к оглавлению << Лекция 13, глава 4 >>Лекция 14, глава 1 Лекция 13
Девтерономическая История: Пророки и цари (1 и 2 Царств).
Глава 5. Давидов Завет.
Однако именно пророк Нафан передает Давиду Божье обетование, которое станет основой для веры в вечность Давидова царства. Это происходит во 2 Царств, глава 7:8-17, очень важном отрывке в построении царской идеологии, которая оспаривает некоторые из основных положений идеологии народа. «Так говорит Господь Саваоф». Это говорит Нафан, цитируя Бога:
И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля;
и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле.
И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих.
И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом.
Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его.
Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его навеки.
Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицом твоим.
И будет непоколебим дом твой и царство твое навеки пред лицом Моим, и престол твой устоит вовеки.
Все эти слова и все это видение Нафан пересказал Давиду.
Это очень важный отрывок, и именно в нем заложена идея вечного и безусловного завета между Богом и домом Давида, или династией Давида. Это уже четвертый завет, с которым мы встречаемся: Ноев завет, Завет патриархов, Синайский завет и теперь Давидов завет. Обратите внимание, что Бог говорит, что Давид и его потомки могут быть наказаны за грех. Они, безусловно, будут наказаны за грех, но Он не отнимет у них царство, как это было с Саулом.
Таким образом, клятва Бога сохранить династию Давида и, как мы увидим позже, в следующий раз, Иерусалим, привела к тому, что в народе появилась вера в непобедимость Святого города. Кроме того, вера в окончательное избавление Израиля от врагов стала связываться с Давидом и его династией. Давид был идеализирован последующей библейской и постбиблейской традицией и стал образцовым царем. Поэтому даже когда царство окончательно пало перед вавилонянами в 586 году, обещание дому Давида считалось вечным. Община смотрела в будущее, ожидая восстановления линии Давида, или царя из рода Давида, или мессию. Древнееврейское слово «мессия» означает «помазанник», тот, кто является «мессией», помазан святым елеем. Это отсылка к тому, что царь вступал в должность, когда на его голову возливали святой елей. Таким образом, царь Давид был Божьим мессией, царем, помазанным Богом или для Бога. И в изгнании израильтяне молились о другом мессии, то есть о другом царе из дома Давида, назначенном и помазанном Богом, чтобы спасти их от врагов и восстановить их как нацию, живущую в мире на своей земле, как это сделал Давид.
Таким образом, надежда евреев на мессию всегда была политической и национальной. Она предполагала восстановление нации на своей земле под властью царя Давида.
В следующий раз мы поговорим о царской идеологии, которая начинает зарождаться и бросать вызов более древней синаитской и заветной идеологии.