Кукольных дел мастера

Jan 23, 2014 13:16

Продолжаю рассказывать о потаенных местах и интересных людях Сибири. Сегодня я выставляю напоказ изнанку Кемеровского областного театра кукол им. Гайдара, где у меня состоялось интервью с его художественным руководителем Дмитрием Вихрецким, любезно согласившемся сделать для меня мини-экскурсию по интерьерам учреждения.


Найти театр было несложно, хоть он и "квартирует" в одном из непримечательных жилых домов, - на него указывают необычные скульптурные композиции, установленные на здании:


Куклы для каждого нового спектакля изготавливаются заново, по эскизам и рисункам творческого руководства театра (см. интервью). А занимается этим вот этот человек:


А это его рабочий стол. Ручки, ножки - настоящая кунсткамера.


А так выглядит будущая марионетка "в зародыше". Так сказать, плечи и хребет:


Отдельный вопрос - лица и головы будущих неодушевленных актеров. Именно они в первую очередь призваны передать характер персонажа, а потому над их изготовлением работает профессиональный скульптор. Сначала изготавливается форма, а затем уже - гипсовая голова:


Выглядит это сначала довольно жутковато. Хоть в ужастиках снимай.


Декорации и костюмы также создаются вновь для каждой новой постановки. Вот, к примеру, цветочки и будущая шляпка:


А это швейная матерская театра кукол, где трудится целый штат швей:


И конечно, я не мог не опробовать себя в роли кукловода.

Скажу честно: управлять марионеткой - занятие крайне сложное.

Координация движений должна быть высочайшая. А если еще вспомнить, что нужно при этом со всем артистизмом произносить текст, меняя голос и вживаясь в роль, следить боковым зрением за партнерами по сцене и при этом не выходить на первый план, то вывод напрашивается один: актерам кукольных театров, всем без исключения, нужно ставить памятники. Впрочем, как и всем, кто участвует в создании спектаклей.


И по традиции, прилагаю само интервью.

Ожившие скульптуры
Театр кукол - древнейшее искусство, которое может быть интересно не только детям, уверен художественный руководитель Кемеровского областного театра кукол им. Гайдара. Дмитрий Сергеевич раскрыл кое-какие секреты закулисья своего театра, рассказал об операх Моцарта для кукольных постановок и о роли личности Сергея Образцова в истории.


- Насколько велика история искусства театра кукол?

- Это наиболее древний вид театра.

В раскопках поселений возрастом 5-10 тысяч лет находят человекоподобные куклы, соединенные между собой какой-либо тканью или веревкой - так их приводили в движение древние кукловоды. Это же подтверждают и наскальные рисунки, изображающие шаманов в качестве кукловодов.
В античные времена уже изготавливали механические куклы с лицами греческих богов. Наиболее же широкое распространение театр кукол получил в Средневековье, когда появились перчаточные куклы и марионетки. Причем было строгое разделение: марионетками, есть предположение, что они названы так в честь девы Марии, разыгрывались религиозные и возвышенные сюжеты, а перчаточными - остро сатирические, обличающие общественные пороки. Это было объяснимо, ведь первые приводились в движение сверху, то есть «божественной дланью», а вторые - снизу, будто силами зла.

Специально для кукольников создавали оперы Моцарт и Гендель,

ими разыгрывались «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда» и другие известнейшие произведения. Кстати «Легенду о Фаусте» тоже первыми Спектакли были недолгими, каждый вечер зрителям за небольшую плату представлялась новая глава - эдакие средневековые «мыльные оперы». Позднее кукольным театром увлеклись классики европейской литературы Альфред де Мюссе и Жорж Санд.
В общем, с древнейших времен и до сегодняшнего дня искусство театра кукол существует практически по всему. Пожалуй, вы не найдете региона планеты, который не имел бы своего традиционного кукольного театра, уходящего корнями вглубь времен.
- И наша страна - не исключение?
- Разумеется. Вертеп - исконно русская традиция. Однако в нашей стране такие увеселения существовали только на ярмарках и балаганах, в аристократических салонах кукольных спектаклей, в отличие от Европы, не разыгрывалось. А в начале XX века, после Октябрьской революции, исчезли и бродячие кукольники. Это искусство было объявлено буржуазным и чуждым рабочему классу и вплоть до конца 1920-х пребывало в небытие. Был, однако, создан в Ленинграде в 1918 году театр марионеток под руководством Евгения Деменни, существующий до сих пор. Но это единичный случай в те годы.
Возродил этот вид искусства в СССР, практически в одиночку, театральный актер и режиссер Сергей Образцов. Он отыскал пожилых кукольников, которые творили еще до революции, перенял у них азы и создал первый советский театр кукол.

