Прошел без малого уже год с того времени, как мы с женой предприняли поездку в Калужскую область, к ее духовным очагам - святым обителям, древним и новым, знаменитым и менее известным. Почему я решил написать об этом сейчас? Видимо, после столь насыщенной поездки должно было пройти время, чтобы осознать и почувствовать сердцем все величие тех мест, где с Божьей помощью нам удалось побывать.
Русский духовный писатель Сергей Александрович Нилус, живший в Оптиной пустыни с 1907 по 1912 г. и удостоившийся общения с великими оптинскими старцами, в своей книге «На берегу Божьей реки» (т.н. Оптинском дневнике) записал свой диалог с преподобным старцем Варсонофием.
«- Знаете ли Вы, что значит «калуга»? [вопрошает его старец и сам же отвечает] <...> «Калуга» значит огражденное место. Таков и наш город Калуга. А чем он огражден, как Вы думаете?
- Скажите, батюшка!
- Святыней нашего края: монастырями, где почивают святые мощи калужских чудотворцев: преподобного Тихона Калужского, праведного Лаврентия и преподобного Пафнутия, игумена Боровского; нашей святой обителью с ее почившими старцами Львом, Макарием, Амвросием и прочими сокровенными Оптинскими угодниками Божиими».
Так выглядели калужские монастыри в советское время
12 июня 2011 года мы выдвинулись в сторону Калуги. И первую остановку в пути совершили в Малоярославце - небольшом, симпатичном городке, ведущем свою историю с XIV в. Украшением Малоярославца являются его церкви, а также ансамбль Свято-Никольского Черноостровского монастыря (XVI в.). В 1812 г. этот монастырь стал местом решающего сражения с французскими войсками, в результате чего все его здания были выжжены. Сохранились лишь святые врата, испещренные французской шрапнелью. Кстати, по личному распоряжению императора Александра I врата оставили в том виде, какой они приобрели после сражения, в назидание потомкам. Благодаря фотографии С.М. Прокудина-Горского, побывавшего в монастыре в 1912 г., мы можем видеть, как выглядели главные врата обители спустя 100 лет после войны с Наполеоном.
Тогда еще на них висела табличка «Язвы 1812 года». В наше время большую часть выбоин замазали цементом.
Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к середине XIX в.: в центре него расположены 3 храма: Никольский собор, храм в честь Всех Святых и храм в честь Корсунской иконы Божьей Матери. Главный собор монастыря - Никольский - был заложен в 1812 г. в память победы русских войск над Наполеоном; но его строительство завершилось только в 1843 г. в настоятельство преподобного оптинского старца Антония.
Во время нашего посещения все храмы монастыря были закрыты, а сестры несли послушание: кто на огороде, кто в просфирне, кто в детском приюте, разместившемся на территории монастыря. Кстати, меня несколько ошеломила картина рассекающей на роликах по монастырским дорожкам девочки, как и доносящаяся из окон жилых корпусов попсовая музыка. О том, что в монастыре располагается приют, я узнал позже, поэтому увиденное и услышанное повергло меня поначалу в легкий шок - неужели это монахини так развлекаются, подумал я.
Подергав запертую дверь Никольского собора, мы с женой уже хотели отправляться восвояси, однако пробегающая мимо инокиня открыла двери собора на несколько минут, дабы мы смогли помолиться и приложиться к святыням. Зайдя внутрь, я прежде всего поразился озарившему центр храма яркому солнечному свету, проникающему через окна ротонды. Выглядело это так, словно благодать Святаго Духа снисходила внутрь храма. Подгоняемые спешащей матушкой, мы наскоро приложились к иконам и вышли наружу. За нашими спинами щелкнул затвор замка, и монахиня опять убежала куда-то, провожаемая кислыми взорами тех, кто не успел зайти в храм.
С территории монастыря, спустившись по лестнице во враг, можно попасть к святому источнику. Источник - это собственно торчащая из земли железная труба, из которой струится вода. Возможно, вследствие того, что я стал пить эту воду без благоговения и даже не перекрестившись, я ощутил во рту неприятный металлический привкус.
За монастырем возвышается внушительных размеров вал, с которого открываются виды на монастырь и окрестности. Считается, что там располагалось древнее городище вятичей.
Из Малоярославца мы отправились дальше - в Калугу, где и остановились на пять дней.
