Знатоки своего дела (продолжение)

Dec 26, 2013 15:41




Илья Бер: «У меня есть автомат Калашникова»

Звезда нескольких телеканалов, главный редактор телевизионной викторины «Кто хочет стать миллионером?», знаток российского и украинского элитарных клубов «Что? Где? Когда», вице-чемпион России и бронзовый призер чемпионатов мира по ЧГК… Регалии почетного гостя Первенства Сибири по интеллектуальным играм, как всегда, занимают отнюдь не одну строку нашей газеты. В преддверии турнира Илья Бер дал «ОМу» небольшое интервью.


- Илья, скажите, что заставило вас дать согласие стать почетным гостем ПерСиба?

- Приглашение принял, потому что ни разу не был в Новосибирске и потому, что мне небезразлично развитие спортивного ЧГК в регионах.

- А что такое для вас интеллектуальные игры?

- Я бы сказал, это одновременно и хобби, и образ жизни. Конечно, это мое главное увлечение, но не единственное. Люблю театр, музыку, «умные» карточные игры, археологию и еще много чего.

- Ходят слухи, что у вас дома хранится автомат Калашникова…

- Это правда. Это массогабаритный макет, выигранный в 2004 году в Ижевске на этапе Кубка мира по спортивному ЧГК.

- Вы относитесь к молодому поколению телеЧГКшников. Каким образом Вам удалось пробиться в элитарный клуб? Не ощущали ли вы на себе проявления «дедовщины» в элитарном клубе?

- Нескромно надеюсь, что к молодому поколению ЧГКшников все еще отношусь (улыбается). В клуб я попал в 22 года. Насколько я знаю, меня рекомендовали телегруппе несколько знатоков элитарного клуба, которые знали меня по спортивным играм. Организаторы передачи пригласили меня на отбор, который я прошел.

Дедовщины никакой не было. А вот с моей стороны мандраж и «страх перед Великими», конечно, присутствовал.

И, думаю, он мне мешал. Последние три года я играю в украинском телеклубе. И там я уже практически старейшина.

- Помимо интеллектуального казино, вы были задействованы во многих телепроектах. Что для вас сегодня наиболее актуально?

- В «Своей игре» я давно не работаю, на канале «Культура» тоже. Последние два с половиной года я, помимо игр, занимаюсь журналистикой. Мне интересно делать самые разные вещи и никогда не останавливаться на достигнутом.

- Вы умолчали о шоу «Кто хочет стать миллионером?», главным редактором вопросов которого вы являетесь. Скажите, каким должен быть хороший вопрос для этой передачи? Насколько такие вопросы отличаются от ЧГКшных?

- Вопросы для КХСМ составляет редакторская группа из пяти человек. Я ее возглавляю. Критериев для хороших вопросов очень много, поэтому писать их непросто.

Помимо очевидной корректности, вопрос должен быть понятен и интересен широкой аудитории, при этом желательно не заезжен и хотя бы примерно соответствовать заявленной стоимости.

Кроме того, он должен провоцировать живую дискуссию между игроком и ведущим, в идеале содержать поле для логических размышлений (в этом сходство с ЧГК).

Слава богу, за три года работы нашей редгруппы скандалов на программе из-за некорректности вопросов не возникало.

- На какие качества претендентов обращается внимание при отборе игроков на КХСМ? Рассматриваются ли их внешность, харизматичность, азартность и т.д. или же только эрудиция и умение играть?

- Учитываются все перечисленные вами требования и еще несколько. Но начинается все с одинакового для всех теста по телефону. Он кстати абсолютно бесплатный (помимо стоимости звонка в Москву).


Леонид Климович: «Аскеров - это "молодой Климович"»
С Леонидом Климовичем знакомо не одно поколение телезрителей - поклонников передачи «Что? Где? Когда?». Лауреат премии «Человек года» Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» за 2006 год во второй половине февраля наведается в Новосибирск в качестве почетного гостя первенства Сибири по интеллектуальным играм. В преддверии своего визита в город на Оби знаток дал интервью нашему корреспонденту.


