22 мая 2019 года из якутского города Мирный в новосибирский аэропорт Толмачёво прилетел самолёт Ту-134Б-3 с бортовым номером RA-65693 АО "Авиакомпания АЛРОСА", выполнив заключительный рейс не только в своей лётной карьере, но и завершив эпоху регулярных пассажирских перевозок на Ту-134 в России. Два рейса - Мирный - Иркутск и Иркутск Мирный были им выполнены накануне - соответственно 18 и 20 мая. Поучаствовать во встрече самолета удалось благодаря приглашению от пресс-службы аэропорта Толмачево и авиакомпании "Алроса".
1. Пожарные машины готовы встретить борт водяной аркой приветствия
2. Заход на посадку.
3. Ту-134Б-3 - RA-65693 - Алроса. Построен 28 мая 1980 г. и завершил летную карьеру буквально за 5 дней до дня рождения (22 мая) символичным рейсом 6R-693. По завершении рейса самолет передан в Музей истории авиации аэропорта Толмачево, где присоединится к ранее выведенному из эксплуатации Ту-154М RA-85684, известному как «Ижма».
4. Летную карьеру борт начал в Латвийском авиаотряде (Скулте) Аэрофлота. В 1990 году был конвертирован из Ту134Б - в Ту134Б-3. С 1992 по 1996 продолжил лететь в Латавио - Латвийских Авиалиниях
(YL-LBC), С 1993 по 1994 арендовался "Юганскнефтегаз", в 1994 - в нигерийской Harco Air Services (Harca). С 1996 борт летает в России - в Авиаэнерго и Аэрвита. Причем в период с 1998 по 1999 личный борт Аллы Пугачёвой и летал со стикером "АЛЛА" (VIP борт, предназначенный для перевозки 28 пассажиров)
5. С августа 2010 борт получил салон на 72 пассажира и стал летать на регулярных рейсах а/к "Алроса".
6.
7. Водяная арка славному труженику. Я в сознательном возрасте на Ту134 так и не слетал, благо на Ту154 успел )
8. Маленькая «тушка» появилась на свет с подачи Никиты Хрущева. Он полетал во Франции на новенькой «Каравелле», поразился тишине в салоне и позвал на разговор конструктора Андрея Туполева: мол, а мы так можем? Несколько лет спустя Ту-134 поднялся в небо и действительно стал тише - для своего времени, разумеется. Этого удалось добиться за счет смещения двигателей к хвосту самолета. Впрочем, двигатели имели и еще одну особенность, принципиальную для условий, в которых предполагалось эксплуатировать лайнер.
9.
10. Красота форм!
11. С неповторимым и характерным звуком лайнер, за что его и прозвали "свисток", прорулил на расстоянии почти вытянутой руки, обдав парами керосина
12. Заключительная самостоятельная парковка на стоянку.
13. Встречающая делегация - СМИ, работники аэропорта "Толмачево", сотрудники "Алросы", кадеты, и без споттеров не обошлось.
14.
15.
16. Пассажиров во время полета ждала викторина с подарками и сувениры на выходе. Проверить себя сможете и вы в следующем репортаже.
17. Достались сувениры и нам ) Спасибо большое!
18. Среди прилетевших были и любители авиации с разных уголков, кто махнул в Иркутск и Мирный, чтоб стать пассажиром рейса
19.
20. Капитан снимает встречу
21.
22.
23.
24.
25. Экипаж тоже ждут памятные подарки
26. Ласточка
27.
28.
29.
30. Алексей Корниенко, командир ТУ-134 авиакомпании «Алроса»: «Мы, когда приходим на работу, к нему не как к железяке относимся. Мы к нему относимся, как к человеку. У него есть душа. И он никогда не подводит».
31.
32. Салон
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
Таким образом, в России Ту-134 остаются еще в строю в ВВС и в бизнес-авиации. Эпоха регулярки на "свистке", увы, ушла. Лишь еще в Северной Корее на Ту-134 можно слетать обычным пассажиром.
Фото со встречи получилось много, в следующей публикации покажу еще немного деталей.
Благодарю за приглашение аэропорт Толмачево и лично Ирину Шавшину, а также авиакомпанию "Алроса"