Примерно в 20 км от Калуги, в поселке Льва Толстого, находится один из древнейших монастырей Калужской земли - Тихонова пустынь. Обитель была основана в XV в. преподобным Тихоном Калужским.
В 1684 г. монастырь был приписан к московскому Донскому монастырю и вскоре пришел в упадок. В 1765 г. монастырь стал заштатным.
В начале XIX в., с образованием Калужской епархии, многие калужские монастыри стали возрождаться, в числе коих была и Тихонова пустынь. В это же время устанавливается духовная связь между ней и Оптиной пустынью. По благословению управляющего Калужской епархией из числа оптинской братии назначались настоятели Тихоновой пустыни. «Золотым периодом» в истории монастыря считается время настоятельства архимандрита Моисея (Красильникова), который являлся учеником преподобных оптинских старцев Льва, Макария и Моисея (Путилова).
Архимандрит Моисей ввел в Тихоновой пустыни старчество и тот же монастырский устав, что и в Оптиной пустыни. При нем же были возведены и перестроены некоторые монастырские здания. В 1879-1886 гг. был перестроен главный храм обители - Преображенский собор,
в 1894 г. выстроена пятиярусная колокольня, началось строительство Успенского собора, законченное уже в начале ХХ в. при настоятеле архимандрите Лаврентии (Бархатове).
До революционных событий 1917 г. в обители действовало 8 храмов, имелось три гостиницы, два странноприимных дома, свечной завод, скотный и конный дворы. Число братии составляло 226 человек
В начале ХХ в. Тихонова пустынь была одним из наиболее известных и почитаемых монастырей в России. Многочисленные исцеления и чудеса у мощей преподобного Тихона и на святом источнике привлекали в монастырь тысячи паломников. В книге М.И. Концевича «Оптина пустынь и ее время» я нашел указание на то, что даже оптинский старец Амвросий направлял своих духовных чад окунуться в святой источник Тихоновой пустыни.
Многовековая история славной обители прервалась в 1918 г., когда было вынесено постановление о закрытии монастыря. В годы советской власти строения монастыря использовались под различные учреждения, постройки частично были разрушены, а частью обветшали.
Новая страница истории Тихоновой пустыни открылась в 1993 г. С тех пор монастырь стал постепенно возрождаться и сейчас мы имеем возможность лицезреть его во всей красе.
Мы с женой приехали в монастырь уже после окончания утреннего богослужения. Ни прихожан, ни паломников не было. Здесь, в Тихоновой пустыни, я почувствовал, что оказался словно на островке благоденствия в житейском суетном море. Тишина и умиротворенность способствовали молитвенному настроению. Мы прошли в открытый Преображенский собор, где помолились в тишине и приложились к святым иконам.
Западнее Калуги, и даже ближе, чем Тихонова пустынь, находится еще один древний монастырь - Спасский Воротынский. Он расположен на левом высоком берегу Оки недалеко от впадения в нее речки Угры. Считается, что монастырь был основан после события, известного в истории как «Стояние на реке Угре в 1480 г.», положившего конец татаро-монгольского ига и в память о заступлении Пресвятой Богородицы от нашествия иноплеменных. Не случайно поэтому реку Угру называют «поясом Богородицы».
Монастырь был основан на рубеже XV-XVI вв. князем Дмитрием Федоровичем Воротынским, ранее служившим литовскому королю и перешедшим на службу к Ивану III.
Оба храма монастыря - Спасо-Преображенский (XVI в.) и Введения во храм Пресвятой Богородицы (XVII в.) являются образцами шатровой храмовой архитектуры.
В 1665 г. Спасский монастырь был приписан к Крутицкому архиерейскому дому, в 1725 г. он опустел, а через 40 лет - в 1765 г. и вовсе был упразднен.
В годы советской власти монастырь очень сильно пострадал. Древние храмы были на грани полного разрушения. Однако в начале 2000-х гг. постройки монастыря были вновь переданы Церкви и начались работы по восстановлению обители. Самое активное участие в этом приняли сестры Калужского Казанского монастыря.
Будучи в Калуге мы с женой зашли в Казанский монастырь, размещающийся в зданиях бывшего Духовного училища, где узнали, что летом большую часть времени сестры проводят в трудах в Спасо-Воротынской обители, а Казанский монастырь совершенно пустует. За короткое время сестрам с Божьей помощью удалось практически полностью возродить монастырь и украсить его.
