Пол Брекен
16 июля в Хельсинки пройдет встреча президента России Владимира Путина и его американского коллеги Дональда Трампа. Отношения России и США, обменивающихся санкциями и контрсанкциями, пока оставляют желать лучшего. Однако по ряду направлений плодотворное сотрудничество Москвы и Вашингтона вполне возможно - считает профессор политологии и бизнеса Йельского университета, эксперт в области глобальной конкуренции и стратегического применения технологий в бизнесе и обороне Пол Брекен. Аналитик рассказал «Евразия.Эксперт» о том, почему США обратились к протекционистской политике, признают ли они Крым и насколько вероятно потепление в российско-американских отношениях.
- Господин Брекен, в конце марта США ввели пошлины на ввоз стали и алюминия, что ударило и по союзникам США. Почему Трамп пошел на это и к чему это приведет?
- Президент Трамп дал ответ на тенденцию, которая десятилетиями прослеживалась в мировой торговой системе и в бизнесе. После Второй мировой войны США принадлежала доминирующая роль в мировой экономике, но ситуация отличалась от той, которая существовала в колониальную эру XIX в.
США использовали свой большой внутренний рынок и свою силу, чтобы сформировать мировой торговый порядок и повысить уровень жизни по всему миру. Это означало, например, что Японии позволялось «вываливать» автомобили на американский рынок, чтобы укрепить у себя либеральную демократию. Подобное происходило и во многих других странах. Например, США поддержали Римский договор 1958 г., заложивший основу для Евросоюза. Вашингтон никогда бы не пошел на подобное, если бы дело происходило в период до 1950-х гг.
Проект США был в высшей степени успешен. Но с течением десятилетий он привел к уничтожению американских производств, классовому разделению и к смене американской политики. Поэтому сейчас основной упор делается на четко определенные национальные интересы. И именно из-за этого президент Трамп ввел тарифы на сталь и алюминий.
Я думаю, любому президенту США пришлось бы действовать в этом направлении. Вспомните, как Хиллари Клинтон высказывалась против Транстихоокеанского партнерства. Это отражает изменение роли США в мире, это не просто действие одного конкретного президента.
- Президент России Владимир Путин подписал закон о контрсанкциях, который наделяет главу государства правом запрещать или приостанавливать международное сотрудничество с «недружественными иностранными государствами и организациями», вводящими санкции против России. Как вы оцениваете этот шаг?
- Президент Путин действует как почти все главы других государств - Франции, Китая и т.д. Они должны дать какой-то ответ, чтобы повысить свою репутацию внутри страны. Пока что большинство лидеров отвечали разумными мерами: повышали тарифы в соответствии с американскими, не взвинчивая их. Думаю, большинство лидеров понимают опасности торговой войны и не хотят ее начала.
- Почему именно сегодня США перешли от свободной торговли к протекционизму?
- Сегодня мы находимся в новом стратегическом и экономическом положении. Теперь действуют новые правила, а старые правила, такие, как в ВТО, теряют свою значимость. Поэтому каждый с осторожностью прощупывает почву, и мы не видим эскалации крупных конфликтов.
При этом уже сейчас можно видеть формирование новых структур и альянсов. В Северной Европе это «Новая Ганзейская лига», состоящая из Великобритании, Швеции, Норвегии. В Европе появилась новая популистская коалиция Польши, Венгрии, а теперь и Италии. США пытаются сформировать новую коалицию с Индией.
Наряду с этими трансформациями произошло и другое структурное изменение в транснациональных корпорациях, которые были главными движущими силами глобализации с 1980-х гг. Сейчас они стараются справиться с ненужным вниманием.
- По сообщениям СМИ, Трамп заявил лидерам Большой семерки, что Крым является российским. Почему Трамп сделал такое заявление? Может ли он признать Крым и какими последствиями это грозит?
- США, скорее всего, «мягко признают» Крым. Под этим я имею в виду, что официально он признан не будет, но Вашингтон, скорее всего, не попытается пустить никакие процессы вспять. Это острый вопрос, который, тем не менее, можно решить - правда, не раньше следующих выборов в США.
- Вы верите в нормализацию российско-американских отношений при Трампе? Как будут развиваться отношения двух стран в ближайшие годы?
- Я думаю, что по наиболее значительным вопросам Россия и США будут сотрудничать по мере необходимости. Это нераспространение ядерного оружия, изменение климата, энергетика. Если Советский Союз мог в таких областях, как контроль вооружений, сотрудничать с США в 1960-х гг., то тем более две страны в XXI в. на это способны.
Если произойдет какое-либо шоковое для международной системы событие, например, Северная Корея использует ядерное оружие или Китай использует свою военную мощь, то российско-американское сотрудничество быстро наберет обороты.
В ближайшие несколько лет никакой американский политик не сможет открыто поддерживать хорошие отношения с Россией. Но с течением времени это постепенно изменится.
- Генсек ООН призвал Россию и США договориться по вопросам разоружения. Как вы думаете, это возможно?
- Контроль над вооружениями - это важнейшая область сотрудничества, но без заключения формального договора, как в случае Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений или Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. Подобные договоры бессмысленны в многополярном ядерном мире, в котором мы живем. Прийти к соглашению по ним слишком сложно.
Поразительно, что США, Китай и Россия не ведут крупную игру в области энергетической политики, учитывая, например, запасы сжиженного природного газа в США. Я думаю, это демонстрирует, что крупнейшие державы на самом деле довольно консервативны - в области избегания рисков - в этой новой гонке.
- США вышли из Совета ООН по правам человека. Почему было принято такое решение и какие у него могут быть последствия?
- США пошли на это из-за того, что Совет ООН по правам человека в одностороннем порядке критиковал Израиль, а также из-за того, что всерьез рассматривалась возможность членства Сирии в этом органе.
Думаю, выход США не приведет к значительным последствиям для мирового порядка, поскольку очень небольшое число людей видят в ООН важный инструмент международной политики.
Эта тенденция началась еще в 1970-х, и с тех пор ценность ООН в глазах общества продолжала падать. Возможно, эту организацию удастся реформировать, но пока признаков этого нет. Большинство американцев ничего не знают об ООН и о том, чем занимается эта организация.
- Трамп и Путин договорились провести переговоры в Хельсинки 16 июля. Как вы оцениваете идею проведения американо-российского саммита?
- Я думаю, крайне важно наладить коммуникацию между США и Россией, поэтому встреча - это очень хорошая идея. Необходимо обсудить столько вопросов: изменение климата, Украину, Европу.
Россия могла бы объявить о неприменении первой ядерного оружия. Как вы знаете, ни Россия, ни США об этом не заявляли, в отличие от, например, Китая и Индии. Подобное заявление могло бы донести до мира идею, что Россия признает опасности в многополярном ядерном мире.
Теперь, когда Северная Корея стала ядерным государством, крупные державы должны показать, что они будут работать над мировой ядерной стабильностью.
Пол Брекен
Источник