В советские годы на вопрос о предках родители отвечали мне, что все они - тверские крестьяне. И это оказалось чистейшей правдой. Сегодня я поимённо знаю 6 поколений. За исключением
родившейся в Санкт-Петербурге бабушки , остальные 61 из 62 - уроженцы двух волостей (
Елисеевской и
Тургиновской ).
Однако, как говорят, чёрт сидит в деталях. При более внимательном рассмотрении выяснилось много интересного и неожиданного.
Дед - не просто крестьянин , а кулак (10 лет сталинских лагерей).
Брат его жены (моей бабушки) перед революцией руководил системой среднего образования в Санкт-Петербурге, а в 1921 году был расстрелян по одному обвинению вместе с Николаем Гумилёвым.
Их отец (мой прадед) хотя и был призван в армию из крестьян, но дослужился до офицерской должности в главном штабе царской армии. Он погиб 9 января 1905 года. Разумеется, не в гапоновской толпе.
По прямой мужской линии этот прадед происходил из дворянского рода, а 15 поколений предков его жены - священники. Именно они на протяжении четырёх веков пунктуально записывали все крестины, венчания и отпевания в Тургинове. Так как среди прихожан оказались предки Путина, то в 1999 году эти записи были опубликованы. Но так как среди прихожан были и мои предки, то из публикации я узнал о многих из них.
В частности, оказалось, что моя прямая мужская линия восходит к князю Михаилу Тверскому. Через него (уже не по тургиновским метрикам, а из родословной русских князей) - к Ярославу Мудрому (с Ингигердой) и далее до Рюрика. К Рюрику же восходит и одна из ветвей Анны Кашинской - жены Михаила Тверского. Предки Тверской княжеской семьи правили в Ладоге, Великом Новгороде, Киеве, Владимире, Полоцке, Ростове, Торжке, Смоленске, Муроме, обоих Переяславлях (Залесском и Хмельницком), а также в Англии, Франции, Швеции, Дании и Норвегии.
В какой-то момент у меня возникло желание изложить ставшее мне известным в стихотворном жанре. По тэгу "родословная в стихах" сейчас 23 записи, почти половина из которых - стихи, а другая половина - пояснительные тексты. Среди стихов чётко выделяются два цикла.
Один из них посвящён ближайшим поколениям:
Житие бабушки Нюты -
http://matholimp.livejournal.com/698330.html ,
Сельский митинг 1937г. -
http://matholimp.livejournal.com/43162.html ,
Не стреляй! (к 106-й годовщине «Кровавого Воскресения») -
http://matholimp.livejournal.com/558923.html .
Другой - не просто русским князьям, а их роли в крещении Руси:
Ловушка, а не прорицание -
http://matholimp.livejournal.com/695016.html (о "Вещем" Олеге, который собирался крестить Русь ещё в 912 году, да не успел),
Свендослав -
http://matholimp.livejournal.com/30032.html (о
князе , который
минимум трижды отказался принять христианство ) и
Исповедальная молитва Владимира Святого (3-я редакция) -
http://matholimp.livejournal.com/698111.html (о его сыне-язычнике, крестившем Русь в 988 году).