Введение в Ветхий Завет (Еврейскую Библию):

Dec 13, 2021 18:30


к оглавлению

<<Лекция 9, глава 4   >>Лекция 9, глава 6

Лекция 9

Наследие священников: Культ и жертвоприношение, чистота и святость в Книге Левит и Числах.

Глава 5. Нравственная нечистота, осквернение земли и очищение.

Но точно так же, как Бога привлекают одни виды поведения, его отталкивают другие. С точки зрения священников смертные грехи порождают нечистоту, теперь уже нравственную нечистоту, таким образом, мы переходим ко второму виду нечистоты, а именно к нравственной нечистоте, которая отталкивает Божественное присутствие. Итак, нравственная нечистота - это второй вид нечистоты, описанный Клавансом. В отличие от ритуальной нечистоты, нравственная нечистота возникает в результате совершения грехов. Ритуальная нечистота не связана с грехом, и она прямо не запрещена, нигде не сказано что нельзя становиться ритуально нечистым. То есть в ней нет ничего греховного по своей сути. Но нравственная нечистота возникает именно в результате совершения определенных грехов. Существуют три самых больших греха: идолопоклонство, убийство и сексуальные преступления. Они описаны в Левит 18 и Левит 20. Помимо осквернения самого грешника, нравственная нечистота символически оскверняет также различные святыни, особенно святилище, а также имя Бога и саму Святую землю.



Нравственная нечистота отличается от ритуальной нечистоты не только тем, что она порождается грехом, но и тем, что она не заразна. Невозможно стать нечистым, прикоснувшись к убийце, в отличие от того, как можно стать ритуально нечистым, прикоснувшись к кому-то с гонореей. Кроме того, нравственная нечистота не удаляется и не уменьшается посредством ритуалов, посредством ритуальных омовений и тому подобного. На нравственную чистоту эти процедуры не действуют. Нравственная чистота личности может быть достигнута только наказанием за отвратительные грехи: например, наказание хират, или отсечение, - это божественное наказание в виде изгнания из Дома Израиля; или смертная казнь - это тоже один из способов избавиться от нравственной нечистоты. Нравственной чистоты также можно достичь, просто избегая или воздерживаясь от оскверняющих, аморальных поступков. Кроме того, очистить совесть можно искупив невольные грехи, для этого надо их осознать, сожалеть об их совершении, признаться и исповедовать.

Самые тяжелые виды нравственные нечистоты оскверняют как Святое Святых, так и землю. Святилище можно очистить от нечистоты, но землю - нет. Земля, которая была многократно осквернена, или святая Божья земля, которая была многократно осквернена, например, сексуальными грехами, не может быть очищена. В конце концов, она просто «извергнет», говорит библейский текст, тех, кто живет на ней. В результате происходит изгнание народа. Именно так были изгнаны, хананеи со Святой Земли. Однажды Бог сказал: «Чаша греха аморреев еще не наполнена, но однажды мера их греха переполнится, что они будут извергнуты, и тогда начнется ваше владение». Извергая с себя живущих на ней, земля очищается. Это согласуется с неоднократными предупреждениями в книге Левит израильтянам не заниматься подобными отвратительными и греховными практиками - сексуальными преступлениями, кровопролитием, идолопоклонством - потому что они тоже будут осквернять землю, пока та не извергнет их и израильтяне будут изгнаны.

Также земля может быть осквернена посредством незаконного убийства. Конечно, в Библии есть и законное убийство, например смерть по приговору суда, смертная казнь, и так далее. Но в данном случае речь именно о незаконном убийстве, умышленном или неумышленном, намеренном или случайном. Человекоубийца несет кровную вину. В случае преднамеренного кровная вина снимаются только смертью самого убийцы: только кровь искупает кровь. В случае случайного убийства преступник может укрыться в одном из пяти городов, предназначенных для этой цели: пять городов-убежищ. Они могут жить там до смерти первосвященника, и смерть первосвященника символически служит для очищения или удаления вины крови или нечистоты случайного убийства. Идолопоклонство также оскверняет землю. Преступники подлежат побиванию камнями и божественному наказанию в виде хирата, отсечения. Библия неоднократно предупреждает, что идолы и их культовые принадлежности должны быть полностью уничтожены со Святой земли, так как они оскверняют землю.

