Ночной органист

Dec 20, 2012 00:26


Год назад, 15 декабря, Белгород впервые услышал орган. Первой в органном зале белгородской филармонии звучала знаменитая пьеса Иоганна Себастьяна Баха Токката и фуга ре-минор. С тех пор эта вещь, которую называют символом органной музыки, игралась  в органном зале больше сотни раз. И исполнял её и многое другое органист Тимур Халиуллин.


Талантливый 25-летний музыкант рассказал о волшебном инструменте - органе - и раскрыл несколько страшных тайн. Например, кто слушает органную музыку в пустом зале глубокой ночью, когда весь город спит, кто заказывает "Мурку" и зачем органисту велосипедные педали.


- В Белгороде ровно год моей жизни, до этого ни разу тут не был, - рассказывает Тимур Халиуллин. - В первый раз приехал сюда к открытию органного зала, с большими сомнениями. Переезжать из Петербурга в маленький город было страшно, представлялось опасным. Но оказалось, здесь такая культура! Сюда теперь приезжают солисты из Москвы и Петербурга и не могут поверить, что такое место есть в России. Здесь культура - это не просто модно, это как само собой разумеющееся. Никого на концерты заставлять ходить не надо, залы всегда полные.

- Каким образом вы оказались в Белгороде?

- Я учился у Даниэля Зарецкого, заслуженного артиста России, профессора Санкт-Петербургского университета и консерватории. Благодаря ему я здесь, в Белгороде. Он меня и порекомендовал, когда директор белгородской филармонии Иван Трунов искал музыканта, и я как раз был выпускником. А сам я родился в Ижевске, столице Удмуртии, там все мои корни.

- За счёт того, что в России совсем немного костёлов и органных залов, ваша профессия - большая редкость?

- Она не такая многочисленная и за рубежом, и при этом всегда с каким-то налётом мистики (улыбается). Хотя видите, ничего сверхъестественного, на мне нет никакой чёрной рясы. Все мы такие же простые люди, я люблю на роликах, на велосипеде погонять после исполнения высокой музыки Баха, например.

- Но всё же есть что-то в органе такое волшебное, не напрасно же он такое впечатление на людей производит?

- Видимо, есть, потому что звук органа проникает в какие-то глубины... Акустическая или психо-физическая это особенность, не поймёшь так просто…

- Какова разница между церковной и филармонической игрой на органе?

- Конечно, есть даже разные направления. Специально учат на церковных органистов и концертных. Но концертный органист - это более широкое понятие. Церковное направление - больше ремесленное. Там требуется обслуживать мессы, а концертный органист должен уметь сыграть всё.

- Самому вам приходилось играть в католических церквях на органе?

- Конечно, это входит в программу обучения любого органиста, ведь церкви в Европе - основное место, где органная культура живёт. Что интересно, там нет филармоний, там нет органных залов. Органные залы - это только российская черта, не европейских стран. Там же каждая церковь имеет свой орган, вход куда бесплатный. В одном городе может быть до ста и больше органистов.

- А у нас - вы один.

- Более того, в Белгороде - один  единственный орган на всё Черноземье! Сюда приезжают послушать музыку из Харькова, Воронежа, Курска. Южнее Белгорода в России больше органных залов нет. Это такой важный момент, который  влияет на концертную жизнь филармонии, делая её невероятно насыщенной.  Может быть, даже чересчур. Потому что в октябре, например, было больше 20 концертов, а это не так-то просто, скажу вам честно.



- У вас, наверное, совсем мало свободного времени, всё занимают концерты, репетиции?

- Свободного времени у меня нет, потому что у меня нет работы: я просто занимаюсь тем делом, которое очень люблю. Если уж появляется возможность отвлечься, я трачу её на ролики, на велосипед: на них я объездил уже весь город.

- Может быть, вы видели во время поездок - в Белгороде сохранилось старинное здание костёла, не очень далеко, кстати, от здания филармонии. Оно маленькое, и вряд ли в нём можно установить когда-нибудь орган, конечно…

- Я слышал о костёле, но пока ещё не видел. Если маленькое, то орган там, конечно, невозможен. Всё-таки органу нужны высокие своды.

- Я знаю, что вы играете ещё и музыку собственного сочинения.

- Да, я сочиняю музыку. Здесь исполнял, например, свою Токкату для педалей соло. В этой пьесе я пытался доказать, что педали - одна из основных частей органа, которая тоже может быть самодостаточной. В игре используются только ноги, руки не участвуют. С помощью регистровых комбинаций, техники, специальных плотно облегающих ботинок с каблуком, носком, можно достичь эффекта, будто играют несколько рук, ног.

- Значит, это ваша профессия повлияла на выбор видов спорта: велосипед, ролики?

- Да, в этом есть прямая связь, потому что органисту необходимо иметь ловкие ноги, быть выносливым.

- В 60-е годы многие западные рок-музыканты использовали орган в своих записях, а вы не пробовали экспериментировать в этом направлении?

- Несколько раз я уже обращался в эту сторону, играл здесь рок с виолончелистами, мне приходилось исполнять блюз для органа. Орган позволяет изобразить всё, что угодно. Иногда подходят охранники и просят сыграть «Мурку»(смеётся). Я не отказывал, из «Мурки» можно сделать  фугу, импровизацию: орган всё облагораживает. Возможность исполнять любую музыку - это, конечно, не главная сторона органа, но это тоже важно понимать.

- Какую музыку, кроме классической, любите слушать?

- Эстрадную музыку не люблю, не слушаю. Но к ней я всегда успею прийти, если мне захочется и потребуется. Поэтому я стараюсь сохранить свою любовь к классической музыке и не распыляться на другое. Тем более, что классическая музыка столько разновидностей имеет - от старинной до невероятно современной. Я стараюсь показать орган с разных сторон, доказать, что это не только классический инструмент, но и джазовый, и современный, и романтический, необычайно многогранный.

- Получается, если вы живёте здесь, в гостинице филармонии, то можете играть на своём инструменте, когда захотите?

- Иногда играю работникам филармонии по ночам, вахтёрам, охранникам, администраторам. Они всегда рады послушать музыку наедине с органистом. Орган воспринимается по-своему в разное время суток, при разном освещении, при разном наполнении зала. Акустика лучше, когда зал пустой. Например, вчера я до 4 ночи занимался. В такое время больше запоминается, больше придумывается. Ночь - это особая тема для музыкантов. Фото Елисея Юрковского

мольберт эйнштейна, фото, интервью, музыка

Previous post Next post
Up