В момент нашего приезда в монастыре была открыта Введенская церковь. Мы поднялись на второй этаж. Перед святыми вратами стояла лишь одна монахиня, глубоко погруженная в молитву. Не нарушая благоговейной тишины, мы приложились к иконам, помолились и вышли из церкви.
Отрадно видеть эту обитель возрожденной спустя почти 250 лет. Вновь в ее стенах возносятся молитвы и совершаются подвиги Христа ради.
Четвертый день нашего путешествия или, если так можно выразиться - автопаломничества, по калужским святыням был целиком посвящен поездке в Козельские пределы, в прославленную Свято-Введенскую Оптину пустынь. Однако путь к ней был долог по той причине, что по дороге от Калуги до Козельска мы заехали еще в два монастыря.
Первый из них - широко известная Казанская Амвросиевская пустынь в селе Шамордино, основанная в 1884 г. преподобным оптинским старцем Амвросием.
Весьма интересна история создания этой обители.
В конце XIX в. место, где позже появился монастырь, представляло собой хуторок, которым владел небогатый однодворец Калыгин. Решив уйти из мира в монастырь, он поселился в оптинском скиту. Порвать с мирской жизнью он решил окончательно, а для этого нужно было продать землю в Шамордине. При содействии старца Амвросия эту землю у Калыгина купила богатая помещица Александра Николаевна Ключарева (в монашестве - матушка Амвросия), подвизавшаяся в Белевском женском монастыре. Имение это она приобрела для двух своих внучек - Веры и Любы, и начала строить на приобретенной земле новый дом. Но вскоре матушка Амвросия занемогла и скончалась, успев однако перед смертью написать духовное завещание, в котором говорилось, что хутор Шамордино она оставляет в пожизненное владение своим внучкам, а в случае их смерти желает устроить там женскую общину.
Спустя два года после смерти м. Амвросии обе ее внучки, Вера и Люба, заболели дифтеритом и вскоре тоже покинули этот мир. По завещанию почившей матушки со смертью девочек в Шамордино была устроена женская община. Все хлопоты по устройству общины взял на себя оптинский старец Амвросий, с которым м. Амвросия и ее внучки постоянно находились в духовном общении.
1 октября 1884 г. совершилось открытие Казанской женской общины в Шамордино и освящение в ней храма в честь Казанской иконы Божией Матери.
На управляющие должности в общине были поставлены духовные дочери старца Амвросия, переведенные сюда из Белевского монастыря.
В основание новой обители старцем Амвросием были положены благотворительные начала: в ней были устроены приют, больница, богадельня. Со временем появились многочисленные мастерские: живописная, золотошвейная, коверная, башмачная, швейная, фотография, типография и мн. др., которые стали приносить доход обители. А это в свою очередь позволило обители расширяться и отстраиваться. Подмогой сестрам в их трудах была Царица Небесная, в честь Казанской иконы Которой была освящена обитель.
В 1889 году преподобный Амвросий благословил настоятельницу Болховского Богородице-Всехсвятского женского монастыря матушку Иларию написать икону Божией Матери, на которой Владычица изображена сидящей на облаках, Ее руки подняты в благословляющем движении; внизу сжатое поле, и на нем среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Он назвал икону «Спорительница хлебов», желая показать, что Матерь Божия - «Помощница людям в трудах их к снисканию хлеба насущного».
Старец наставлял молиться Матери Божией своих духовных чад. За год до своей кончины батюшка просил записать, чтобы ежегодно 15 октября в Шамординской обители совершали празднование этой иконе. Первой милостью, излившейся от иконы «Спорительница хлебов», стал прекрасный урожай на Шамординских полях и в Калужских пределах в голодный для всей России 1892 год.
Строительство нового храма во имя Казанской иконы Божией Матери, заложенного на месте первоначальной церкви еще при жизни старца Амвросия, после его кончины в 1894 г. было приостановлено из-за нехватки средств.
Однако вскоре по молитвам сестер и, несомненно, помощи Пресвятой Богородицы работа вновь закипела и храм достроили. Все необходимое для внутреннего убранства храма изготавливали сестры в своих мастерских.
