Существует мнение, что мозг человека, все ещё, «умнее» любого самого умного компьютера. В целом. При этом, для основной массы людей, характерно делать невероятные глупости, на которые неспособна простая вычислительная машина. Машина никогда не игнорирует заложенные в неё логические алгоритмы.
Почему же человек впадает в самообман? Всё очень просто - люди создают удобные стереотипы поведения и мышления. Мы сами строим ловушки для собственного сознания.
И я предлагаю поговорить о самообмане и некоторых достаточно распространенных ловушках сознания.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - КУДА КАТИТСЯ МИР
Жизнь становится всё хуже и хуже. Вы согласны с таким утверждением? Я не буду утверждать, что это самообман. Давайте рассуждать.
На Земле растет количество жителей, побеждены многие страшные болезни, которые веками просто выкашивали страны и даже континенты. На большей части Земли побежден голод. Выросла продолжительность жизни людей.
Это объективные факты.
Тогда, откуда берется мнение о постоянном ухудшении качества жизни? Эту ловушку сознания создает эффект негативности - наша способность акцентировать своё внимание на негативных новостях и событиях, и игнорировать (полностью или частично) позитивные события. Человеческое подсознание автоматически классифицирует «плохое», как более важное. И эти негативные акценты, с течением жизни, накапливаются.
Отсюда и ловушка, и самообман - сегодня хуже, чем вчера.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТЬЮ ИЛИ ВЕРОЯТНОСТЬЮ
Вы боитесь летать на самолете? По статистике, больше половины людей сидящих в самолете боятся грядущего полета.
Вы испытываете панический страх при езде на автомобиле или в автобусе?
Если перед посадкой в самолет вы узнаете о технической неисправности лайнера, вы согласитесь лететь или сдадите билет? Каждый день тысячи людей садятся в неисправные маршрутные такси. Более того, их сложно из этого такси высадить. Почему?
Статистика утверждает (и это объективно), что самый безопасный вид транспорта - это самолет. Вероятность расстаться с жизнью в автокатастрофе в 10 раз выше.
От террористических действие погибает большое количество людей, но на порядок больше умирает от табакокурения.
Всё, о чем я говорил выше - это общеизвестная статистика. И эту статистику побеждает феномен пренебрежения вероятностью. Самообман, против которого статистика бессильна.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - Я ПРАВ, ДАЖЕ ЕСЛИ И НЕ ПРАВ
Вспомните своих друзей, вспомните любимые телепередачи, вспомните, наконец, сайты, которые вам приятны. Что вам в них (во всех) нравится? Вам нравится то, что все они (люди, передачи, сайты) разделяют ваши предпочтения, взгляды, суждения.
А если они не солидарны с вами? Если они заставляют вас сомневаться в своей правоте?
Психологи говорят о когнитивном диссонансе - человек отлично воспринимает только ту информацию, которая не противоречит и не опровергает его собственные установки. И этот же человек очень легко игнорирует или преуменьшает значение информации, которая не соответствует его «личной правоте». Даже если эта информация действительно истинна и полезна.
Ловушка сознания состоит в том, что «личная правда» важнее истины.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - ЖИЗНЬ ПОХОЖА НА ИГРУ
Распространенный самообман или ложное убеждение - отдельные события из прошлого предопределяют вероятность настоящего. Чтобы было понятно, я предлагаю вам игру: в моих руках колода из 36 карт. Я предлагаю вам угадать карту: черная или красная. Затем, я начинаю открывать карты - три раза подряд выпадает черная масть.
Какой масти будет четвертая карта?
Большинство скажет - красная. Почему? Потому, что черная масть выпадала уже три раза. Меньшинство скажет (неуверенно) - черная. Почему? По закону подлости. Из противоречия. И т.д.
Каковы шансы выпадения красной масти? Ответ: 50 на 50. Напоминаю, в колоде 36 карт, а значит черной масти - 18. Я вытащил всего три. И колоду тасовал я.
Но, это карты. А если я кидаю монету - орёл или решка?
Эта ловушка сознания называется ошибкой позитивного ожидания. Самая «любимая» ловушка людей, которые страдают от игромании. Они убеждены, что после череды проигрышей наступит «большой выигрыш».
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ ЦЕННОСТИ
Вы пошли в магазин и купили нечто очень дорогое и совершенно не нужное. Знакомая ситуация?
Можно было бы отнести купленную вещь обратно, но вы быстро убедили себя в том, что именно вы достойны этой дорогой вещи.
