С утра шел снег, а я все равно вышла гулять с фотоаппаратом. Заглянула в свой любимый двор на Литейном. Удивительное, тихое, волшебное место. Старшие товарищи давно
сказали, что это место культовое и зовется "Сен Жермен".
Над аркой сидит сатир и смотрит сверху вниз на входящих. А по бокам арки четыре девы по очереди смотрят на тех, кто проходит мимо:
Заходим в дивную тройную арку с колоннадой, а во дворе огромные ивы, окруженный скамейками фонтан в центре, и со стен маски глядят.
Над арками вот такое великолепие:
Девизы на боковых корпусах. "Свой дом - лучший дом".
Друг против друга на боковых корпусах две парадные. Над ними рогатые глумливые рожи сатиров. Они собираются перегрызть дурацкую трубу, которой их загородили.
Раньше не замечала, а на дверях парадных есть замечательные деревянные сатиры.
Под крышей ряд масок. На снимке штришочки снега:)
На сводах арки орнаменты и лепка.
Еще арка на прощание:
~~~~~~~
Историческая справка: Литейный пр., 46
Архитектор А. Х. Пель. 1843, 1865. (Частично перестроен).
Дворовые корпуса - архитектор А.С. Хренов 1908-1912. Это боковые корпуса, с гербами и масками. И, видимо, его же руки эти удивительные возрожденческие маски на доме Пеля со стороны двора.
Особняк Ф. М. фон Крузе там во дворе, напротив арки. Архитектор Муромцев И.Э., 1905 г. Перестроен.
Еще интересно рассказывает о доме и дворе
"Петербургский всевед" Владимир Герасимов:
"Со стороны проспекта это ничем не примечательный доходный дом, построенный еще в середине XIX века по проекту архитектора Александра Пеля. Но чудо здесь - дворовые корпуса, поздние творения Александра Хренова; чудо - сам двор, разделенный шикарной оградой, за которой был когда-то тенистый сад. Сад частично сохранился, и в глубине его, по левую руку, стоит небольшой, но весьма благородных очертаний особняк. Тем, кто заглядывал в него, наверняка запомнились мраморные лестницы и великолепный плафон. Особняк строился для некого Феликса фон Крузе, которого затем в 10-х годах XX века сменил в качестве владельца нефтепромышленник-миллионер Гукасов.
С великим размахом жил человек. И дух этой жизни на широкую ногу не покидал стены особняка даже в голодные годы военного коммунизма. Тогда бывшее жилище миллионера заняла Мария Федоровна Андреева, комиссар по театрам и зрелищам, на поклон к которой шел тогда в обносках полуголодный театральный Петроград..."