wozzeck. alban berg / 17.05.10

May 18, 2010 18:11



(все фото (с) венские фест.недели)

сильнейшая драматургия, окрашеная яркими вокалами.
музыкально, хм. ну после воццека я скажу, что "смерть в винеции" бриттена прямо таки расцвет романтизма в музыке.
и это странно, ведь у берга есть музыка, есть музыкальность.
а в опере таки одна драматургия, повторюсь я.

опера написана по (почти) одноименной незаконченной пьессе георга бюхнера "войцек", в которой повествуется об убогом нищенском во всех смыслах существовании "бедных людей" (....wir armen leut) и к чему такая жизнь приводит. к драмам, брутальным кровавым убийствам, к пустоте и бессердечию. вот к чему. не новость.



насколько я помню, повесть была написана в первой половине 19 века.
режиссер (штефан брауншвайг) и костюмер одели героев в костюмы времен первой мировой, что на мой взгляд, вполне удачно, потому как подчеркивало депрессуху и беспросветность.
в целом же сцена оставалась пустой. единственный постоянный предмет - стул сбоку.
происходящее разыгрывалось в черном различных оттенков, преимущественно очень глубоких черных, пустом пространстве, легко и ненавязчиво немного меняющем размер и объем по сюжету.
и бесконечно огромная, кровавая луна, появляющаяся в соотвествующие моменты в виде огромного круга на заднем плане. (луна - а не круг, со всеми темными пятнами, что хорошо).
полное соответствие происходящего на сцене и либретто (что поют то и показывают).
_________
постановка похожа на воспоминание о кошмарном сне, когда детали и сюжеты этого ужаса всплавают в памяти откуда-то из глубокой черноты уголков памяти.

мари и сын


воццек и доктор (die natur kommt! abscheuliche aberglaube! der mensch ist frei! - природа заставит! отвратительное суеверие! человек фсвободен!)


воццек в казарме (hohl! alles hohl! ein schlund! - пустота, кругом пустота, бездна!)


свежезарезанная мари и воццек


_________
достойная работа с исполнителями.
состав подобрался очень интересный, не только мощный вокально, но и с драматическими талантами, которые каждый выражал не менее интенсивно, чем вокальные.

воццек - георг нигль. превосходно. вокально чист и силен, от еле слышимого шопота и глухих низов, до высоченных криков (форте кажется это называют). после комментария о его исполнении той же роли в москве, я переживала. напрасно. теперь я буду этого певца знать и любить.
воццек у меня вызвал глубочашее сочувствие с самого начала. он раним, а этого никто не видит. над ним каждый издевается, как может, считая его видимо за идиота. но он не идиот. он терпит. до тех пор пока его чаша не переполняется.
и страдания его были вчера прекрасно видны и слышны.

мари - ангела деноке. ох, эта дама, в этой роли совершенно как в своей коже. это типично ее роль. для деноке как раз такие характеры этих неясных вроде бы простых баб, обиженных судьбой и мужиками. но в то же время не таких уж и простых. деноке на сцене вообще не играет, она просто живет. (и это я вижу не впервый раз).
тут она мне напомнила катерину измайлову, ее предыдущая премьера в вене. может тем же рыжим лохматым париком? а может тем, что она была не такой уж и дурой, а несколько даже с разумом.
как бы то ни было, у мари неудовлетворенное либидо по полной программе, а воцек неизвестно где шляется, у него душевные страдания. все как в жизни прям. и что делает простая бедная деревенская баба? ну ясно что. с радостью отдается первому же козлу. (сцена отдавания была без раздеваний и очень условная, декстретно-деликатная, скажем так).
и при том кстати, у нее на фоне либиды еще и материнские чувства живы, и еще как. разрыв между сыном и мужиками. тоже вечная проблема неудовлетворенных баб.
то что деноке еще и петь такие партии умеет на славу, я уже не буду повторять в сотый раз.

все остальные второстепенные эпизодические герои - составили прекрасный ансамль вокруг этой пары. пара хауптман и доктор так вообще была шедевральна, доктор (банкль) смахивал на врача из концлагеря. похотливый тамбумайор был тоже на месте. слабоват на этом фоне смотрелся молодой друг воццека андерс, но тоже вроде нормально, типа молодой исчо, не столь озверело-заматерелый.

и опять мне это напомнило осеннюю премьеру леди макбет шостаковича - тот же акцент на актерскую игру каждого участника, при полном минимализме сценографии. блеск! ничего лишнего и все есть.

отдельно. маленькую роль дурака пропел легендарный хайнц цедник. увидеть его сегодня на сцене, пусть даже в такой крохотной роли очень почетное лично мне удовольствие.
вагнеристы знают, он был харАктерным логе и миме в байройте и вене (и логе и миме он же в моем любимом видео-кольце патриса шеро 1978 года). разумеется, помимо этих ролей он исполнял и многие другие. в том числе и воццека в венской опере.
сразу скажу, что в конце он получил отдельные овации не за роль дурака разумеется, а в знак памяти и уважения венцев, которые его помнят. в этом году ему исполнилось 70.
в нормальном же случае сейчас его можно иногда увидеть в венской опере. в зрительном зале.

и еще раз попытаюсь вернуться к музыке.
да, конечно были отдельные красивые моменты, в основном это оркестровые проигрыши между сценами (опера состоит из 3 актов и 15 сцен). но тем не менее, воспринимать эту музыку именно как музыку невероятно сложно для меня.
это прекрасный спектакль, как я и сказала, с использованием не только драматических но и вокальных возможностей актеров. если бы я решила слушать эту оперу как аудио, я бы охарактеризовала ее как "аудио-постановку спектакля", в таком духе.
впервые я слушала не слышанную ранее оперу практически без подглядывания в "титры" (электронную строку либретто) - и так все понятно. почти такой же эффект кстати был и при прослушивании бриттена, но там пели по английски а мне не привычно. а у шенберга много многоголосых хоров, поэтому приходилось читать о чем они там.

из недостатков. опера длится примерно 100 минут. без перерыва. мне не привыкать слушать часами музыку без перерыва. если это музыка. а тут такое напряжение, мне очень нехватало паузы. просто расслабиться внутренне, водички попить. физически тяжело. и это напряжение настигает повсюду - и из оркестровой ямы, и со сцены.
для полного перфекта мне не хватало такой же тонкой работы с хором (а он там небольшой по составу), какая была в шостаковиче. когда хор не просто "люди, мужчины, жензины, рабочие и колхозницы", а когда у каждого есть свое лицо, свой характер.

оркестр и дирижера я оценить в случае берга не решаюсь. (играл mahler chamber orchestra под управлением даниела хардинга).

бурные продолжительные браво получили главные герои - воццек и мари, а так же дирижер.
_________
перед тем как вернуться домой я еще немного прошлась по центру свежим воздухом подышать.
но даже этого мне не хватило.
вот уж не думала, что опера берга не даст мне спать. нервно ворочалась пол ночи.
_______
опера была поставлена в рамках "венских фестивальных недель" в "театре ан дер вин"

theater an der wien, theater, berg, opera, fin de siècle, wien, 20

Previous post Next post
Up