Кукольный театр тут же сделали рупором пропаганды, к примеру, Петрушка стал красноармейцем.

Культура пошла в массы - в одной только Красной армии было создано около 800 театров кукол. Силами Образцова стали создавать профессиональные кукольные театры в областных центрах, к нему ехали обучаться этому мастерству со всей страны. В начале 1960-х кузницей кадров для этих театров стал Ленинградский театральный институт, где был открыт набор на соответствующую специальность. Сегодня, помимо этого вуза, кукольников обучают в Ярославле, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Иркутске и Новосибирске.
Однако профессиональных увлеченных кукольников в России и по сей день единицы. Среди абитуриентов специальность «режиссер театра кукол» не слишком популярна, ведь стереотипно этот вид искусства считается детским, несерьезным.


- Откровенно признаться, я и сам так думал...
- Убежденность, что театр кукол - это исключительно для детишек, существует только в СНГ и странах бывшего соцлагеря - в остальном мире кукольные спектакли собирают полные залы взрослых зрителей.
Стереотип этот сформировался в годы советской власти, когда культурное воспитание было разделено на три возрастных ступени, первой из которых стал театр кукол. Были у Сергея Образцова и взрослые постановки вроде «Необыкновенного концерта» или «Дон Жуана», но они оставались в меньшинстве.
- Ваш театр борется с этим стереотипом?
- По мере сил.

Значительная доля нашего репертуара - это спектакли для взрослого зрителя.

Это пластическая сюита «Пер Гюнт» Ибсена, в которой актеры не говорят ни слова; «Евгений Онегин», где присутствует лишь силуэт заглавного героя, а на первый план выходит Татьяна Ларина; «Тедди» по пьесе красноярского драматурга Александра Хромова - первый в России опыт жанра киберпанк на сцене театра кукол. За годы этой «борьбы» мы добились определенных успехов: на вечерних «взрослых» спектаклях у нас собираются полные залы. Хотя поначалу приходилось работать и на 20 зрителей.
И наш театр не единственный пример. Наши коллеги из Томска ставили «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Преступление и наказание» Достоевского, «Котлован» Платонова... Есть аналогичные примеры и в других театрах кукол России. Будь у нас побольше средств для промоушена, мы бы смогли окончательно переломить мнение, что театр кукол - для детей.


- Я вижу, что ваш театр, как и все театральное искусство мира, активно экспериментирует в своих постановках...
- Да, но в своих поисках мы все-таки ограничены возрастным адресом спектакля. Эксперименты предполагают наличие у зрителя абстрактного мышления, а у нас есть спектакли, ориентированные на двухлетних детишек. Они пугаются, когда гаснет свет в зале, а если им показать швабру и сказать, что это конь, они не поймут. К слову, мы изучаем книги по возрастной психологии и педагогике - это, можно сказать, наша должностная обязанность.

К тому же в штате театра имеется педагог-организатор.

Кстати, классический театр кукол сейчас тоже в цене. Актеров, которые умеют по-настоящему хорошо водить марионетку или тростевую куклу, еще поискать. Приспособлений, которые можно применить в спектакле для эффектности, сегодня масса, но затронуть сердце зрителя можно и самой технически незамысловатой постановкой.


