Биография и комментарии к
http://matholimp.livejournal.com/43162.html .
Иван Степанович Князев родился 9 марта 1892г. в селе Кошелёве (в 4км восточнее Кесовой Горы). Центр волости - село Елисеево - в 6км южнее Кесовой Горы.
Несмотря на близость, Кесова Гора и Елисеевская волость исторически относились к разным государствам. В средние века Елисеевская волость принадлежала Кашинскому удельному княжеству, а Кесова Гора - Бежецкой пятине Великого Новгорода. В 1708 году обе земли вошли в состав Ингерманландской губернии, из которой позднее была выделена Тверская губерния (в советские годы - Западная область, вскоре ставшая Калининской).
До 12 лет Иван был единственным ребенком в семье (что не типично для селян того времени). В 1904г. родился его брат Михаил. Еще 5 лет спустя - сестра Александра, после рождения которой начинающий взрослеть Иван покидает родительскую семью и отправляется на собственные заработки.
Получив в Твери квалификацию почтового служащего, он направляется на станцию Пищалкино Северной железной дороги (на границе нынешних Тверской и Ярославской областей). Там он снимал комнату в доме Марии Егоровны Орловой, к которой на летние месяцы приезжала из Петербурга племянница Анна Петровна Нефедьева. Молодые люди быстро подружились, а в 1914 году обвенчались. В семейных преданиях сохранились документально неподтвержденные сведения о том, что их первый ребенок (мальчик) прожил совсем недолго. Скорее всего, его даже не успели крестить.
В 1916 году молодая семья переезжает в деревню Чижово (около 50км к северу от Бежецка), где Иван становится начальником местной почты. 24 июля 1920 года в Чижове родилась дочь Елена (моя мать).
Став после смерти в 1921г. отца (моего прадеда) Степана Дмитриевича Князева старшим и единственным взрослым мужчиной в семье (Михаилу тогда 17 лет и предстоит служба в Красной армии), Иван вынужден подать в отставку с почтовой службы, чтобы вернуться в родное село и возглавить крестьянское хозяйство. 27 июля 1923г. там родилась дочь Серафима, а 3 января 1925г. - Нина. В 1927г. разросшаяся семья разделилась: сестру Александру выдали замуж за Ивана Логинова, а для брата Михаила и его жены Дуни построили на том же участке новый дом.
С 1928г. братья Иван и Михаил организовали производство кирпичей. Красную глину брали и обжигали недалеко от дома на берегу реки Кашинки. В 1930г. оборудование "кирпичного завода братьев Князевых" (печку для обжига и шалаш) реквизировали в пользу образованного тогда колхоза, после чего оно не использовалось. На протяжении последующих двух десятилетий в Кесовогорском районе не произвели ни одной кирпичины.
В колхозную же собственность забрали лошадь и "лишнюю" корову. Так как колхозные трудодни не обеспечивали даже прожиточного минимума, супруги Князевы предпочли им государственную службу: Иван в 1931-32гг. заведует почтой в дальнем селе Брылине (в 9км восточнее Кошелева; важно, что для этой службы ему выделили бывшую прежде в его же собственности лошадь), а Анна преподает в Николо-Поточинской школе (в селе Никольском - в 3км восточнее Кошелева). Но и эти доходы слишком малы, из-за чего в 1932-35гг. Иван выезжает на заработки в Кандалакшский леспромхоз Мурманской области.
На заработанные деньги в 1935-36г. Иван строит новый дом на месте вырубленного лесного урочища Рассудово (примерно в центре треугольника Кошелево - Кесова Гора - Елисеево, точно на древней границе новгородских и кашинских земель). Тогда же (в 1935г.) умерла Мария Осиповна (мать Ивана, моя прабабушка).
С 1935г. братья Иван и Михаил Князевы работают в Кесовогорском районном узле связи. В 1937г. на почту пожаловались: в процессе доставки в одну дальнюю деревню стенных часов у них разбилось стекло. Чтобы избежать перспективы оплачивать ущерб из личного кармана, начальник почты (год спустя - секретарь райкома ВКПб) Чубаров пишет донос в НКВД, обвинив братьев во «вредительстве». Чтобы усилить явно надуманное обвинение, Чубаров представил братьев давними врагами колхозного строя, акцентировав внимание на «кирпичном заводе» и «кулацком хуторе». Далеко не последнее место в чубаровской телеге заняла фраза о женитьбе Ивана на дочке ротмистра, служившего в Генеральном (!) штабе (!!) царской (!!!) армии. Да, случай уникальный не только для окраинного района, но даже для всей Калининской области: семья Нефедьевых жила в казенной квартире на Дворцовой площади, окна которой в кровавое воскресенье 9 (22) января 1905 года превратились в решето. В ходе разгона той "мирной демонстрации" отец Анны (мой прадед) Пётр Нефедьев был убит.
Приговор тройки: по 10 лет лагерей каждому брату. Отбывали на севере Коми АССР.
Репрессиям подверглись и члены семьи. В частности, мою маму исключили из комсомола, что затем помешало ей получить высшее образование (в школьном аттестате - только пятерки).
Хутор Рассудово, в котором Анна осталась с тремя дочерьми-школьницами и дворнягой Тобиком, просуществовал лишь до 1939г., когда у «частников» потребовали освободить колхозную землю. Новенький дом снесли, но возвращенную колхозу землю не распахивали более двадцати лет. Закончившая школу Елена уехала к родственникам в Ленинград, а Анна с младшими дочерьми 8 лет снимала квартиры по соседним деревням.
В 1947г. братья Иван и Михаил вернулись в свои семьи. Год спустя Иван купил пятистенок в центре Елисеева, в котором ненадолго собралась вся его семья. В 1949г. Нина вышла замуж за Александра Иванова, Серафима - за Николая Сергеева, а в 1950г. Елена - за Павла Федотова. Зимы Иван и Анна коротали в огромном доме вдвоем, а летом дом переполнялся внуками, которых три года спустя стало семеро.
Вскоре Иван научил кирпичному ремеслу младшего зятя. Благодаря уникальному в районе умению, Александр Максимович Иванов быстро стал прорабом районного масштаба и возглавил строительство птицефабрики как раз на месте хутора Рассудово.
7 мая 1961 года Анна умерла от внезапного инсульта. Год спустя Иван продал дом в Елисееве, а Ивановы - свой в Кесовой Горе, после чего они вместе переехали в Вырицу (Ленинградской области). Там он прожил до 1970г.