Настоящим постом заканчиваю свой пространный отчет в пяти частях о поездке в Калужскую область в июне 2011 года.
1.
Калуга. Перемышль. Таруса2.
По монастырям земли Калужской3.
Усадьба Полотняный Завод4.
Усадьба Авчурино и два поколения Полторацких История этого поместья началась еще в XIV в., когда бояре Степановы за активное участие в борьбе с княжеством Литовским получили в дар земли на русско-литовской границе, которая в те времена пролегала как раз по землям нынешней Калужской области.
Одним теплым летним вечером занесло нас с женой сюда, по правде сказать, праздное любопытство. Село Павлищево расположено примерно на полпути из Калуги в Юхнов. Усадьба стоит немного в стороне от села, на берегу речки Течи. Найти ее не составило никакого труда, т.к. уже на подъезде к селу стоят указатели на санаторий Павлищев Бор, который когда-то в ней размещался.
Летом усадьба вся утопает в зелени, поэтому увидеть ее с расстояния совершенно невозможно. Пройдя на территорию (заборы и ворота все сломаны), мы подошли сначала к бледно-голубом дому управляющего усадьбой, кстати по своему виду могущий претендовать на звание главного усадебного дома.
От него через живописные ворота с остатками оленей на массивных колоннах
мы прошли в глубь зарослей, где совершенно неожиданно, словно прорвавшийся сквозь зелень, предстал перед нами главный усадебный дом. Величественный и грозный, он более походил на дворец, поражающий своими размерами и великолепием, которое, несмотря на ветхость, просматривается в неординарных архитектурных формах.
К сожалению, внутри дом выглядит совсем уныло. Перекрытия второго этажа почти все сгнили и обвалились;
отделка полностью утрачена, за исключением фрагмента потолка в одной из комнат.
Похоже, когда-то дом готовили к капитальному ремонту: вся штукатурка сбита до кирпича, полы полностью сняты,
в одном из крыльев дома заметна относительно свежая кирпичная кладка.
Но на этом все работы закончились и великолепный дворец потихоньку разрушается.
Зачастую усадьбу Степановское-Павлищево называют усадьбой Ярошенко. Однако хозяином ее был не знаменитый художник-передвижник Николай Ярошенко, а его менее известный брат Василий, инженер и химик, получивший усадьбу во владение через свою жену Елизавету Платоновну (урожденную Степанову), которая, в свою очередь, унаследовала ее от своего отца Платона Викторовича Степанова (1798-1872).
Потомственный дворянин Калужской губернии Платон Викторович в 18-летнем возрасте вступил на военную службу. Особо отличился в Русско-турецкой войне, за что был отмечен множеством наград. Из-за ранений вышел в отставку и поступил на гражданскую службу в чине статского советника. В 1837 г. П.В. Степанов получил чин действительного статского советника, а через два года, в 1839 г. был назначен исправляющим дела Архангельского губернатора. В должности губернатора Степанов пробыл до октября 1842 г., после чего вышел в отставку.
В то время усадебные постройки были еще деревянными. Главный усадебный дом, построенный из дерева, просуществовал до 1917 г.
Во второй половине XIX в. владелицей усадьбы стала дочь П.В. Степанова - Елизавета Платоновна, вышедшая замуж, как уже отмечалось, за Василия Александровича Ярошенко (у нее это был уже второй брак). Василий Александрович, инженер по образованию, сам вместе с архитекторами спроектировал будущий двухэтажный особняк. Работы по строительству нового каменного усадебного дома велись в 1895-1899 гг., в результате которых был возведен великолепный дворец.
(Фото взято
отсюда)
О жизни в новом усадебном доме сохранились записанные Максимилианом Волошиным воспоминания его жены - Марии Степановны Заболоцкой, которая в юности дружила с детьми Софьи Александровны Ярошенко, и часто гостила в Степановском:
«Степановское было дачное имение Калужской губернии. Там была масса цветов. На цветники тратили по 12-15 тысяч в год. Елисавета Платоновна привозила садовников из Италии, Франции... Там было много детей. Я была воспитанница Ярошенок. Собственно, богата была Елисавета Платоновна. <...> Все было энглизировано. За каждым ребенком стоял за столом ливрейный лакей. Против дома был цветник. И все обнесено высокой стеной. По звонку спускались все в гостиную. И там ждали. Потом дворецкий докладывал Елисавете Платоновне, что "кушать подано", и все переходили в столовую. Столовая была большая, двухсветная.
