих событий было принято решение выставить самолёт на Выставке Достижений Народного Хозяйства. В сентябре 1981 года ЯК-42, бортовой номер CCCР-42304, без демонтажа двигателей, был установлен на ВДНХ и открыт для посещений!



Когда-то на фюзеляже была надпись «Этот экземпляр самолёта экспонировался на парижской авиационной выставке и получил высокую оценку авиационных специалистов мира».
Примерно, в 1994 году самолёт закрыли. Почти 15 лет решалась его судьба. Про него то забывали, то собирались сделать внутри ресторан, то превратить в рампу для роллеров и скейтбордистов. В 2008 году возникла угроза уничтожения. Самолёт ТУ-154 стоявший крылом к крылу по соседству, из-за всевозможных споров хозяйствующих субъектов, начали разрезать на части клешни спецтехники. Именно это событие сохранило жизнь ЯК-42. Средства массовой информации и блоггеры подняли шум в обществе. Судьбой борта СССР-42304 заинтересовались на самом высоком уровне. Спецтехника отступила.
14 июня 2009 года легендарный лайнер вновь «принял пассажиров». Было принято решение о создание в фюзеляже самолёта галереи современного искусства. С помощью ОКБ А.С. Яковлева была восстановлена кабина пилотов, к тому времени изрядно пострадавшая от вандализма, начали проводить фотовыставки. 4 июня 2009 года, в День рождения самолета, легендарный лайнер вновь "принял пассажиров".
9 мая 2010 года ЯК-42, кроме легенды отечественного авиастроения и галереи, преобразился ещё и внешне. Он превратился в настоящий арт-объект, представ перед посетителями ВВЦ в образе, посвящённом 65-летию победы в Великой Отечественной Войне. Процесс перекраски длился 20 дней.

Як-38 11



Самолет предположительно выпущен в 1978 г. Вероятный эксплуатант - ОКБ Яковлева. Борта 03-08 и 06-07 с 25 июля по 1 августа 1980 года принимали участие в испытаниях по посадке на мобильную платформу (лётчик-испытатель Олег Кононенко совершил 10 полётов). В ноябре того же года по этой программе было совершено ещё 35 испытательных полётов, а также дополнительно 26 полётов по программе 8 ГНИИ ВВС им. Чкалова (пилотировали лётчики-испытатели Михаил Дексбах, Владимир Гордиенко и другие). Какой борт из двух использовался в каждом конкретном случае достоверно не известно. 06-07 точно летал в июле 1980 года. Где то в середине 1980-х проходил ремонт на Евпаторийском АРЗ, в то время бортовой номер отсутствовал. В 1998 году демонстрировался на ВВЦ. В настоящее время находится в экспозиции Центрального музея ВВС России в подмосковном Монино.

На на набережной Москвы-реки у Парка Горького удалось снять макет Бурана БТС-001 ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки воздушной транспортировки орбитального комплекса. В 1993 году полноразмерный макет был передан в лизинг обществу «Космос - Земля» (президент - космонавт Герман Титов).




Буран на самолете АН-225 на авиашоу в Ле-Бурже



Ил-14, Москва, Ту-154, Ил-86, Быково, Буран, Внуково, Шереметьево, Як-38, споттинг, Як-42Д, авиация, памятники, ВВЦ, Домодедово, самолеты, Ту-114, Ил-18

Previous post Next post
Up