Авиапамятники Алматы
Я уже рассказывал о авиапамятниках Москвы (
http://max-sky.livejournal.com/8088.html), сегодня речь об авиапамятниках могео родного города. Увы, два из них, стоявших на ВДНХ у павильона "Авиация" - Ан-2 и Ми-2 уничтожены пожаром в 90-х. Увы их фото я в свое время не сдалал, да и в интернете нет. В парке 50-летия Октября (Нынешний Family Park) стоял Ил-18 (на том месте, где аквапарк), также история его не сохранила.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6713/214603206.7/0_b46c0_c29fa7fa_XXL.jpg)
Теперь о том, что живо
В том же Фэмили-парке (4 микрорайон) создана площадка военной техники, на ней сейчас два авиа-экспоната.
1. МиГ-21БИС 8 (красный).
Многоцелевой истребитель Миг-21 разработан ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР (с 1959 по 1986 год), а также в Чехословакии, Индии и Китае и применялся во многих вооружённых конфликтах.
Установлен в 2003 году.
Фото автора блога (2005 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9317/214603206.7/0_b46be_a01a333c_XL.jpg)
Фото - Кондратюк Андрей (стал 08 красный) (2009 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9151/214603206.7/0_b46bd_13799f53_XXL.jpg)
2. МИ-8 85 (85 красный)
Советский многоцелевой вертолёт, разработанный ОКБ М. Л. Миля вначале 1960-х, является наиболее распространенным в мире военно-транспортными вертолетами. Всего произведено более 8000вертолетов Ми-8 на Казанском вертолетном заводе и авиационном заводе в Улан-Удэ, из которых более 2000 экспортированы более чем в 40 стран мира, где половина из них еще находится в эксплуатации.
Установлен в 2001 году. Наиболее хорошо сохранившийся экспонат - все приборы и агрегаты, кроме двигателя в отличном состоянии. Вся техника заново окрашена в мае 2009 года.
Фото автора блога (2005 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9218/214603206.7/0_b46c1_5b32746f_XXL.jpg)
Фото - Кондратюк Андрей (2009 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9222/214603206.7/0_b46c3_e025520c_XL.jpg)
3. Як-50 (95 желтый)
Был установлен перед входом в Аэроклуб ДОСААФ на Розыбакиева / Сатпаева. После банкротства аэроклуба возвращен на территорию аэродрома Байсерке под Алматой, где хранился в виде набора запчастей. В начале 2009 года начал реставрироваться специалистами аэродрома. В настоящее время установлен на территории аэродрома и выкрашен заново. Номер изменен на 01.
Фото - Михаил Уткин (2007 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6706/214603206.7/0_b46c5_ed853cf8_XXL.jpg)
Фото - Кондратюк Андрей (2009 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9154/214603206.7/0_b46c4_ab391518_XXL.jpg)
4. МИГ-21ПФС/ПФМ (100 красный)
Еще один истребитель МИГ-21 на территории на территории Алматинского Военно-Инженерного Института - бывший Штаб ВВС Среднеазиатского Военного Округа - САВО (угол улиц Жарокова - Утепова) сохранился весьма отлично по причине его полной недоступности - на четырехметровой вертикальной стелле.
Фото - Кондратюк Андрей
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9255/214603206.7/0_b46bf_cf45280d_XL.jpg)
4. МИ-24 (10 красный)
Советский транспортно-боевой вертолёт МИ-24 разработки ОКБ М. Л. Миля. Стал первым советским специализированным боевым вертолётом. Серийный выпуск начался в 1971 году. Имеет множество модификаций, экспортировался во многие страны мира. Активно использовался в годы Афганской войны, в период боевых действий в Чечне, а также во многих региональных конфликтах. Неофициальное название - «Крокодил», вертолёты ранних выпусков называли также «Стакан» - из-за плоских стёкол кабин пилотов, вызывающих ассоциации с гранями граненого стакана.
Данный экспонат находится возле проходной Алматинского Военно-Инженерного Института Связи (угол пр. Алтынсарина и улицы Жандосова). Установлен примерно в 1999-2000 годах. Состояние - отличное.
Фото - Кондратюк Андрей (2009 г.)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9226/214603206.7/0_b46c2_e69e287b_XXL.jpg)