Несмотря на то, что все люди генетически очень схожи, мы все различны в культурном плане. У каждого народа - свой национальный характер и менталитет, которые формировались под воздействием исторических географических, лингвистических, религиозных и прочих факторов. И эти национальные черты, а также их различия, являются главным предметом изучения этнопсихологии или психологии народов - молодой, но как считают специалисты в этой области, очень перспективной науки.
Русский в трамвае
Еще Лев Николаевич Гумилев писал, что у каждого этноса есть самосознание и оригинальный стереотип поведения, который воспринимается как норма в общении между людьми. В качестве примера, Гумилев рисует типичное поведение представителей разных народов в трамвае, куда вошел буйный пьяный: русский «скажет несколько сакраментальных слов», немец позовет милиционера, татарин отойдет в сторону, а грузин «схватит обидчика за грудки и попытается выбросить его из трамвая.
Причем, в данном случае, речь идет не просто о нормах поведения, а о психологических чертах, свойственных тому или иному народу: хладнокровие немца, «горячность» грузина - яркие тому примеры. Каждый народ обладает своим уникальным характером, знание и понимание которого, по словам этнопсихологов, поможет избежать конфликтов не только на международной арене, но и в повседневной жизни.
Этнос и дети
Так что же является главным фактором в формировании этнического характера? Гумилев полагал, что свойственные этносу определенные черты, приобретаются ребенком во время социализации, то есть, при воспитании в определенной культурной среде. Сегодня, по словам Татьяны Стефаненко, крупного специалиста по этнопсихологии, основным фактором, лежащим в основе межэтнических различий психики, считают как раз культуру. И не только материальную. Огромную роль играет духовная культура, например, религия, способы социализации детей (культура детства, нормы воспитания, время совершеннолетия); а также «субъективная культура», определяющая нормы поведения и ценности.
В качестве примера последней, представим двух друзей, которые за совместный труд получили некую сумму денег. То, как они их разделят, будет зависеть от того, к какой культуре они принадлежат, поскольку в поведении людей отражаются ее нормы. Так, для нашей страны характерна норма равенства: возникнет предложение поделить поровну. В некоторых культурах в этой ситуации будут исходить из норм потребности, то есть, родители одного из друзей бедны, значит, он получит больше денег.
Помимо культуры, на формирование национального характера влияют природные условия, географический ландшафт, общность языка, а также историческая память и общее самосознание. И даже, несмотря на то, что сегодня понятие «национальный характер» не считается научным, поскольку с трудом поддается измерению, как правильно выразился филолог Дмитрий Лихачев: «Национальные особенности - достоверный факт. Отрицать наличие национального характера, национальной индивидуальности значит делать мир народов очень скучным и серым».
Русская религиозность
Каков же русский национальный характер? Сразу на ум приходит фраза из стихотворения Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить». Непоколебимая вера в собственные идеалы, в «батюшку-царя», а также высокая религиозность, по мнению философов и этнопсихологов, всегда были самыми глубокими чертами русского народа. Разумеется, их источником было православие, самое традиционное из всех христианских конфессий, для которого характерны многие черты раннего христианства: мученичество, самоосуждение, легкость умирания и довольство тем, что есть. Отсюда такие русские черты как жертвенность, сострадание, стойкость при тяготах судьбы, а также излишнее преувеличение своих ошибок и слабостей.
По мнению известного философа Николая Лосского, религиозность, присущая русским людям, выработала у последних способность к «высшему опыту»: религиозному, мистическому, к восприятию чужих душевных состояний, к страстному исканию смысла жизни и абсолютной правды. Отсюда, по его словам, умение русского человека чутко воспринимать чужое душевное состояние. Как говорил Шуберт: «Русский переживает мир, исходя не из «я», и не из «ты», а из «мы». Поэтому среди русских быстро завязываются знакомства, через час общения может показаться, что знакомы уже всю жизнь.
В качестве других качеств, которыми русский народ обязан православию, Лосский выделяет свободолюбие, прежде всего как свободу духа, силу воли, а также удивительную незлопамятность. Как говорил Федор Михайлович Достоевский: «русские долго и серьезно ненавидеть не умеют».