- Долго раздумывали над предложением посетить наш город?
- Согласился из любопытства. Дальше Тюмени в Сибири я пока не был - почему бы и не посмотреть на главный сибирский мегаполис? К тому же я слышал о первенстве Сибири и о его организаторах много хорошего - зачем отказывать таким замечательным людям?
- Леонид Валентинович, какие моменты вашего участия в элитарном клубе «Что? Где? Когда?» вам запомнились особенно?
- За тридцать лет столько всего было... Ну, к примеру, некоторое время я был самым молодым телезнатоком: прошел отборочный тур и сел за Стол летом 1981-го, когда мне еще было 18 лет. Потом самым первым (с командой Якова Нерсесова) сыграл по новым правилам - до шести очков - и опять же первым «навсегда покинул клуб» после проигрыша этой команды. Остался единственным знатоком, который, играя суперблиц, не выиграл его, но и не проиграл (это отдельная история, когда Ворошилов то ли случайно, то ли намеренно начал произносить ответ на третий вопрос «супера» еще до ответа игрока).
Играл в единственной команде, которая, проигрывая 0:5, сумела победить
(историческая игра команды Алексея Вавилова 28 мая 1994 года). А еще в 1990-м я был телезрителем, который едва не выиграл призовой ВАЗ за лучший вопрос, - вот тут было обидно! - а заодно громче всех агитировал Ворошилова, чтобы тот отдал Хрустальную Сову Друзю... По-моему, единственный игрок элитарного клуба, который смог в прямом эфире передать привет жене, - это тоже я. И крик: «Господин крупье, я не могу больше терпеть!» - это тоже мое, потому что минута никак не хотела кончаться, а правильный ответ был (улыбается).
- Раньше вы в клубе появлялись чаще, чем сейчас…
- Ну, если два раза за декабрь 2011-го - это нечасто, тогда я не знаю, что такое «часто»... А если серьезно, не имею привычки навязываться. «Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто сильнее вас...» - мой принцип. Позвали в сборную старейшин - я согласился. К тому же я три сезона отыграл в белорусском телевизионном клубе - как-то неловко «сидеть на двух стульях». Кстати, сейчас «стул» остался только один - я игрок элитарного клуба, а из белорусского ушел.
- В свое время вас назвали самым азартным игроком телевизионного клуба ЧГК. Как вы считаете, азарт во время игр помогает брать вопросы или, напротив, может помешать?
- Смотря кому. Тут все зависит от темперамента.
Азарт может помочь «горячему» Ровшану Аскерову, но точно не поможет спокойному Максиму Поташеву.
А если рядом с Поташевым будет кипеть и пениться чужой азарт - это может и помешать ему. Меня, кстати, уже можно списывать из азартных: годы и здоровье... А вот тот же Аскеров прекрасно «изображает молодого Климовича», хотя  иногда и с перебором.
- Все ли эмоции и действия во время телеигр подлинны и искренни? Говорят, что знатокам до игры дается установка не давать досрочные ответы, делать вид, что ответ рождается во время обсуждения, чтобы игра была интереснее, а хронометраж - дольше. Есть ли у этого слуха реальные основания?
- Мне лично за все время игр никто таких установок не давал. Кстати, Борис Бурда, отвечая на аналогичный вопрос, заметил с присущим ему тонким юмором, что если бы знатоки изображали работу мысли, зная правильный ответ, то зарабатывали бы куда больше, подвизаясь в лучших театрах страны.
- Играя за Беларусь на международных интеллектуальных турнирах, чувствуете ли вы, что защищаете честь своей страны, ее флаг, если хотите?
- Я давненько уже не защищал флаг - есть помоложе и поумнее... Но в первый раз в Баку были все положенные эмоции, когда марш-парадом на сцену вывели команды-участницы. Да, на чемпионате мира по игре «Что? Где? Когда?», пожалуй, борьба острее и напряженнее... для тех, кто там играет - для участников. Для зрителей же это мероприятие скучновато - согласитесь, для суперкоманд нужны и супервопросы, а кому из зрителей хочется чувствовать себя идиотом?
- Чем занимаетесь за пределами площадок интеллектуальных турниров?
- Занимаюсь хобби за деньги (улыбается). Хотя деньги эти очень и очень небольшие - учительская зарплата...
Работаю руководителем клуба интеллектуальных игр «Белая рысь» в нашем Дворце творчества детей и молодежи, учу детей думать и играть.
 Вроде бы получается... Скорее всего, получается потому, что вместе со мной работают жена и дочь - вот такая педагогическая династия у нас образовалась. Дополнительный заработок - опять же небольшой - у меня как у автора и ведущего телеигры «Эрудит-пятерка» на региональной ТРК «Гомель». Игрушка быстрая, легкая, ее участники - школьники.
Хобби? Ищу издателей для своих книжек. Для методических пособий по Игре - успешно, для иронически-фантастического романа «Спасательный круиз» - пока не очень.