В отличие от земли, Божье святилище может быть очищено от нравственной нечистоты посредством особой жертвы. По-еврейски, эта жертва называется «хатта'т», и чаще всего это слово переводят как «жертва за грех», хотя лучше его переводить как «очистительная жертва». Как она действует? Кровь животного, кровь жертвы - это ключ ко всему ритуалу. Нечистота и грех часто ассоциируются со смертью. Святость и то, что свято, часто ассоциируется с жизнью. Эти два понятия противоположны, и благодаря им жертва наполняется смыслом. Согласно священническому источнику, кровь текущая по венам человека, представляет собой жизненную силу. В Ноевом завете, в Бытие 9, который является священническим отрывком, присутствует запрет на употребление крови: «Вы не должны проливать человеческую кровь. И вы не можете есть плоть животных, в которой есть кровь, потому что кровь - это жизнь, и она принадлежит Богу, она свята». Таким образом, жизненная сила содержащаяся в крови -  свята. Левит 17:11 говорит об этом, он повторяет запрет на кровь, а затем предлагает обоснование: «потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает». То есть именно кровь, как то, что содержит в себе жизнь, совершает искупление и очищение.

Поэтому тексты священников говорят предельно ясно: кровь олицетворяет жизнь. Кровь жертвенных животных назначена Богом в качестве, если хотите, моющего средства для очищения святилища от нечистот, вызванных греховными поступками израильтян. Жертвоприношения, очищающие святилище от ритуальной нечистоты, прежде всего «хатта'т», всегда предполагают манипуляции с кровью животного, окропление ею жертвенника, а в Йом Кипур - вхождение во внутреннее святилище и окропление ею Божьего престола Бога, самого ковчега. Это символизирует победу сил жизни и святости над смертью и нечистотой. Другие очистительные правила, перечисленные в Библии, иногда предполагают использование красноватых веществ в качестве своеобразного суррогата крови.

Широко распространено ошибочное мнение, что очистительная жертва очищает грешника, носителя нечистоты, приносящего жертву. Это не соответствует действительности. Хатта'т, очистительное приношение, не избавляет ритуально нечистого человека от его ритуальной нечистоты. Вы даже не сможете принести жертву, пока не станете ритуально чистым, потому что вы не сможете войти в святилище, чтобы принести жертву, если не будете ритуально чисты. Вы не можете подойти к жертвоприношению, если вы еще не находитесь в состоянии ритуальной чистоты. Поэтому очистительные жертвы приносятся после того, как выделения из половых органов прошли; после того, как болезнь чешуи зажила и прошла; после того, как были совершены соответствующие омовения, и человек стал чистым. Но есть еще один шаг, который он должен сделать, прежде чем вернуться в общину. Хатта'т также не избавляет грешника от его нравственной нечистоты, потому что жертва приносится после исповеди грешника, после его раскаяния. Очистительное приношение действует на святилище, а не на приносящего. Оно очищает святилище от осквернения, которое символически пострадало от состояния ритуальной нечистоты или греховности жертвователя. Когда святилище очищено, приносящий жертву погашает свой долг, исправляет причиненный им ущерб и считается полностью искупленным, он снова «един» с Богом, и Бога больше не отталкивает нечистота, омрачившая Его святилище.