Обратная сторона медали
Пресловутую русскую «обломовщину» все тот же Лосский считал оборотной стороной стремления русских людей к совершенству и чуткости к недостаткам окружающего мира. Обычно это свойство проявляется в небрежности и стремлении сделать все «кое-как», веря во всемогущую «авось» и милостивую «халяву».
В свое время, Ленин в беседе с Максимом Горьким отметил: «Мы, русские, по преимуществу талантливы, но ленивы умом». Неорганизованность, к сожалению, тоже является неотъемлемой составляющей русского характера. Этнопсихолог Владимир Крысько отмечает, что представители русской национальности иногда не склонны к самостоятельности, и в силу своей доверчивости, часто поддаются отрицательному влиянию и быстро перенимают чужие пороки.
Александр Солженицын выделял и другие недостатки русского характера, являющиеся обратной стороной его достоинств: русское долготерпение, неразвитое правосознание, заменяемое тягой к справедливости (как гласит пословица: «хоть бы все законы пропали, лишь бы люди правдой жили»), и в результате отчуждение народа от политики и общественной деятельности; отсутствие стремления к власти: «русский человек сторонился власти и презирал ее как источник неизбежной нечистоты, соблазнов и грехов», и, как следствие, нужда в сильном правителе.
Храбрость
В чем, в чем, а в недостатке храбрости русских упрекнуть никто не в праве. С первых дней существования древнерусского государства, его население не только успешно защищало землю от нашествия вражеских войск, но и преуспело в расширении своих территорий. Даже представители вражеских народов, такие как готский историк Иордан или византийцы Маврикий и Лев Диакон, писали, что «народ сей отважен до безумия, храбр и силен». Последний, будучи современником Святослава, рассказывал, что: «Россы считают ужасным бедствием лишиться своей славы и быть побежденными».
Впоследствии, многие иностранные писатели и путешественники отмечали в своих путевых записках смелость русских людей, их выносливость и презрение к смерти: «русских воинов легче убить, нежели принудить к плену. Во время обороны городов русские воины заграждали проломы стен собой и сражались даже тогда, когда от пожаров на них горела одежда».
Энгельс, сравнивая русских с западноевропейцами, писал: «Они никогда не поддаются панике. Русский хорошо сложен, крепок здоровьем, нетребователен, может пить и есть почти все, и более послушен, чем кто-либо другой в мире». Сегодня этнологи отмечают, что представители русской национальности, действительно, очень приспосабливаемые к любым условиям, и если надо, с легкостью готовы отказаться от любых пристрастий в еде и одежде. Они также быстро овладевают нужными знаниями и привыкают к требованиям окружающих. Так что, мобильность и быстрая адаптация - русские национальные черты.
«Душа нараспашку»
Одной из самых парадоксальных особенностей русского характера, является известная «широта русской души». Русский человек всегда чувствует себя частью чего-то большего, гражданином всего мира, причем еще и ответственным за его судьбу. В этом и заключается знаменитый русский «мессианизм», который в истории был свойственен жителям крупных государств и империй (например, древним римлянам).
Русский человек как-бы существует «вне себя». Русский рождается не только и даже не столько для себя, сколько для другого». Именно этим объясняется поведение многих русских людей. Представителям русского народа всегда нужна какая-то большая общая цель, жизнь только «для себя» многим русским представляется серой и бессмысленной.
Женская душа
Следствием «широты души», по мнению доктора философских наук Николая Сидоренко, является одна из самых опасных черт русского характера. При общении, русские берут за точку отсчета не себя, а другого. Поэтому, в окружении «значительных людей» часто чувствуют себя неуверенно. Для самоуверенности русским, как воздух, необходимы постоянное одобрение и похвала. Хорошим отношением от русского человека можно добиться практически всего. Это качество сегодня побуждает многих социальных психологов утверждать, что у русского народа «женская душа».
За счёт высокой чувствительности к чужим оценкам, русский человек часто становится жертвой лицемерия и обмана. Он готов поверить во все, что отвечает его внутренним представлениям о благородстве и стремлениям служить какой-то возвышенной цели. Русский с легкостью доверяет мнению людей, которых считает авторитетом. Поэтому, часто становится жертвой общественно значимых лозунгов и призывов. Как выразился когда-то Карамзин: «Легковерен народ российский».
via