"Глобус"-тур

Jan 14, 2014 16:37

Соло на струнах души

Один из самых известных молодых артистов Новосибирска, актер Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» Никита Сарычев назвал три составляющих успеха артиста, порассуждал об экспериментальных и классических спектаклях и объяснил, что помогает актеру не сойти с ума, ежедневно сменяя самые разноликие образы.


- Насколько трудно молодому служителю сцены сегодня заявить о себе?

- Вопрос индивидуален для каждого артиста, какой-либо статистики нет. Хотя, незачем скрывать, молодым артистам было сложно во все времена.

Я бы выделил три составляющих успеха молодого актера: талант, удачливость и умение пробиваться, в том числе и благодаря наработанным связям. Ты можешь быть невероятно талантливым актером, но отработать всю жизнь в заштатном провинциальном театре. Необходимо постоянно двигаться, не застаиваться, но и элементарный случай, везение может сыграть свою роль. Например, мне повезло, я рано получил актерскую практику в «Глобусе» и к четвертому курсу театрального института имел уже несколько «названий» (ролей в спектаклях - прим. А.М.).

- Ну а с материальной точки зрения актерам и в целом театральному искусству сегодня тяжело?

- Ни для кого не секрет: театр - это не денежное место, не считая пары-тройки столичных учреждений, и за миллионами сюда не приходят. К примеру, помимо работы в «Глобусе» я занимаюсь несколькими проектами, уровень которых не сравнить с уровнем академических спектаклей.

Игра на сцене театра - это для души, а кое-какие подработки на стороне - скорее для денег.

И видимо, так всегда будет. Но для настоящего актера первостепенно все-таки творчество, а не финансы, и это отнюдь не миф.

- Недавно министр культуры нашего региона, бывший ректор театрального института Василий Кузин заявил, что в театры ходит очень мало жителей Новосибирска. Согласитесь ли вы с этим утверждением?

- Пожалуй, нет. У каждого новосибирского театра есть масса поклонников, охват населения театральным искусством довольно широк, и очень большая редкость, если в зале на спектаклях остаются свободные места. Другой вопрос, что не нужно на этом останавливаться и привлекать в театры новых зрителей.

Могу сказать за наш театр: наша аудитория не константна, она постоянно меняется. На каждом спектакле я вижу в зале много новых лиц. Ко всему прочему «Глобус» - театр молодежный, и зритель нового поколения также идет на наши спектакли. Ему есть что посмотреть, и мы, в свою очередь, стараемся формировать репертуар под проблемы и ценности современной молодежи.

- Однако если идти на поводу у массового зрителя, зачастую нетребовательного в культурном плане, можно скатиться до пошлости и примитива. Как соблюсти баланс между запросами публики и канонами высокого искусства?

- Вопрос сложный. Все мы, служители театра, стремимся к чистому и светлому, но и кушать тоже хочется. Я вам уже признался, что и сам зарабатываю деньги участием в антрепризах, хотя и не самых худших. Там мы работаем с уклоном на простых, неискушенных в плане искусства людей, разыгрываем незамысловатые комедии с доступным самой широкой публике юмором и сюжетом. И на эти постановки тоже собираются полные залы. Такому зрителю театр также нужен, и другого он не воспримет. Почему же мы не можем порадовать и его? Разумеется, в этом случае мы даже не претендуем на то, что занимаемся настоящим искусством, и сами над собой подшучиваем на этот счет. В «Глобусе» же низкопробных постановок не создается даже ради денег.

Балансировать между двух крайностей, которые вы обозначили, приходится всегда. Но есть мера таланта, и даже не самый лучший сценарий можно поставить и отыграть гениально и непошло.



- Насколько сильна сегодняшняя новосибирская театральная школа?

- Она меняется, причем довольно стремительно. И мне, как и любому человеку, кажется, что именно в период моего обучения преподаватели были лучше, а небо - голубее (смеется). Вероятно, мои старшие коллеги будут безапелляционно утверждать, что именно в их время был расцвет местной актерской школы, и т.д.

Но если серьезно, я еще застал период существования Новосибирского театрального училища, и тогда в нем еще существовал некий свой дух, который сегодня, по-моему, утрачен. Как говорят педагоги НГТИ, что-то произошло с самим поколением нынешних студентов-театралов, они стали более отстраненные, поверхностные, с потребительским отношением к своей деятельности. С другой стороны, они более мобильные, что отвечает темпам современной жизни.

Нам, чтобы войти в роль, нужно было куда больше времени, мы мучительно и глубоко вживались в нее, а нынешние студенты буквально впрыгивают в роль, как в поезд на ходу.

Один пример. Меня позвали на студенческий показ драматического этюда. Придя, я заметил в холле института парнишку в пуховике, который увлеченно резался в какую-то видеоигру, а в наушниках у него на полной громкости долбила музыка. Я уселся в аудитории, и уже через пять-семь минут этот самый парень вышел на сцену в костюме и отыграл этюд, причем весьма неплохо. У меня в голове тогда повис лишь один вопрос: как?! Как он так быстро погрузился в роль?.. Хоть я и считаюсь молодым актером, в такие моменты чувствую себя каким-то стариком.

Впрочем, в этой тенденции, наверное, нет ничего плохого. На каждое поколение - свои артисты. Меняется не только актер, но и его зритель, и они идут в одном направлении.

