Молдова на протяжении веков находилась в тесных отношениях с Россией, и только в союзе с Россией Молдавское государство способно выжить и начать развиваться.
Сегодня только Россия может сохранить Молдову. С политической точки зрения, пока Россия признаёт нейтралитет Молдовы, Румыния как член НАТО просто так взять и аннексировать Молдову не осмелится. С другой стороны, без российского рынка молдавская экономика изначально является банкротом.
Поэтому абсолютно все, кто сегодня являются сторонниками сохранения молдавского государства, выступают за сохранение молдавского нейтралитета и сближения с Российской Федерацией.
Подобный подход вполне оправдан исторически.
К сожалению,
первый текст из цикла “Разговоры о молдавской государственности” был подвержен необъективной критике, и из за него автор подвергся оскорблениям и нападкам личного характера. Люди, которые почерпнули свои знания об историю Молдовы из популярных околонаучных брошюр, пришли в страшное негодование, когда прочитали что первый молдаван, который понял, что Молдова сможет выжить лишь в союзе с Москвой, был ни кто иной, как Штефан чел Маре.
Румынская и часть молдавской аудитории были шокированы и осмеяли этот тезис. Дескать, это всё кремлёвская пропаганда, не может такого быть. Ведь в результате соц. опросов, проведённых в Румынии, на вопрос “Кого вы считаете самым великим из румын“, большинство назвало молдавского господаря Штефана. А Штефан чел Маре, оказывается, был первым молдавским государственным деятелем начавшим проводить про-российскую политику.
Потому что румыны и молдавские унионисты, рассматривающие историю Молдовы через призму румынского национализма 19 века считают, что Штефан был истинным румыном и врагом России.
И когда кто-то открывает столь малограмотным людям правду на ложь, в которую они свято верят, вместо того чтобы обратится к первоисточникам и изучить документы, они переходят к оскорблениям. Рассказывать им, как из-за преданности валахов туркам Штефан неоднократно сжигал Бухарест не буду, это и так общеизвестно. Лучше расскажу об истории молдавско-русских отношений.
Правда такова, что Штефан Мушатин в тяжелейших условиях положил начало союзу Молдовы и Русского Государства. А его сыновья и внуки, бывшие на троне после него, продолжили проводить политику сближения Молдовы с Москвой.
Штефан чел Маре - первый молдаван, который понял, что Молдова сможет выжить лишь в союзе с Москвой. Вся его политика была направлена на сближение с Московским Княжеством, которое тогда только ещё набирало силу. Находясь в окружении католических Венгрии и Польши и перед угрозой турецких полчищ, Штефан видел в Москве природного союзника Молдовы.
Женившись на Евдокии из рода киевских князей Олельковичей, а затем на Марии Мангупской, Штефан породнился с Рюриковичами и положил начало молдавско-русскому союзу.
После того как Мушатин весь народ поднял на войну с турками, от католической Европы, заинтересованной в ослаблении военной и экономической мощи Молдавии, в виде помощи он получил лишь поздравления и похвальные грамоты…
Штефан ясно понимал, что единственным православным государством, сильном в военном плане, способным помочь Молдове войском, была Москва. И от того, как скоро эта помощь подоспеет, зависит судьба Молдовы.
Помощь запозднилась, потому что Москву и Сучаву разделяла степь, в которой хозяйничал Крымский Юрт, вассал турецкого султана. Москва могла помогать Штефану лишь дипломатически. Первые территориальные потери Молдова понесла ещё при жизни Штефана - османы отобрали у молдаван города-порты Килию и Белгород и уничтожили молдавский военный флот, отрезав этим Молдову от торговых путей и лишив её основной части дохода.
Понимая, что в будущем его внуки и правнуки лишь с помощью Москвы смогут отвоевать выход Молдовы к морю, Штефан выдал родную дочку замуж за московского князя Ивана.
Уже во время польско-молдавской войны в 1497, московская дипломатия спасла Молдову.
Польский король Ян Альбрехт решил тогда, что пришло время включить ослабленную после многих битв с турками Молдову в состав Польско-Литовского Королевства. Но после вмешательства Ивана III, который в ультимативной форме потребовал от князя литовского Александра воздержаться от похода на Молдову, литовские полки не перешли через Днестр. А польское войско, которое вторглось в Молдову, Штефан сам разбил наголову.
Сын Штефана Петру Рареш продолжил линию своего отца и так же с помощью Русского государства попытался сбросить турецкое иго.
Согласно русско-молдавскому договору, российская дипломатия десять лет (1520-1530) сдерживала татар от набегов на Молдову и не позволяла полякам напасть на Рареша с севера. Накопив силы, Рареш вырезал турецкие гарнизоны. И только вынудив Польшу и Крым напасть на Молдову одновременно с ним, в 1538 Сулейман во главе 200 тысячного войска разбил упрямого молдаванина.
Политику сближения с русским государством продолжил и внук Штефана чел Маре, Ион Вода Лютый.
Есть основания считать, что после того, как в 1572 турецко-татарские войска,сжигая всё на своём пути, дошли до самой Москвы, Иван Грозный втайне профинансировал организацию молдавского войска Иона Водэ Лютого, женатого на Марии, дочери князя Ростовского.
Потому что спустя 2 года после похода Девлет-Гирея на Москву, внук Штефана чел Маре Ион Вода Лютый, во главе немногочисленного, но вооружённого по последнему слову техники войска, (снаряжённого на «личные деньги» воеводы), разбил крымских татар, вырезал турецкие гарнизоны на территории Молдовы, опять сжёг дотла Бухарест, и занял соседнюю Валахию. Так же российская дипломатия способствовала тому, что на помощь Иону Лютому пришли полки Войска Запорожского.
БЛОГ Nicolai Andreev