Оскверняющее действие меньших проступков зависит от намерения грешника и наличия или отсутствия раскаяния. Поэтому неумышленные грехи и осквернение святилища, которое они вызывают, могут быть очищены принесением очистительной жертвы. Что касается преднамеренных грехов, то если есть покаяние, говорит библейский текст, то они превращаются в нечаянные грехи, и их тоже можно очистить, или же осквернение, которое они вызывают, можно очистить очистительной жертвой. Но наглые, нераскаянные грехи, нераскаянные грехи или неумышленные грехи, которые так и не осознаны... они остаются не исправленными и оскверняют святилище. По этой причине святилище должно регулярно очищаться от накопленного осквернения, возникающего в результате таких грехов. В книге Левит 16 описывается ежегодный ритуал, который проводится в день искупления или день очищения, называемый «Йом Кипур», когда от имени общины приносится жертва хатта'т, очистительная жертва, чтобы очистить святилище от нечистот, вызванных грехом Израиля. Первосвященник взваливает все грехи и нечистоты израильтян на голову козла, который затем уносит их в пустыню, подальше от святилища.

Считалось, что очищение святилища имеет решающее значение для здоровья и благополучия общины. Если святилище не очищать от нечистоты, оно может загрязниться до такой степени, что Бог будет полностью вытеснен. Джейкоб Милгром утверждает, что здесь действует своего рода принцип Архимеда: каждый грех создает нечистоту, которая вторгается в царство святости и вытесняет определенное количество святости. И в конце концов, Бог будет полностью вытеснен, а община останется в безбожном состоянии, без благословения и защиты. Таким образом, Милгром видит символическую функцию системы чистоты следующим образом: если святилище символизирует присутствие Бога, а нечистота представляет проступки людей, то, говоря, что нечистота является анафемой для Бога и загрязняет его храм, священники могут наглядно передать идею о том, что грех вытесняет Бога из его святилища и из общины. Джейкоб Милгром видит в основе этой сложной, символической картины нравственное послание. Оно заключается в том, что люди и только люди несут ответственность за то, будет ли среди них господствовать нечестие и смерть или праведность и жизнь. От действий людей зависит, в какой степени Бог сможет обитать на земле среди своего народа. Поэтому целью или задачей священнического построения или представления израильских законов о нечистоте было, по мнению Милгрома, отделить нечистоту от ассоциации с демоническим воздействием и переосмыслить ее как символическую систему, напоминающую Израилю о божественном императиве отвергать грех, вести себя так, чтобы привлекать присутствие Бога, а не отталкивать его.

Милгром также говорит о том, что культовые образы священнических текстов служат своего рода теодицеей. Теодицея, конечно, является ответом на проблему зла. Как всемогущий, добрый Бог может допустить, чтобы столько зла существовало и даже оставалось безнаказанным? Согласно Милгрому, ответ священников таков: каждый грех оскверняет святилище. Грех может не отражаться на грешнике, но он отражается на святилище. Он оставляет шрамы на лице святилища. Вы можете думать, что вам что-то сошло с рук, но каждый акт социальной эксплуатации, каждый акт морального разложения оскверняет святилище все больше и больше, пока Бог не будет полностью изгнан из него, а человеческое общество не будет поглощено собственной порочностью и смертью. Итак, этическое послание здесь снова состоит в том, что люди контролируют свою судьбу, и действия каждого человека влияют и воздействуют на судьбу общества. Такова в сущности священническая версия старой библейской доктрины коллективной ответственности. Грех, прежде всего индивидуальный грех влияет на всю структуру общества. Нет такого понятия, как изолированное зло; наши поступки влияют друг на друга. И когда злодеи в конце концов наказываются, они навлекают беду и на других. Эти другие, однако, не так уж безупречны, говорит Милгром, потому что они позволили нечестивым процветать и способствовали осквернению святилища, разложению общества. Таким образом, культовые образы источника P, по словам Милгрома, пронизаны той же общинной этикой, которую мы увидим в Библии, большей части Библии, вплоть до более позднего периода. Они просто передают эту этику в своей собственной модальности через символизм святилища и культа.

Previous post Next post
Up