- Артист должен уметь хорошо играть абсолютно любую роль, или же те образы, которые ему как личности ближе, у него и получаются лучше?

- В идеале хороший актер может сыграть все. Как и хороший музыкант, только наш инструмент - наше тело. Но если откровенно, от себя не убежишь. Бывают роли, которые ты, что называется, поймал, которые ближе тебе по твоему психотипу и мироощущению. Есть, напротив, роли «на сопротивление», которые режиссер нарочно дает именно тебе и которые кардинально противоположную твоему внутреннему миру. К примеру, в спектакле «Наивно.Sупер» я играю пятилетнего ребенка.

Мы должны заражать зрителя позитивом игрой в комедиях, даже если в нашей жизни произошло что-то ужасное, и напротив, заставлять его плакать в драмах, даже если шли на спектакль в отличном настроении. Это выматывает, но выбора у нас нет - такова профессия. Игра на струнах своей души - наша непосредственная должностная обязанность.

Есть у нас присказка: единственная причина, по которой актер не может выйти на сцену, - это его смерть. Мы не работаем, мы служим.

Но безусловно, внутренний блок присутствует. Как бы глубоко ты ни вжился в роль, ты только представляешь себе это, фантазируешь. Если у моего героя умирает мать, если он наркоман или убийца, нельзя все это полностью пропускать через свою душу, иначе можно просто сойти с ума.


- Есть ли в современном театре, который беспрерывно экспериментирует и осовременивает классику, место спектаклям, поставленным по классическим канонам?

- Я в курсе, что для некоторых зрителей «осовременили» равносильно «испортили», и эксперименты режиссеров зачастую вызывают много негатива. Но с другой стороны, если я напудрюсь, надену фрак, сяду на фоне декораций сада рядом с благородной дамой, обмахивающейся веером, и мы сыграем общеизвестную пьесу сугубо по законам Станиславского с пресловутыми МХАТовскими паузами - будет ли это вообще хоть кому-то сегодня интересно? Уверен, такой спектакль прогорит.

Эксперименты нужны, современный театр очень разный, и каждая труппа пытается нащупать что-то новое. Тот же Станиславский в свое время считался экспериментатором.

Цензуры в театре сегодня нет, ты можешь говорить и делать на сцене все, что угодно, важно лишь не уплыть в своих экспериментах слишком далеко.

Думаю, и каждый зритель сегодня может найти что-то по душе себе. Главное, чтобы спектакль был сделан честно: качественно по игре актеров и режиссуре, актуально и правдиво.

- Помимо игры в театре и антрепризах, вы известны своим участием в некоторых новосибирских шоу-проектах, таких как «Ха!Мы!». А вообще, можно ли говорить о существовании полноценного шоу-бизнеса в Новосибирске?

- Вполне. Конечно, он еще в зачаточном состоянии и не сравнится со столичным, но он уже есть. Город растет - развивается и индустрия развлечений: от ночных клубов до тех же театров. Происходит множество событий в этих сферах, и к нам, артистам, нередко обращаются с теми или иными предложениями.

У творческих коллективом, того же «Ха!Мы!», есть свой продюсер.

- Вы ощущаете себя звездой местного масштаба?

- Нет, что вы. Да, бывает, после спектакля зрители дожидаются, берут автографы и просят сфотографироваться с ними. Пару раз меня узнавали на улицах и в метро. На мою страничку в соцсети регулярно добавляются не знакомые мне люди, пишут приятные слова. Но все это отнюдь не массово, и до звания звезды такого крупного города, как Новосибирск, мне еще очень далеко (улыбается).

- А в столицу рвануть не хочется? Все-таки Москва - это возможность сняться в большом кино, не говоря уже о других перспективах и материальных благах...

- Не скрою, в кино сниматься хочется. У меня ведь даже в дипломе написано «артист театра и кино». В Новосибирске киноиндустрия тоже зарождается, и я снялся, к примеру, в фильме Павла Южакова «Заказ» (совсем недавно состоялась его премьера), в одной из серий местного телесериала... Но это все скорее искры, чем полноценная кинокарьера.

Что касается переезда... Большое количество артистов, переезжающих из Новосибирска в Москву, пропадает.

Мы даже шутим, что почти все московские риэлторы - бывшие актеры.

Даже если ты трижды талантлив, без связей ты в столице вряд ли пробьешься. Были и у меня периоды, когда хотелось рискнуть, но на сегодня меня все устраивает и в Новосибирске.


Справка

Никита Сарычев родился в Новосибирске. В 2008 году окончил Новосибирский государственный театральный институт по специальности «артист театра и кино». Первые роли в Новосибирском академическом молодежном театре «Глобус» сыграл, еще будучи студентом-второкурсником: Приходько в спектакле «НЭП» и пятилетний мальчик Бёрре в постановке «Наивно.Sупер». По окончании  театрального института был принят в труппу театра «Глобус». Наиболее крупные роли: Клаус (спектакль «Толстая тетрадь»), Гарри Кервуд («Братишки»), Лариосик («Дни Турбиных»), Буланов («Лес»), Маньякин («Летит»), а также роли в спектаклях детского репертуара.

[кнопки для репоста]

Москва, личность, юмор, интересные факты, власти, Новосибирск, русский язык, культура и искусство, репортаж

Previous post Next post
Up