Роскошная аутентичная библиотека Николая II и другие комнаты царской четы в Зимнем

Apr 24, 2024 07:18

Продолжаю прогулку по "квартире" последнего российского императора и его семьи в Зимнем дворце.

Хочется не без иронии отметить: учитывая масштабы здания, Николай II мог бы занять и другие комнаты, оставив эти "мемориальными" в память о прежних владельцах, как было принято. Не было бы щас путаницы ни с двумя Александрами Федоровнами, ни с двумя Николаями. Но видимо, у царя были на то причины. В конце концов виды из окон тут - самые лучшие. Он ещё и сад попросил разбить между Адмиралтейством и Зимним - любоваться! И в свежеотреставрированных интерьерах он был безмерно, хоть и недолго, счастлив со своей семьей: женой и четырьмя дочерьми, а потом родился сын...



Первую часть царских комнат показала здесь: https://masy-vibes.livejournal.com/906355.html

За Спальной следовал Будуар Её Величества, но, конечно, выглядел он не так, как сейчас. Хотя здесь представлена экспозиция с условным названием «Будуар 1840-50-х годов» - то есть из другой эпохи.

В описании зала 183 указано: В убранстве использована часть гарнитура несохранившейся Розовой гостиной от другой Александры Федоровны, жены другого Николая I. Мебель, созданная знаменитой фирмой братьев Гамбсов, фанерована розовым деревом и декорирована фарфоровыми пластинами, изготовленными на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге. На шкафчике сохранилась надпись: «1846 года майя 1/2 от мастера Фольмана подмастерье Гаврила Александр».



Мебель, декорированная фарфоровыми пластинами, была исполнена из розового дерева фирмой братьев Гамбс в стиле "второго рококо".
Уникальная рама зеркала, украшенная лепными цветами, листьями, птицами, не уступающая лучшим изделиям из Мейсена, была выполнена П. Ивановым, мастером Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге.

От прежней Александры Фёдоровны новая хозяйка Будуара заимствовала паркет - его перенесли из другого зала. Он сохранился!



фото с сайта Эрмитажа https://edu.hermitage.ru/catalogs/1429762912/themes/1429762949/article/1460487750
О супруге Николая II сейчас напоминает только роспись в виде легких гирлянд и цветов, с вплетенным в них вензелем Александры Федоровны.



В следующем зале (182) представлено убранство Готического кабинета. А в годы правления Николая II это и соседнее помещение, соединённые аркой, были кабинетом императора.



Кабинет был отделан панелями красного дерева, выглядел как настоящий рыцарский замок с доспехами. Особенно впечатлял камин до самого потолка. Рабочий стол был расположен так, чтобы можно было видеть анфиладу комнат (и их обитателей) по обе стороны от кабинета.


фото с сайта Эрмитажа https://edu.hermitage.ru/catalogs/1429762912/themes/1429762949/article/1460487750

image Click to view



Ранее зал 181 входил "в состав" кабинета императора. Сейчас здесь зкспозиция "Помпейская столовая", которая была оформлена в 1836-1839гг. архитектором А.П. Брюлловым по желанию другого императора Николая I.



В зале номер 189, называемой ныне Гостиной в стиле «второго рококо», раньше была Проходная.



В углу, где сейчас стоит "канапе" или кресло с милым названием «сиамские близнецы», раньше была лестница, соединявшая три этажа. Она нужна была для "бытовых нужд". Например, подсобные помещения, ещё две гардеробные Императрицы находились этажом выше. Сейчас ту самую винтовую лестницу можно увидеть в Академии Штиглица. Мы были там в прошлом году - оооочень понравилось, не рассказывала ещё ;-)



image Click to view



Далее следовала Уборная и "моя писсина" - как называл царь свой любимый бассейн. «Мраморная купальня» находилась за деревянной дверью, её нам не показывали. Метлахская плитка фирмы Villeroy & Boch. И настоящая детективная история про обои английской фирмы Моррис энд ко, которые обнаружил лично Николай Онегин.

Бассейн Александры Фёдоровны был встроен в междуэтажное пространство под соседней с Будуаром комнатой.



фото с сайта Эрмитажа https://edu.hermitage.ru/catalogs/1429762912/themes/1429762949/article/1460487750

Сейчас в комнате перед бассейном размещена экспозиция "мавританская" Курительная комната



image Click to view



И наконец - самое великолепное помещение в "квартире" Николая II, к тому же сохранившее первоначальную отделку.

Библиотека, была создана в 1894-1895 гг. архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками.



Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья.  В 1983 году библиотека была отреставрирована мастерами Специальных научно-реставрационных мастерских Эрмитажа. В настоящее время здесь расположено русское отделение Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. (с)



image Click to view





Настоящей жемчужиной этого зала считается роскошный громадный камин из белого камня, напоминающий готический портал с фризом.
В арках повторяются щитки с изображениями геральдических фигур родовых гербов двух семей: Романовского грифона и Гессенского льва.

image Click to view





Фильм Сергея Эйзенштейна и Григория Александрова «Октябрь» к 10-летию Октябрьской революции в 1927 году снимали в Зимнем. Остались фотографии Эйзенштейна, усевшегося в кресло у огромного камина в готической библиотеке Николая II.

В следующем зале была Бильярдная. Здесь сохранился уникальный паркет.
На видео ниже журналистка спрашивает сотрудника Эрмитажа Николая Онегина: Почему же тогда посетителям не выдают бахилы или тапки, как раньше? И если правильно поняла его ответ - от них ещё больше вреда и пыли (для картин, обстановки). Хуже всего - шпильки.
Дамы, воздержитесь от посещения музея в обуви на высоких каблуках!



Ныне в в зале 177 - интерьер в неоклассическом стиле и портрет Зинаиды Юсуповой. В её дворцах мы тоже были.
Писала про них тут: Три особняка как дамские ларцы и Три дворца как музыкальные шкатулки https://masy-vibes.livejournal.com/882970.html



На фото из следующего зала: уникальный столик работы Николая Свирского, созданный специально для Всемирной выставки 1889 года. Той самой, которая дала жизнь Эйфелевой башне. А фабрика Свирского была основана всего за 9 лет до.

На видео показаны потайные ящики и клеймо, подтверждающее изделие мастера - поставщика мебели для Николая II

image Click to view





Бюро красного дерева, тоже выполненное на фабрике Николая Свирского, имеет мемориальное значение, поскольку принадлежало императрице Александре Федоровне.
Рядом -  ясеневый гарнитур из Александровского дворца в Царском Селе, обитый ситцем, был изготовлен в 1902-1903 гг. известной мебельной фирмой Ф. Мельцера. Он предназначался для учебной комнаты дочерей Николая II.

image Click to view



А вообще сейчас зал 176 посвящён эпохе Модерн, получившей развитие в России в 1890-1900-х годах. Наглядно демонстрируется эволюция стиля от форм, насыщенных декором с растительными мотивами, к более строгим функциональным решениям.



Моя мама был в восторге от этой удивительной красоты мебели . Я почему-то думала, что это стиль арт-деко или арт-нуар...
Резные орнаменты украшают горку карельской березы, дубовый буфет с витражной экспозицией, книжный шкаф с фигурными стеклами - всё работы крупных петербургских мастерских.



При Николае II это помещение служило Адъютантской, где гости ожидали приглашения в Кабинет или Библиотеку (для более приближенных).



17 апреля 1904 года семья Николая II навсегда покинула Зимний дворец, переехав в  в Александровский дворец в Царском Селе. Это был плановый весенний переезд на дачу. Но по разным причинам, из которых мне как матери кажется наиболее вероятной была - уберечь единственного наследника. Алексей Николаевич родился 12 августа 1904 года и перенял от своей матери проклятый ген гемофилии - заболевание, при котором наблюдается дефицит фактора свертывания крови. Вдали от городской царской суеты оградить сына и вообще всю семью было "как будто" проще...



Для официальных церемоний царь, конечно, ещё приезжал в Санкт-Петербург, но со временем всё больше отчуждался от столичной жизни: от министерств и учреждений, светского общества, от мероприятий и торжеств. При этом простой народ продолжал думать, что место Николая - в центре столицы, неслучайно январское шествие Гапон привел на Дворцовую площадь, к Зимнему дворцу.



В июле 1914 года Николай II объявил с балкона Зимнего дворца о начале войны с Германией. После этого большая часть помещений была отведена под большой хирургический лазарет имени Алексея Николаевича. Он был рассчитан на тысячу мест и занял все парадные залы дворца, кроме Тронного зала. Госпиталь оборудовали по последнему слову науки и техники того времени.



После революции в 1918 году часть помещений дворца была отдана под музей, в том числе и те комнаты, где арестовали Временное правительство (Малая / Белая столовая). Но вскоре доступ к царским покоям был закрыт. За редким исключением не сохранились ни интерьеры, ни мебель, в том числе поэтому не восстанавливают "прежний вид". Не из чего. А если делать реконструкцию по образу и подобию - то её уже сделали. В Александровском дворце. Он прекрасен! Расскажу и покажу в следующий раз.



И тайну этого портрета Николая II тоже открою позже.

event, весна есть весна 2024, #веснаестьвесна, Эрмитаж, #жизненнаясреда, place

Previous post Next post
Up