До революции 1917 г. в монастыре было 4 храма: домовый, в честь Казанской иконы Божией Матери, каменная Казанская церковь, больничный храм и церковь Успения Богоматери в селе Руднево (в 7 км от Шамордино; не сохранилась). Весной 1923 г. монастырь был закрыт и разорен.
А 3 мая 1990 г. Святейший Патриарх Пимен подписал Указ о возобновлении шамординского монастыря.
Неописуемой красоты Казанский храм монастыря открывается на подъезде к обители. Вблизи же он поражает не только своей красотой, но и размерами. Столь же величественен и красив храм внутри. К сожалению, вне богослужения большая часть храма внутри была отгорожена от паломников. Впрочем доступ к иконам был открыт.
Вместе с нами в монастырь прибыла на автобусе большая группа старушек-паломниц. Господи, что творилось в церковной лавке, когда мы зашли туда с женой в надежде купить книги и иконы. Церковная лавка, набитая до отказа шумящими старушками, превратилась в какой-то базар. Матушка за прилавком, видимо уже привыкшая к таким паломникам, смиренно отвечала на все вопросы, уделяя каждой несколько минут внимания. Некоторые старушки заводили с матушкой задушевные беседы и тогда мне казалось, что моя очередь дойдет только к вечеру, а в лавке было так душно, что хотелось побыстрее расплатиться и выйти на улицу.
Понимаю, что впадаю в грех осуждения, но такое потребительское отношение к святыне, когда в нее вступают лишь с целью удовлетворить свои сиюминутные потребности, и за этими потребностями не замечают ближнего, когда ради пузыречка с маслицем от св. иконы готовы растолкать всех локтями и пролезть без очереди - такое поведение в монастыре считаю совершенно неприемлемым.
Выйдя, наконец, из лавки, мы с женой прошлись по территории монастыря. Приятно удивил нас обширный монастырский огород с возросшей на нем капустой.
Мы дошли до здания богадельни с храмом в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», который был первым восстановленным храмом обители в 1990 г.
В цветнике копошилась матушка средних лет. Я спросил ее что это за церковь и есть ли в нее доступ паломникам. Матушка как-то недоброжелательно отнеслась к моему вопросу и сказала что-то вроде: «Вы на часы смотрели? Вот когда будет время богослужения, тогда и церковь откроют».
Я думаю, что насельницам монастыря уже поднадоели назойливые паломники, вторгающиеся в их личную жизнь, разгуливающие по их огородам, под окнами их келий. Их понять можно. Некоторые мирские приходят в монастырь словно в зоопарк - поглазеть на диковинных его обитателей. Собственно поэтому в некоторых монастырях вешают запрещающие таблички или даже ставят ограду, чтобы ограничивать доступ паломников к жилым корпусам монашествующих. Ведь не для того они ушли из мира, чтобы ежедневно видеть и вступать в общение с мирянами, вносящими в их тихую молитвенную жизнь суету, нездоровое любопытство и даже искушения.
Погуляв еще немного по монастырю и подивившись его красоте и ухоженности, что впрочем характерно для всех женских обителей, мы решили продолжить свой путь в Оптину пустынь. Но, напомню, что прежде мы собирались заехать еще в один монастырь - Спаса Нерукотворного пустынь, что находится в селе Клыково Козельского района.
Не доезжая до Козельска, мы свернули по указателю на Клыково и еще долго кружились и петляли, пока, наконец, не достигли ворот монастыря. Хорошо еще, что на каждом перекрестке и повороте установлены указатели на монастырь, иначе можно было бы заблудиться.
Насельники монастыря Спаса Нерукотворного пустынь рассказывают, что их обитель самая молодая не только в Калужской области, но и во всей России - ей чуть более 10 лет. Но воздвигнут монастырь был не на пустом месте. Еще в первой половине XIX в. тогдашний владелец села Клыково гвардии поручик Александр Федорович Полторацкий выстроил в селе каменный храм в честь иконы Нерукотворного образа Спасителя в память о чудесном спасении от холеры, которая свирепствовала в Козельском уезде в начале XIX в.
В 1923 г., после того как Оптина пустынь была закрыта, а ее монахи арестованы, в селе Клыково поселились чудом оставшиеся на воле братия оптинской обители. В этих условиях храм Спаса Нерукотворного стал духовным центром округи. Однако спустя 14 лет богоборческая власть добралась и до Клыково. Храм был закрыт и осквернен.
