LULU, Alban Berg, 18.06.10

Jun 19, 2010 22:26

в продолжении к "воццеку" ( maultasch-a.livejournal.com/432494.html), "ЛУЛУ" в театре ан дер вин, в рамках "венских фестивальных недель".
не пожалела ни разу. даже наоборот.
все было буквально празднично - и постановка, и дирижер и солисты.
поставлено и исполнено - все три акта. первые два оригинальных написанных альбаном бергом до 1935 года, и третий дописанный фридрихом черхом и поставленный впервые аж в 1979 году.

1. постановка. петер штайн - глыба и гений.
умудриться поставить лулу так запросто и естесственно, можно будучи великолепным драматическим режиссером. ни одной лишней запятой, не существующей в партитуре и в оригинальных драмах ведекинда. впрочем, постановка была сделана для другого случая и другого театра (даже для двух: Opera de Lyon и миланская alla Scala). в вену она приехала без режиссера.
все как и положено происходит в самом начале 20-ого века, там где и должно по тексту, все исполнители играют так как должны, все абсолютно аутентично.
но при этом, нет никакой "порнухи", бытовухи и прочей обыденности человеческих страстей, которые современные режисеры так и пытаются продемонстрировать. хотя сами страсти все показаны естесственным образом. куда ж без них в "лулу"!
конечно, в главной героине легко угадывается образ из немого фильма пабста с луизой брукс в главной роли.

0. lulu.


оперу открывает вступление, опущен занавес весь оклеенный цирковыми афишами. цирковой зазывала в костюме и с кнутом зазывает публику зайти посмотреть на его цирк. каких только животных там не увидишь. и льва и верблюда и обезъяну и всяких рептилий типа крокодила. но самая его ценность - это змея лулу. на сцену силач буквально выносит лулу как огромную куклу и показывает публике.
далее идут сцены оперы и сцены жизни лулу.
лулу - змея по замыслу ведекинда. она сладкая и мягкая, ее очарованию нельзя не поддаться. и она жалит насмерть. но незаметно.
все ее окружающие ее любят. но сближаясь с ней умирают. альва шен, мол.чел., с которым лулу воспитывалась как сестра (отец др. шён подобрал ее малолетнюю сиротину и вырастил, но никогда так и не отделалася от ее чар, хотя сильно пытался. поженившись на ней, таки тоже умер). так вот его сын альва, у ведекинда в драме драматург, в опере берга композитор (это ли не странно?), вопрошает в какой-то момент - долго ли должно все это продолжаться? тут-то все и кончилось. лулу посадили за убийство мужа (др. шёна) и вызволяла ее из тюрьмы нежно любящая графиня гешвиц. но лулу вынуждена скрываться, ее вычисляют, шантажируют, все тянут из нее деньги, некий балван пытается отправить ее в бордель работать. в общем, жизнь повернулась к лулу спиной. деньги заканчиваются, лулу оказывается в лондоне на панели. ее преданного друга альву убивает один из буйных клиентов. ее саму и графиню, которая тоже предано за ней приползла, убивает джек потрошитель. да, такой банальный и шлупый конец.
тем не менее, содержание драмы и оперы богато на лиц и характеры, разнообразно на сцены и действия, в общем, насыщено со всех сторон. тут и личная и социальная драма и вообще загнивание и декаденс.
для меня собственно так и не раскрыт характер лулу. понятно она "роковая женсчина". бывает. со временем она это особзнает. вопрос что она с этим делает. пользуется ли она этим свойством от скуки? от глупости? или из природной ядовитости характера, т.е. из вредности? или она как растение живет себе и вообще не отдает отчета в том что происходит и следует исключительно инстинкту? особенно в начале.
в конце, в лондоне, да и в париже (там где она скрывалась от немецкой полиции и там где ее во время пышного дня рождения шантажировали все кому не лень) она уже ясно другая. она обычная и земная. и внуждена бороться за свою жизнь и бороться тяжело. что стало бы с ней если бы не джек-потрошитель?
в связи со всем этим мне тем более непонятна параллель с альмой нашей роковой. была ли альма столь наивна? или же альма тоже была глупа? ох уж эти фатальные девы. самое главно за их свойством вызывать болезненную страсть, не видно их самих.
впрочем, я отвлеклась от оперы.

2. дирижер - даниеле гатти. я даже не представляла что музыку берга можно дирижировать так самозабвенно. и оркестр (mahler chamber orchestra, тот же что играл и "воццека") внимал дирижеру, как единый огромный но послушеный интсрумент. было ощущение, что дирижер обращается лично к каждому музыканту (я внимательно наблюдала).
вообще тут надо отметить, что я впервые получила удовольствие от музыки берга, что само по себе удивительно.
или дйствительно все так слаженно было, или бергу особенно удалось это произведение, или же я внимательней слушала и услышала музыку.
в общем, чтобы слушать такую музыку надо делать над собой не то что усилие, но сознательно слушать, глядя в яму, а не на сцену.
в случае оперы это сложно и неудобно.

3. солисты.
лулу - лаура айкин. очень высокая сопрано, как и указано в партитуре композитора, вокально себя чувствовала в этой партии спокойно и естесственно, имея возможность еще и изображать свою героиню. что совсем непросто. ведь лулу очень юная. а у лауры айкин и возраст и пропорции. тем не менее, буквально за короткое время меня она убедила в том что она лулу.
просто блестяще выглядела однако графиня гешвиц: наташа петрински. многосложная, острая, угловатая и страдающая от своей странной любви к лулу, благородных кровей, воспитания и достатка. в конце третьего акта, когда она приняла решение вернуться в германию и начать там борьбу за права женщин, и затем умирая рядом с убитой своей возлюбленной лулу, графиня была особенно хороша.
мужчины. да мужчины конечно окружали роковую змею лулу. один за другим они слепо кружились вокруг нее, и умирали.
тоже все были хороши, среди них выделялись альва шён и сам др.шён.
отдельная радость вагнеристов, в роли старика шигольха, старинного друга лулу пел легендарный уже франц мазур, широко известный в узких вагнеристских кругах как исполнитель очень многих ролей как в байройте так и за пределами. он же кстати во время премьеры этой оперы в дописаннром варианте в 79 году пел доктора шёна. вчера же, уже глубоко в возрасте, он все еще пел все три акта. удивительно просто.

4. общее впечатление.
очень странно слушать эту оперу, написанную бергом в 37 году. в то время как увиденная мной за пару дней до этого звенящая "каприччо" была написана в 42.
если вернуться к последней опере рихарда штрауса, "каприччо", то она по сути была вообще последней оперой в классическом стиле. все что было дальше (и уже очень большая часть того что было до) - это музыкальные драмы.
видимо штраус стал последним композитором использующим "легкие" (не особо интеллектуальные) либретто. хотя многие так не считают.
и еще конечно парарллель с постановкой тангейзера, которую я смотрела тоже через два дня после "лулу".
попытка внести психоанализ оказалась чрезмерной и погубила "тангейзера". у лулу же в постановке наоборот, все легко и просто, без символов и смыслов. однако тем очевидней драма которая уже есть в опере, заложеная бергом (и ведекиндом).
о красивостях. ибо обе постановки по настоящему красивы.
"тангейзер" на самом пороге модерна.
"лулу" - арт-деко. красота!
обожаю выдержанные стили (все равно какие).

theater an der wien, berg, внутреннее потребление, opera, fin de siècle, 20

Previous post Next post
Up