Трансформации Золотого Тельца. От кооператива к матрице

Jun 14, 2009 21:57



Трансформации Золотого Тельца. От кооператива к матрице
разговор о том, о чем в «толерантном обществе» говорить «не принято»

Около трех тысяч лет тому назад, в связи с развитием торговли в одном теплом регионе, начал образовываться один из самых старых кооперативов работников сельского хозяйства, торговли, сферы обслуживания и финансовой сферы - менял, которые и взяли на себя бразды управления. Кооператив собрал вместе не только представителей нескольких предприятий и их мифы, но и мифы окружающих их производственных объединений. Был написан Устав кооператива, состоящий всего из 10 параграфов. В нем были описаны нормы взаимоотношений и принцип единоначалия (служение Шефу, вернее «Ш-фу» - сокращение приписывается Первому Председателю Правления и стенографисту по совместительству). В то время, пока Первый Предправления записывал положения первого Устава, руководство кооператива успело собрать накопления населения и обратиться в конкурирующую контору «Золотой Телец», что сильно расстроило ПредПравления и вынудило его порвать первый экземпляр Устава. В дальнейшем борьба шла с переменным успехом, но победило материальное  - идеалистическая составляющая ушла на второй план, десять пунктов Устава стали восприниматься как устаревшая инструкция. В погоне за прибылью Представительский Офис был сдан под обменный пункт. Впоследствии, член кооператива, указавший на это нарушение, был привлечен к суду и уволен по статье без права переписки (впрочем, число его последователей стало расти, что привело к созданию кооператива - конкурента).

Между тем, менеджмент начал пропихивать в Устав изменения, повлекшие необратимые последствия.

Изменения в Уставе, внесенные с нарушением процедуры.

Но прибыль от обменных операций продолжала падать, руководство кооператива потеряло бонусы, возник конфликт интересов. Кроме того, предпринятые попытки расширения рынков сбыта и вовлечения сотрудников соседних кооперативов в свои ряды, привели к обыску в основном офисе силовыми структурами. Стагнация в  бизнесе усиливалась. Все это нашло отражение в докладных записках, ставшими основой для дальнейших вариантов правки Устава,  который продолжал претерпевать изменения. Он стал разделяться на «иерусалимский» (оконченный во II веке и представляющий собой небольшую книгу) и на «вавилонский» (принятый в V веке).  

В новой редакции минимальное идеалистическое начало «служения Добру» практически исчезло. На первый план были выдвинуты интересы самого кооператива и навязчивая идея о реконструкции Представительского Офиса. «Добру» этот Устав служил, но сугубо материальному. По своей форме он стал сборником должностных инструкций для сотрудников кооператива, написанный интернациональной командой менеджеров, только что потерявших свои бонусы и привилегии. При его прочтении возникает законное подозрение, что составление отчетов и планов развития происходило под воздействием горячительных напитков и психотропных средств. По словам одного известного исследователя, очередной Устав, «составленный из разных преданий и дополненный в первые века… дышит такою злобою против всех…, что нет злодейства, которого бы он относительно их не допускал. Написанный едва объяснимою смесью еврейского, халдейского, сирийского, партского, греческого, латинского и других языков».

И если Уставы других кооперативов можно «разместить на ладони», то «Вавилонский Устав», «оконченный в V столетии, состоит из 36 томов в листе и содержит неимоверно бессмысленное, безобразное и безнравственное сплетение сумасбродных исчадий фанатизма». «Вавилонская версия», в свою очередь, была составлена «из двух главных частей; первая составляет текст, до того темный, что он вовсе непонятен без объяснений; вторая состоит собственно из сих объяснений, коим дано совершенно произвольное и в высшей степени безумное, безрассудное и чудовищное значение» (ко всему прочему, в одной части отсутствовала пунктуация, а во второй были сделаны пропуски, означенные иногда пробелами, скобками или словом: «ведал», т. е. «догадывайся»).

В приложении  к Уставу (Сейдер-Годайдойс) были отчасти объяснены причины этих пропусков: там сказано, что частый переход членов кооператива в отделившуюся от него структуру конкурирующего кооператива, заставил руководство принять особенно строгие и жестокие меры. Впоследствии менеджеры «принуждены были защищать гласно раскрытые тайны и принуждены были исключить из книг своих все, что относилось ко вреду и поруганию» сотрудников конкурирующего кооператива (но полные Уставы можно было найти в польских владениях, где менеджеры кооператива «жили свободнее и надзор за ними был слабее»… не здесь ли корни первобытной злобы наших «польских друзей»?).