В начале 1990-х гг. храм был возвращен Церкви. В селе Клыково было решено создать архиерейское подворье Оптиной пустыни. Подворье отстраивалось в течение 10 лет. В связи с увеличивающимся количеством братии подворье стало набирать силу монастыря. Поэтому летом 2001 г. вышло постановление Св. Синода об открытии в селе Клыково мужского монастыря Спаса Нерукотворного пустынь. В становлении этого монастыря огромную роль сыграл молитвенный подвиг схимонахини Сепфоры.
Еще до решения о строительстве архиерейского подворья в с. Клыково матушка Сепфора сподобилась получить от Пресвятой Богородицы откровение в том, что ее будущая судьба будет связана с селом Клыково и создающимся в нем монастырем. Оптинские же монахи, подвизавшиеся на восстановлении клыковского храма, в свою очередь вспомнили боголюбивую матушку, которую когда-то встречали в Оптиной пустыни и подходили к ней за благословением, т.к. уже в те времена ходила слава о подвижнической жизни м. Сепфоры и ее даре прозорливости. Узнав, что матушка живет в г. Киреевске Тульской области, монахи вскоре перевезли ее в Клыково. Сама м. Сепфора была несказанно рада этому событию, т.к. давно уже молилась об этом и ждала. Ей тогда было уже 99 лет. Но несмотря на это, матушка непрестанно молилась о будущей обители, о монахах, выстаивая долгие вечерни и литургии в полуразрушенном храме. Преставилась схимонахиня Сепфора в мае 1997 г. и похоронена около храма, у Никольского предела.
В настоящее время домик, в котором жила м. Сепфора, и ее келейка с мироточивой иконой Смоленской Божией Матери являются местом паломничества сотен и тысяч православных верующих.
В наш приезд в монастыре было тихо и спокойно, паломников практически не было. Свежими красками светились на солнце восстановленный храм Спаса Нерукотворного, вновь построенная колокольня и трапезный храм.
У ворот монастыря стояла бочка с квасом, у которой на солнцепеке томился монах.
В Спасском храме один из монахов, рассказав нам эту недлинную историю молодого монастыря, посоветовал непременно сходить в келейку м. Сепфоры. Из его же рассказа мы узнали, что м. Сепфора почитается в монастыре святой, даже несмотря на то, что она еще не канонизирована. Однако неоднократные исцеления на могилке матушки и ее мироточивой иконы говорят о том, что матушка пополнила сонм святых угодников Божиих.
У домика, где жила схимонахиня, нас встретила женщина - местный экскурсовод. Она провела нас в келью матушки, где после ее кончины все осталось на своих местах. Наряду со всей обстановкой кельи, иконами, среди которых есть чудотворная икона Смоленской Божией Матери, от м. Сепфоры остался ее небольшой посох, на который она опиралась. Посох (а точнее посошок, т.к. ретивые верующие отламывали, отпиливали и даже отгрызали от него частичку, веря в его чудодейственную силу) является святыней монастыря. С благословения игумена монастыря экскурсовод «обстукивает» этим посошком любого желающего, как в свое время делала м. Сепфора в назидание и исцеление. Происходит это легким постукиванием, сначала как бы вырисовывая крест на голове, а затем и по всему телу до самых пяток. Могилка м. Сепфоры тоже считается чудодейственной. Для вразумления и исцеления монахи советуют взять немного песочка с матушкиной могилки и, насыпав его например в пакет, положить под подушку. Верующие непременно ощутят благотворное действие этого песочка.
Таковы предания и чудодейственные святыни молодого монастыря Спаса Нерукотворного пустынь.
Наступило уже обеденное время и нужно было где-то перекусить. Ведь впереди нас ждала Благословенная Оптина - цель нашей поездки.
Из Спасского монастыря мы поехали в Козельск, где прекрасно пообедали в одном из кафе. Не задерживаясь долго в этом славном городе, мы, наконец, отправились в Оптину.
Огромная парковка в нескольких стах метрах от Святых ворот обители в этот вечер пустовала. До вечернего богослужения, которое в Оптиной начинается в 17.00, оставалось еще около часа и у нас было время осмотреть монастырь.
