Узбекистан заинтересован в скорейшем разрешении конфликта между Кыргызстаном и Казахстаном

Oct 30, 2017 13:00




Заместитель директора по геоэкономике и геокультуре Центральной Азии Центра традиционных культур Бахтиёр Эргашев - о конфликте Казахстана и Кыргызстана, и роли Узбекистана в его урегулировании, развитии отношений Узбекистана и Кыргызстана после избрания нового главы КР и значении государственного визита Шавката Мирзиёева в Турцию.

Истоки конфликта между Казахстаном и Кыргыстаном и роль Узбекистана в его урегулировании

Как и во всяком межгосударственном конфликте, в данном противостоянии есть несколько плоскостей. Казахстан и Кыргызстан - страны-соседи с очень тесными экономическими связями. Если ключевым импортером товаров в Кыргызстан является Россия ($914 млн), то второе место занимает Казахстан ($593 млн). Одновременно в Казахстан из Кыргызстана в 2016 году было экспортировано товаров на $274 млн, и Казахстан является вторым после Швейцарии импортером товаров из Кыргызстана. А если учесть, что в Швейцарию на $500 млн. долл. поставляется только золото, то роль Казахстана во внешней торговле Кыргызстана еще больше возрастает. Плюс к этому, на начало текущего года в Казахстане было зарегистрировано 125 тысяч трудовых мигрантов из Кыргызстана.


Бесспорно, страны друг для друга важны в экономическом плане. Но у двух соседей априори есть проблемы, которые периодически обостряются. Но всегда их стремились решать и не доводить до серьезного ухудшения в отношениях, как это происходит сейчас. Почему именно сейчас?

Во-первых, в 2015 году Кыргыстан вступил в ЕАЭС, и в данный момент идет непростой процесс встраивания страны в это интеграционное объединение. И на этом пути есть трения. К примеру, наличие потерявших и выигравших групп людей, в условиях политической действительности выступающих со своими заявлениями и требованиями. И правительство должно учитывать сложившиеся реалии, такие, например, как потери реэкспортеров китайской продукции.

Если посмотреть на статистику, предоставленную Казахстаном, происходит резкое увеличение объемов импорта китайских товаров в Кыргызстан и соответственно - пропорциональное увеличение ввоза этих товаров из Кыргызстана в Казахстан. Специалисты подсчитали, что предполагаемые потери государств-членов ЕАЭС составляют порядка $100 млн, а потери только Казахстана по НДС - $155 млн.

Второй аспект. Есть понимание того, что резкие высказывания Атамбаева в отношении Казахстана, его лидера, ЕАЭС, который он сравнил со скотным двором - также одна из причин конфликта. То есть наряду с экономическим фактором есть и политический, связанный с выборами президента Кыргызстана, когда Казахстан проявил свои симпатии к оппозиционному кандидату.

Весьма негативную роль сыграло неумение и нежелание Атамбаева вести диалог с соседней страной в приемлемой форме. Для него в последнее время очень характерны недипломатичные высказывания на грани вмешательства во внутренние дела - например, резкие и недостаточно продуманные высказывания в адрес первого президента Узбекистана Ислама Каримова, сделанные им за последние несколько месяцев. И эти проблемы в вопросах дипломатического такта у уходящего кыргызского президента играют крайне негативную роль при реализации внешней политики Кыргызстана.

Если рассматривать ситуацию в целом, то президентские выборы в Кыргызстане закончены, победил кандидат, кандидатуру которого «пробивал» нынешний президент. Через месяц с небольшим состоится инаугурация нового президента. И вот теперь наступает время налаживания межгосударственных отношений между Кыргызстаном и Казахстаном и преодоления тех негативных последствий, которые создал своими резкими высказываниями нынешний президент. Новому президенту КР нужно решать, что делать с этим «наследством». Разумеется, восстановление добрососедских отношений, в первую очередь, необходимо Кыргызстану, в силу большей зависимости её экономики от Казахстана.

Если говорить о сторонней помощи в урегулировании возникших противоречий, медиатором в данном случае должен выступать не Узбекистан.

Необходимо отметить, что задача медиации между руководителями двух стран (РК и КР), как в публичной, так и непубличной формах, все-таки должна решаться в большей степени Россией. И Казахстан, и Кыргызстан - члены ОДКБ и ЕАЭС, где системообразующую роль играет Российская Федерация, и кому, как не ей выступать посредником и решать возникшие противоречия между двумя членами ЕАЭС. Поэтому активность России в данном аспекте целесообразна. Узбекистан же вряд ли будет в той же мере пытаться разрешить возникший конфликт. Поскольку, вероятно, существующие противоречия будут решаться постепенно, в рамках межгосударственных встреч, Узбекистан, не являющийся членом ЕАЭС, не станет формировать отдельную площадку для урегулирования конфликта. С его стороны возможны лишь попытки урегулирования ситуации на неофициальном уровне.

Новый президент: как будут развиваться отношения Узбекистана и Кыргызстана

Отношения Узбекистана и Кыргызстана динамично развиваются, о чем свидетельствуют двусторонние встречи президентов и договоренности, достигнутые в ходе переговоров. Новый президент наверняка будет поддерживать те тренды, которые заданы в ходе визита Мирзиёева в Бишкек и ответного визита Атамбаева в Ташкент. Курс на развитие отношений, в первую очередь торгово-экономических связей, выгоден обеим сторонам, и причин уклоняться от этого курса нет.

Значение визита Шавката Мирзиёева в Турцию

Если говорить об узбекско-турецких отношениях последних 26 лет, то они развивались неоднозначно. Были периоды очень плотного экономического и политического сотрудничества, были и периоды сильного охлаждения отношений. Но при этом очевидно, что друг для друга страны имеют большое значение.

До государственного визита президента Узбекистана в Турцию, уже состоялось несколько неформальных встреч между Эрдоганом и Мирзиёевым на различных площадках. Контакты налажены, и теперь необходимо принятие на более высоком уровне целого ряда документов, которые будут носить экономический характер. Узбекистан заинтересован в привлечении турецких инвестиций, технологий, а Турция накопила серьезный опыт инвестирования в интересующие Узбекистан отрасли - хлопкоперерабатывающую, текстильную, переработку плодоовощной продукции, строительство и другие. Поэтому вопросы торгово-экономического, инвестиционного сотрудничества станут главными в ходе переговоров двух лидеров.

Несомненно, и Узбекистан и Турция являются ключевыми точками на Великом шелковом пути, и поэтому, я думаю, предстоят серьезные обсуждения вопросов транспортно-коммуникационного сотрудничества, особенно с учетом того, что буквально сейчас завершается строительство южно-кавказской транспортной магистрали.

Также уделено будет внимание вопросу афганского урегулирования, в котором Турция все больше и больше хочет играть активную роль, особенно в Северном Афганистане. Узбекистану, в свою очередь, важны безопасность и стабильность в данном регионе.

Анна Гриценко (Ташкент)
Источник

Афганистан, Узбекистан, Кыргызстан, Казахстан, Турция, Россия, политика

Previous post Next post
Up