Что же такого было в этой редакции Устава, что заставило небезызвестного исследователя употребить слова «безобразное, безумное, безрассудное, безнравственное сплетение сумасбродных исчадий фанатизма, бессмысленное и чудовищное»? Полагаете, что он предвзято относился к «кооператорам»? Какие же изменения были закреплены в очередной редакции Устава? Перечислим некоторые из них, которые являются уникальными, не известные ни в одном из других Уставов подобных объединений…

Выдержки из редакции Устава. Параноидальный бред или как закреплялось «превосходство»

&моральное превосходство:
- подобно тому, как человек превосходит животное, кооператоры превосходят всех не-кооператоров на земле. Члены кооператива достойны названия людей, а не-члены, происходящие от злых духов, имеют лишь право называться свиньями;
- лицемерие допустимо в том смысле, что кооператор должен казаться вежливым относительно нечестивых не-кооператоров, пусть оказывает им почтение и говорит: «Я вас люблю». Это дозволено лишь в том случае, если кооператор имеет нужду в нечестивом не-кооператоре или имеет основания его опасаться;
- кооператору можно бросить кусок мяса собаке, но не дарить его члену конкурирующего кооператива, так как собака лучше его и т.д. и т.п.

Приведена лишь небольшая часть слоганов из практики team building этого коллектива - пытливый читатель при желании найдет их значительно больше. Так организаторы тренинга объединяли коллектив запретом на употребление в пищу кухню другого кооператива. Ну, а сравнение  сперматозоидов не-кооператора со спермой животного, как и сравнение не-кооператоров с экскрементами  закрепляло «моральное превосходство» членов команды.

&численное превосходство:
- кооператорше не следует помогать не-кооператорше при производстве потомства;
- кооператору не следует обучать ремеслу не-кооператоров;
- кооператор совершает доброе дело, когда убивает вольнодумца, неверующего, который отрицает учение Устава, равно и того, кто отошел от кооператива и т.д. и т.п.

& в юридической практике и исполнению наказаний:
- произнося клятву, про себя можно оговорить такие условия, при которых клятва не будет действительна. Устав разрешает поступать таким образом всякий раз, когда какая-либо не-кооператорская власть требует от кооператора принятия клятвы;
- член кооператива всегда вправе нападать на представителя конкурентов и убиватьего вооруженной рукойкооператоры, которые благодаря положению, ими занимаемому, имели бы к этому возможность, настоятельно обязываются предавать публичной казни всех представителей конкурентов под тем ишли иным предлогом;
- проходя мимо разоренного Офиса другого кооператива, каждый кооператор обязан произнести: «Слава тебе, Ш-ф (Шеф регистрационной палаты, здесь и далее Ш-ф), что ты искоренил этот дом»;
- в рамках общепринятого законодательства, арбитражного и уголовного кодексов, поведении на следствии и суде: Запрещено предавать кооператора в руки конкурентов, идет ли речь о жизни кооператора или о его имуществе; и неважно, делается ли это посредством какого-либо действия или словами; и запрещено доносить на него или указывать места, где спрятано его имущество (в другом закрытом объединении, это положение имеет название омерта);
- если в результате ДТП транспортное средство не-кооператора было повреждено по вине кооператора, то компенсация расходов не обязательна, но не наоборот и т.д. и т.п.

&в сохранении коммерческой тайны:
- не-кооператор, изучающий Устав кооператива, достоин высшей меры наказания;
- если кто-нибудь расскажет о нарушениях кооператора трижды, то его следует утилизировать, расходы по утилизации несет местный кооператив  и т.д. и т.п.

&в ведении бизнеса и имущественных отношениях:
- имущество не-члена кооператива подобно покинутой вещи, его настоящий владелец кооператор, который первый его захватит. И это справедливо, ибо Ш-ф дал членам кооператива власть над жизнью и имуществом не-кооператоров;
- кооператору, его помощнику разрешается не возвращать денежные средства не-кооператору, в том числе и по вопросам возмещения за скупку краденного;
- если кооператор взял в долг у не-кооператора, а тот умер, он имеет право отказаться платить его потомку, который не знает точно, брал ли этот кооператор в долг у старшего не-кооператора, кстати, если не-кооператор при расчетах ошибся сам, разрешается воспользоваться его ошибкой;
- кооператору запрещается воровать у коллеги, но у члена другого кооператива - разрешается, при условии, что это не обнаружится и не будет упомянуто имя Ш-фа;
- покупка недвижимого имущества, чтобы выжить с земли не-кооператора или взять с него ростовщические проценты, разрешается в выходные не будет считаться нарушением КЗОТа;
- там, где написано 'Не делай вреда ближнему', не говорится 'Не делай вреда не- кооператору"... Запрещается возвращать не-кооператору им утерянное; возвращающий не-кооператору потерянное не найдет милости у Ш-фа  и т.д. и т.п.

