США «мягко признают» Крым - профессор Йеля

Jul 12, 2018 10:00

Пол Брекен




16 июля в Хельсинки пройдет встреча президента России Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа. Отношения России и США, обменивающихся санкциями и контрсанкциями, пока оставляют желать лучшего. Однако по ряду направлений плодотворное сотрудничество Москвы и Вашингтона вполне возможно - считает профессор политологии и бизнеса Йельского университета, эксперт в области глобальной конкуренции и стратегического применения технологий в бизнесе и обороне Пол Брекен. Аналитик рассказал «Евразия.Эксперт» о том, почему США обратились к протекционистской политике, признают ли они Крым и насколько вероятно потепление в российско-американских отношениях.

- Господин Брекен, в конце марта США ввели пошлины на ввоз стали и алюминия, что ударило и по союзникам США. Почему Трамп пошел на это и к чему это приведет?

- Президент Трамп дал ответ на тенденцию, которая десятилетиями прослеживалась в мировой торговой системе и в бизнесе. После Второй мировой войны США принадлежала доминирующая роль в мировой экономике, но ситуация отличалась от той, которая существовала в колониальную эру XIX в.


США использовали свой большой внутренний рынок и свою силу, чтобы сформировать мировой торговый порядок и повысить уровень жизни по всему миру. Это означало, например, что Японии позволялось «вываливать» автомобили на американский рынок, чтобы укрепить у себя либеральную демократию. Подобное происходило и во многих других странах. Например, США поддержали Римский договор 1958 г., заложивший основу для Евросоюза. Вашингтон никогда бы не пошел на подобное, если бы дело происходило в период до 1950-х гг.

Проект США был в высшей степени успешен. Но с течением десятилетий он привел к уничтожению американских производств, классовому разделению и к смене американской политики. Поэтому сейчас основной упор делается на четко определенные национальные интересы. И именно из-за этого президент Трамп ввел тарифы на сталь и алюминий.

Я думаю, любому президенту США пришлось бы действовать в этом направлении. Вспомните, как Хиллари Клинтон высказывалась против Транстихоокеанского партнерства. Это отражает изменение роли США в мире, это не просто действие одного конкретного президента.

- Президент России Владимир Путин подписал закон о контрсанкциях, который наделяет главу государства правом запрещать или приостанавливать международное сотрудничество с «недружественными иностранными государствами и организациями», вводящими санкции против России. Как вы оцениваете этот шаг?

- Президент Путин действует как почти все главы других государств - Франции, Китая и т.д. Они должны дать какой-то ответ, чтобы повысить свою репутацию внутри страны. Пока что большинство лидеров отвечали разумными мерами: повышали тарифы в соответствии с американскими, не взвинчивая их. Думаю, большинство лидеров понимают опасности торговой войны и не хотят ее начала.

- Почему именно сегодня США перешли от свободной торговли к протекционизму?

- Сегодня мы находимся в новом стратегическом и экономическом положении. Теперь действуют новые правила, а старые правила, такие, как в ВТО, теряют свою значимость. Поэтому каждый с осторожностью прощупывает почву, и мы не видим эскалации крупных конфликтов.

При этом уже сейчас можно видеть формирование новых структур и альянсов. В Северной Европе это «Новая Ганзейская лига», состоящая из Великобритании, Швеции, Норвегии. В Европе появилась новая популистская коалиция Польши, Венгрии, а теперь и Италии. США пытаются сформировать новую коалицию с Индией.

Наряду с этими трансформациями произошло и другое структурное изменение в транснациональных корпорациях, которые были главными движущими силами глобализации с 1980-х гг. Сейчас они стараются справиться с ненужным вниманием.

- По сообщениям СМИ, Трамп заявил лидерам Большой семерки, что Крым является российским. Почему Трамп сделал такое заявление? Может ли он признать Крым и какими последствиями это грозит?

- США, скорее всего, «мягко признают» Крым. Под этим я имею в виду, что официально он признан не будет, но Вашингтон, скорее всего, не попытается пустить никакие процессы вспять. Это острый вопрос, который, тем не менее, можно решить - правда, не раньше следующих выборов в США.

- Вы верите в нормализацию российско-американских отношений при Трампе? Как будут развиваться отношения двух стран в ближайшие годы?

- Я думаю, что по наиболее значительным вопросам Россия и США будут сотрудничать по мере необходимости. Это нераспространение ядерного оружия, изменение климата, энергетика. Если Советский Союз мог в таких областях, как контроль вооружений, сотрудничать с США в 1960-х гг., то тем более две страны в XXI в. на это способны.

Если произойдет какое-либо шоковое для международной системы событие, например, Северная Корея использует ядерное оружие или Китай использует свою военную мощь, то российско-американское сотрудничество быстро наберет обороты.

В ближайшие несколько лет никакой американский политик не сможет открыто поддерживать хорошие отношения с Россией. Но с течением времени это постепенно изменится.

- Генсек ООН призвал Россию и США договориться по вопросам разоружения. Как вы думаете, это возможно?

- Контроль над вооружениями - это важнейшая область сотрудничества, но без заключения формального договора, как в случае Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений или Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Подобные договоры бессмысленны в многополярном ядерном мире, в котором мы живем. Прийти к соглашению по ним слишком сложно.

Поразительно, что США, Китай и Россия не ведут крупную игру в области энергетической политики, учитывая, например, запасы сжиженного природного газа в США. Я думаю, это демонстрирует, что крупнейшие державы на самом деле довольно консервативны - в области избегания рисков - в этой новой гонке.

- США вышли из Совета ООН по правам человека. Почему было принято такое решение и какие у него могут быть последствия?

- США пошли на это из-за того, что Совет ООН по правам человека в одностороннем порядке критиковал Израиль, а также из-за того, что всерьез рассматривалась возможность членства Сирии в этом органе.

Думаю, выход США не приведет к значительным последствиям для мирового порядка, поскольку очень небольшое число людей видят в ООН важный инструмент международной политики.

Эта тенденция началась еще в 1970-х, и с тех пор ценность ООН в глазах общества продолжала падать. Возможно, эту организацию удастся реформировать, но пока признаков этого нет. Большинство американцев ничего не знают об ООН и о том, чем занимается эта организация.

- Трамп и Путин договорились провести переговоры в Хельсинки 16 июля. Как вы оцениваете идею проведения американо-российского саммита?

- Я думаю, крайне важно наладить коммуникацию между США и Россией, поэтому встреча - это очень хорошая идея. Необходимо обсудить столько вопросов: изменение климата, Украину, Европу.

Россия могла бы объявить о неприменении первой ядерного оружия. Как вы знаете, ни Россия, ни США об этом не заявляли, в отличие от, например, Китая и Индии. Подобное заявление могло бы донести до мира идею, что Россия признает опасности в многополярном ядерном мире.

Теперь, когда Северная Корея стала ядерным государством, крупные державы должны показать, что они будут работать над мировой ядерной стабильностью.

Пол Брекен
Источник

США, Крым, Путин, Северная Корея, ООН, Россия, Трамп, эксперты, интервью

Previous post Next post
Up