<...> там были удивительные комнаты. Столовая очень светлая желто-золотистая. Большие окна, и сверху еще ряд светлых окон. Окна выходили на широкий луг. Подъезд к дому занят японским газоном. Висели большие картины в золоченых рамках, несколько картин Ярошенко ("Извержение Везувия") и еще одна картина - старинная: "Аввакум приносит в жертву Исаака". Потом шла гостиная. Там были тяжелые портьеры. Она почти всегда была темная. Потом малая светлая гостиная. Потом почти пустая комната, где была стена, выкрашенная масляной краской. Там висел рисунок танцующие женщины Помпейские. И еще другая такая же - библиотека. Подоконники были мраморные, разных цветов - розовые, зеленые. А над этим комнатами - наверху - была комната Елисаветы Платоновны. Кушетка, на которой она жила, была совсем пустая. Потом химический кабинет Василия Александровича из двух комнат: одна очень большая, заставленная химической посудой, и другая, совсем маленькая. А потом к крылам здания шли комнаты детей и моя комната. Еще для гостей был флигель. Сад спускался террасами к реке. Там на воде стоял домик "Арсенал", где хранились лодки, водные лыжи, гоночные лодки и т. д. Вдоль реки шла липовая аллея, а потом ее пересекала кленовая, светлая, лучистая. А дальше начинался фруктовый сад. В нижней части были гроты, подземелья, пещеры».
Супруги Ярошенки эмигрировали из России во Флоренцию еще до революции, оставив усадьбу, скорее всего, на попечение дворецкого. В 1917 г. имение было национализировано, а в 1918 г. подотдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины (находившийся в составе губернского отдела народного образования) вывез из усадьбы все ценное, в том числе библиотеку и коллекцию русской и западноевропейской живописи. В числе этих картин было 10 работ Николая Ярошенко. Вывезенное имущество было распределено по калужским и московским музеям.
В разное время на территории бывшей усадьбы Степановское-Павлищево располагадись медицинские учреждения, пионерский лагерь, санаторий.
Санаторий "Павлищев Бор" (фото
отсюда)
Бывшая усадьба Степановское в советское время (фото
отсюда)
Особое место в истории бывшего дворянского гнезда занимает период 1939-1941 гг., когда на территории усадьбы был устроен лагерь для польских военнопленных, расстрелянных впоследствии в Катыни.
Приказом НКВД от 19 сентября 1939 г. предусматривалось создание восьми спецлагерей для военнопленных на территории ряда областей. Два таких лагеря были созданы в Смоленской области (согласно административному делению того времени): в Козельской Оптиной пустыни (Козельский, или Козельщанский лагерь) и бывшей усадьбе Павлищев Бор (Юхновский лагерь). В октябре 1939 г. в Юхновском лагере содержалось уже свыше 8 тысяч военнопленных поляков. Какая роль в лагере была отведена главному усадебному дому, кто в нем размещался - неизвестно. Из «Доклада УПВ НКВД СССР о состоянии лагерей для военнопленных и содержании военнопленных» от ноября 1939 г. узнаём, что «в Юхновском, Козельщанском и Оранском лагерях часть военнопленных была размещена в нежилых зданиях: конюшнях, свинарниках и сараях».
Бывшие хозяйственные постройки на территории усадьбы
В начале 1941 г. руководством НКВД было принято решение об использовании польских военнопленных на строительстве аэродрома в Мурманской области. Весной было проведено медицинское освидетельствование пленных Козельского и Юхновского лагерей, по результатам которого было отобрано свыше 3000 солдат и офицеров, годных к тяжелому физическому труду. В апреле 1941 г. Л. Берия подписал директиву о конвоировании в мае-июне интернированных в Мурманскую область. Однако этапирование офицерского состава откладывалось из-за нехватки лекарств и прививочных средств. В связи с начавшейся Великой Отечественной войной часть военнопленных так и не были этапированы в Мурманскую область. В июне 1941 г. Юхновский лагерь на территории усадьбы Павлищев Бор опустел.
После войны в усадьбе размещались различные медицинские учреждения и санаторий. В конце 1990-х в Степановском собирались открыть школу-интернат для слабовидящих детей, начинали реставрировать, но, видимо, экономический кризис 1998 года нарушил планы и усадьбу забросили. И вот уже 15 лет Степановское пустует и постепенно разрушается.