- Какие виды кукольных спектаклей и, соответственно, самих кукол, помимо общеизвестных перчаточных и марионеток, существуют?
- Сейчас есть все. Если при Образцове использовались куклы в основном двух видов: перчаточные и тростевые (поддерживаемые и управляемые с помощью палок-тростей), то в 1970-х наступил перелом. Молодые режиссеры решили испытать театр кукол серьезной драматургией, а для этого был необходим новый сценический язык. Куклы стали высотой в человеческий рост, актеры вышли из-за ширм, «заговорили» неодушевленные предметы, стал развиваться театр теней.

В итоге все пришло к синтезу драматического театра и театра кукол, и иные современные спектакли невозможно однозначно отнести ни к первому, ни ко второму.

- С чего начинается подготовка нового спектакля? Вам ведь нужно не только раздать роли, но и изготовить самих «актеров».
- Сначала режиссер выбирает пьесу, чем-то «зацепившую» его. Затем он садится за стол с художником и обсуждает с ним, как будут выглядеть будущие куклы, подключая мимику и жесты. Художник делает на бумаге массу набросков каждого из персонажей, и дебаты с режиссером продолжаются. Выглядит это забавно, как в «Женитьбе Гоголя»: возьми нос вот от этого лица, глаза - от этого, а волосы - вон от того. Однако этот процесс очень важен, ведь лицо куклы сразу заявляет характер героя. Когда «составной портрет» готов, включается актер. У него также непростая задача: голосом «попасть в маску», слиться с образом, воссоздать не только тембр, но и ухмылки, другие особенности, а главное - само «зерно образа» персонажа. Все по системе Станиславского: первая читка, разбор мотивов поступков и прочее. Параллельно идет работа в цехах театра с бутафорами, декораторами, механиками, швеями относительно декораций и костюмов. Ведутся переговоры и с композиторами, ведь зачастую музыка создается специально для конкретного спектакля.
Каждая премьера - это всегда новые куклы, новые декорации и новые костюмы. С одной стороны, у нас бóльшая свобода по сравнению с драматическим театром: живой актер, каким бы он ни был талантом, все-таки ограничен прежде всего своими физическими данными, а куклу можно сделать какой угодно. С другой - если кукла сделана, она такой и останется, ее не заставишь сыграть по-другому.


- На репетициях следите за актерами или за куклами?
- У режиссера театра кукол должно быть многоплоскостное внимание. Зритель будет видеть только куклы, однако исполнитель - все-таки актер, поэтому нужно наблюдать и за теми, и за другими одновременно.
- Какими способностями нужно обладать актерам кукольного театра, опять-таки в сравнении с театром драмы?
- Фактически, у наших актеров должны быть все навыки драматических артистов плюс умение виртуозно управлять куклой. Всю свою творческую энергию они должны направлять в куклу, общаться с партнерами через нее и быть с ней одним целым. Хотя две трети наших спектаклей предполагают, что актеров видно на сцене, но и тогда они не должны выходить на первый план.

То есть эта профессия предполагает элемент самоотречения.

И конечно, большой акцент ставится на умение передавать характер голосом. Образов много, а голос один, поэтому он должен быть максимально пластичным. Я уже не говорю о вокале, ведь большинство спектаклей у нас - музыкальные.
- Что в планах Кемеровского театра кукол?
- Во-первых, мы замахнулись на Вильяма нашего Шекспира, скоро представим спектакль по одному из его произведений. А еще, поскольку Кузбасс - край шахтеров, которые по долгу службы проводят значительную часть своей жизни под землей, ко Дню шахтера мы планируем сделать постановку, где действие будет происходить в подземелье.

Справка
Дмитрий Сергеевич Вихрецкий родился 9 июня 1974 года в Архангельске. Кукольным театром увлечен с детства. В 1998 году окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства, специализация - «режиссер театра кукол». Имеет опыт драматических и музыкальных постановок. После окончания университета работал в кукольных театрах Нижневартовска и Абакана.
С 2001 года - главный режиссер, директор, а ныне - художественный руководитель Кемеровского областного театра кукол им. Аркадия Гайдара.

[кнопки для репоста]

Европа, Москва, личность, интересные факты, Кузбасс, мифотворчество, СССР, подземелье, культура и искусство, репортаж, городская среда, Санкт-Петербург, технологии

Previous post Next post
Up