Михаил Скипский: «Не подменяйте игрой реальность»
Один из «фронтменов» команды Балаша Касумова, обладатель «Хрустальной совы» Михаил Скипский - представитель нового поколения знатоков элитарного клуба «Что? Где? Когда?», которые, несмотря на сравнительно небольшой опыт, уже не раз оставляли не у дел старожилов клуба. Известный игрок согласился стать почетным гостем Первенства Сибири, а заодно и дать интервью нашему изданию.



- Михаил, с одной стороны, в элитарном клубе вы относительно недавно, с другой - за вашими плечами уже немало заслуг. Сами относите себя к молодым или уже опытным игрокам?

- Скорее к опытным. Хватит быть «молодой перспективной командой».

- Как вам удалось «оформить членство» в элитарном клубе ЧГК?

- Это произошло довольно случайно -

оказалось вакантным место в команде Алексея Блинова, и ребята предложили телегруппе меня.

До этого я 12 лет отыграл в ЧГК (фанатичные 12 лет!) и прошел путь от школьной лиги до «игрока дня» на ТВ-брэйне.

- Когда вы только попали в клуб, чувствовали ли на себе некое давление со стороны патриархов клуба, «дедовщину», если хотите? Как вообще в клубе относятся к новичкам?

- По-разному, потому что новички тоже разные. Конкретно меня приняли сразу.

- Какой момент в своей карьере знатока элитарного клуба вы считаете наивысшей точкой, а какой - главным провалом?

- Провал - это проигранный суперблиц в весенней серии-2012, когда я придумал правильный ответ на третий вопрос через секунду после того, как сказал «Не знаю» - тот злополучный «фонтан». А пик - игра зимой 2010 года, когда мы в заочном споре обошли команду Блинова и получили «Хрустальное гнездо». Я был в форме на тех играх, и приятно осознавать свою заслугу в завоеванном командном (не в личном) призе.

- Команды элитарного ЧГК чаще всего создаются из жителей разных городов. Как удается знатокам из отдаленных друг от друга частей страны и СНГ (в частности, вашей команде) тренироваться, сыгрываться? Общаетесь между собой вне ЧГК?

- Мы с ребятами общаемся очень тесно. Команда Касумова действительно дружит. По-честному.

Раз в три-четыре месяца встречаемся в Москве, тренируемся.

Но особо стараться не нужно: все игроки очень круты. Надо уметь гасить в себе волнение перед эфиром - а это куда трудней натренировать. Но мы работаем над собой в этом плане, и каждый в отдельности, и командно.

- Пытливый зритель не может не заметить, что если команда проигрывает, ведущий пытается ей помочь, «вытянуть», а если выигрывает - напротив, ставит ей всяческие препоны…

- Да, идеальный счет для телепередачи - 5:5, и дальше подчас не важно, кто выиграл.

47 минут прямого эфира надо заполнить. Но иногда ведущий считает, что помогает, - и сбивает игрока. Или наоборот. Полной зависимости тут, уверен, нет.

- Насколько сегодня реально, будучи сообразительным и эрудированным, попасть в элитарный клуб?

- Ответа на этот вопрос не знает даже телегруппа. Нужно очень любить Игру. Просто жить и любить, и тебе воздастся.

- Пару слов о вашей жизни вне игры. Почему выбрали для себя столь благородную, но невостребованную сейчас мужчинами профессию - педагог?

- Внятно объяснить не могу. Но мне иногда нравится. Только не в день зарплаты (смеется). Наверное, хочется сделать мир лучше.

- Что можете пожелать юным участникам ПерСиба?

- Не подменять игрой реальность, а менять реальность навыками и умениями, полученными в игре. Думать - полезно!

[кнопки для репоста]

Новосибирск, Москва, личность, интересные факты, воспоминания, знаменитости, спорт

Previous post Next post
Up