Территория монастыря разделена на две части, одна из которых доступна мирским людям - на ней находятся все храмы и часовни обители. В другую же часть, где находятся братские кельи, трапезная, гостиница для священнослужителей, вход ограничен. В течение всего дня четыре храма - Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский - открыты, поэтому все желающие имеют свободный доступ к мощам святых оптинских старцев и иконам.
Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь Казанской иконы Божией Матери
Церковь Владимирской иконы Божией Матери
Церковь Спаса Преображения
Об этом мы узнали довольно поздно, поэтому побывать во всех этих храмах и приложиться к святыням, хранящимся в них, не получилось.
В 2008 г. на территории монастырского кладбища была выстроена часовня на месте погребения убиенных на Пасху 1993 г. оптинских монахов Василия, Трофима и Ферапонта.
Пока мы с женой прогуливались по территории монастыря, народ стал потихоньку собираться у храма Казанской иконы Божией Матери.
В 17.00 началось богослужение. К этому времени в храме набралось уже довольно много верующих. Некоторые мужчины предпочли молиться снаружи, у открытых окон. В самом начале вечерней службы большинству присутствующих в храме раздали синодики с именами для поминовения.
Оптинское вечернее богослужение особенно запомнилось мне нестройным и даже неблагозвучным исполнением песнопений монашеским хором. Возможно, так он и должен петь - бесстрастно, без лишних витиеватостей и с неупорядоченной тональностью. Однако такое исполнение лично мне резало слух.
Ближе к концу службы в той части храма, где я стоял, появился священник с евангелием и крестом в руках. Желающие исповедаться быстро выстроились в очередь, и я успел таки занять третье или четвертое место в этой очереди. Благодарю Господа, что Он привел меня в Оптину и сподобил исповедаться здесь. После разрешительной молитвы, произнесенной надо мной священником, я почувствовал легкость на душе и вместе с тем радость, с которой поспешил поделиться со своей женой, которая стояла в другой части храма. Буквально через несколько минут мы вернулись в то место, где только что была исповедь, т.к. жена тоже захотела исповедаться, но оказалось, что батюшка уже ушел и на сегодня исповедание закончилось. На самом деле в Оптиной пустыни исповедь совершается ежедневно в одном из храмов до полудня. Более точную информацию рекомендую поискать на
официальном сайте монастыря.
После завершения богослужения практически все находящиеся в храме стали прикладываться к надгробиям хранящихся под спудом мощей преподобных оптинских старцев, среди которых в этом храме почивают мощи Моисея и Антония.
На часах было уже около восьми вечера, когда мы вышли из храма. Иоанно-Предтеченский скит, куда мы после этого направились, находится в нескольких стах метрах к востоку от монастырской ограды, в глубине леса. Проходя по пустынным тропинкам, по которым когда-то ходили великие оптинские чудотворцы и великие русские писатели, и наслаждаясь свежестью летнего вечера, вскоре сквозь листву деревьев мы увидели колокольню - главный вход в Предтеченский скит.
Справа от колокольни в конце XIX в. был вход для женщин (мужчины проходили через ворота скита) в хибарку преподобного старца Амвросия, где он беседовал со своими духовными чадами и вообще всеми, кто приходил к нему за советом или наставлением. Слева от колокольни находилась хибарка преп. старца Макария. Немного не доходя до скита находится Амвросиевский колодец, выкопанный по благословению старца Амвросия. Вода из него считается целительной.
Возвращаясь от скита к монастырю, мы встретили крестный ход, направлявшийся видимо к Предтеченскому скиту. Уставшие, мы не стали присоединяться к крестному ходу, а направились на парковку, чтобы ехать обратно в Калугу.
Таким выдалось у нас паломничество по калужским святыням, большинство из которых, как видим, духовно связано с Оптиной пустынью, с ее преподобными старцами и тружениками-монахами. Еще раз вспомним слова оптинского старца Варсонофия, процитированные в начале этого рассказа, о том, что Калуга (Калужская земля) обнесена духовной оградой, одной из твердынь которой является Введенская Оптина пустынь. Благодарю Бога за то, что Он направил нас с женой к этой духовной твердыне, к которой, я уверен, мы еще не раз будем прибегать в своих радостях и печалях.