Постшопинговая рационализация - вот как это называют специалисты. Вы сами программируете себя на неминуемое оправдание. Сначала самообман, а потом - готовая ловушка сознания. Вы делаете очередную глупость - мозг отвечает на неё порцией утешений. Со временем утешения превращаются в убеждение, а человек, например, - в шопоголика.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - ДРУГ МОЕГО ДРУГА - МОЙ ДРУГ
Человек - скотинка коллективная. Так уж сложилось тысячелетиями, что человеку нужны себе подобные. Для общения. И для собственной идентификации.
Работает гормон окситоцин. Его ещё называют молекулой любви. Этот самый окситоцин помогает нам строить дружеские связи. Это одна сторона медали. А другая - этот же дружелюбный гормон побуждает нас к тому, чтобы избегать или отталкивать тех, кто не входит в круг «наших».
Люблю - не люблю, друг - враг. Кто не друг, тот враг. Все свои - хорошие, все чужие - очень плохие. Простая логика. И вполне реальная. А что имеем в результате?
«Свои» наделяются несуществующими положительными достоинствами, а «чужие» получают несуществующие в реальности грехи.
Специалисты называют эту ловушку эффектом внутригрупповой пристрастности.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - ВСЕ БЛОНДИНКИ В ЖЕЛТЫХ ЮБКАХ
Вдруг, случается совершенно мистическая вещь - с вами начинают происходить события, которые несут определенную смысловую нагрузку и которых раньше не было. Вы полагаете, что возникает некий эффект преследования. А специалист скажет - эффект выборочности наблюдения.
Например, брюнетка решила стать блондинкой. И вдруг, на улице, блондинок стало больше. Или, купили желтую юбку. Вчера вам было всё равно, и вы не обращали внимания на блондинок в желтых юбках. А сегодня они встречаются на каждом шагу.
Беременная женщина скажет, что на улице беременных - если не каждая вторая, то каждая третья женщина. Точно.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - СТАДО ЗОВЕТ
Человек, личность и индивидуальность, просто обожает быть частью большого и целого. Например, толпы. И когда толпа создает себе кумира, то у индивидуумов просто «отрубается» личность. Возникает «групповое мышление», как последствие эффекта повального увлечения.
Как пример, мода. «Народ» признал, а вы признаете это модным в результате работы созданной ловушки сознания - стадо признало, а я член стада.
Если стало обидно, то назовем стадо коллективом.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ: МОЛЧИТ - ЗНАЧИТ СОГЛАСЕН
Эта ловушка основана на таком весьма распространенном эффекте, как эффект переноса. Я уверен в своей правоте и считаю, что все разумные люди должны разделять мою позицию. Кто не разделяет - то спорит. А если не спорит - значит согласен.
Возникает ловушка сознания - эффект ложного консенсуса.
Но, молчит не означает - согласен. Протест может быть выражен с самых разных формах. В том числе и в виде молчаливого протеста. Или «голосования ногами».
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ: СКИДКА НЕ ОЗНАЧАЕТ ДЕШЕВО
Профессиональный продавец знает, что покупатели, в первую очередь, обращают внимание не на порядок чисел, а на разницу между числами. Вещь стоила 5 000, а сейчас стоит 1 500. Мозг фиксирует не цену 2 500, а скидку 3 500.
Эффект производит не стоимость товара, а размер скидки. Для этого товара и 1 500 высокая цена, но покупатель видит 3 500 экономии, которой реально нет.
Или, меню в ресторане. Есть блюда с совершенно запредельными ценами. На их фоне остальные цены кажутся не просто приемлемыми, а неприлично низкими. И покупатель выбирает золотую середину.
Так работает ловушка сравнения или эффект якоря.
ЛОВУШКА СОЗНАНИЯ - ЗАВТРА БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ СЕГОДНЯ
Ученые провели интересный эксперимент - они предложили покупателям составить меню на неделю. Подавляющее большинство (74 %) выбрали для своего меню «полезные» продукты.
А затем покупателям предложили купить продукты «на сегодня». «Полезные» выбрали только 30 % покупателей.
Сработал эффект текущего момента - мы считаем, что прекрасное завтра наступит само собой. И отвечать за это завтра должен завтрашний «я». А сегодняшний «я» живет не задумываясь о дне грядущем. Человеку сложно понять, что и вчерашний, и завтрашний «я» - это один и тот же человек.
Вы обратили внимание на то, что у всех ловушек существует единая основа или единый корень - бессознательное следование за ситуацией. Сформировалась модель поведения - самообман. И эта модель предполагает следование определенным поведенческим шаблонам. И в этих шаблонах нет места работе мозга. Ловушка потому и называется ловушкой, что выход из неё требует волевых и умственных усилий.
via