Цель кооператива тоже слегка изменилась, от изначально заявленной:

- «светлое будущее» возвратит кооператорам королевскую власть, другие же будут им служить, - а все королевства будут им принадлежать... Тогда каждый кооператор будет иметь 2,800 подчиненных... Раньше однако ж будет страшная война, во время которой погибнет 2/3 части всех народов... Кооператоры тогда завладеют целым миром... будут очень богаты, ибо все сокровища мира, попадут в их руки... От всех народов «светлое будущее» примет подарки, - за исключением членов конкурирующего кооператива... последние же, будут поголовно истреблены и т.д.

Цели поставлены высокие, но при этом прагматично не забывают и про мелочи - подробно объясняются резоны, чтобы стырить на продажу лампочки из офиса конкурирующего кооператива

К сожалению, в статью не удалось поместить все параграфы этого примечательного Устава, но походив по ссылкам, можно найти более чем удивительные вещи. При этом все вышеизложенное могло бы показаться «горячечным бредом ненавистника кооператоров», но выдержки были взяты в основном из первоисточника, хотя пришлось использовать и дополнительные источники информации, поскольку в открытом доступе оригиналы практически найти невозможно. По комментариям одного из топ-менеджеров, опубликовавшего перевод Устава не так давно в России: «Редакционный Совет.. счёл необходимым опустить в этом переводе некоторые указания…, помещение которых в издании на русском языке было бы воспринято населением России, не придерживающимся» кооперативизма, «как неспровоцированное оскорбление. Читатель, который захочет прочесть… в идеально полном объёме, приглашается» на курсы повышения квалификации. Могу представить…

«Казнить нельзя помиловать». Трансформация в Профсоюз

Еще менеджменту удалось протолкнуть в Устав положения, существенно расширяющие их полномочия и дающий независимость от Шефа. Сначала они приравняли себя к старому Председателю Правления, записавшему 10 пунктов в первый Устав - всякий менеджер, наравне с Первым Председателем Правления имеет право вносить изменения в Устав. На эту тему среди топ-менеджеров состоялась дискуссия, вот ее достойные выводы: Слова менеджеров более достойны почтения, нежели Устав; сам Ш-ф на небесах изучает Устав стоя; при этом Ш-ф нередко спрашивает мнения менеджеров на земле, когда у него возникает трудный вопрос, что привело к окончательной смене руководства - менеджеры стали главнее Ш-фа: что они захотят, он обязан исполнить, непременно (может быть, поэтому они и объявили себя «избранниками Ш-фа»…).

Вспомнил, как один немец выдал этический афоризм - «Шефа нет, он умер. Это мы убили его. Вы и я». Der Deutsche Idealismus… Наивный иррационалист зря взял вину на себя и других оговорил. Эти ребята опередили его намного, только никому об этом не сказали. У них уже давно «Gott ist tot»…

Еще одна «маленькая хитрость» менеджмента - первая часть отредактированного Устава была записана сплошным текстом без знаков препинания  (т.е. синтаксис фразы «казнить нельзя помиловать» отдан на исключительный откуп менеджерам - составителям Устава). Это задало редакции Устава крайне высокую коррупционную емкость, поскольку позволяла трактовать его положения двояко, исходя как из «требований момента» (интересов «семьи Прицци»), так и личных интересов менеджмента. Шеф (он же Ш-ф) тут уже и рядом не стоял…

Т.о., в результате манипуляций с Уставом, правами членов кооператива и его управленческого состава, были закреплены условия, которые позже Карл Поланьи назвал «зловещим интеллектуальным превосходством» (причем ударение в конкретном случае следует сделать на слово «зловещее»). А, как известно, кто эти условия обеспечит, тот получает тактические преимущества. Ну, и пошла писать контора…

Вооружившись «зловещим интеллектуальным превосходством», менеджеры кооператива объявили всех его членов «избранниками Ш-фа» и отправились в свой путь. Часть осталась в насиженных офисах, кто ближе, кто чуть дальше (кстати, последние, сильно загорелые члены кооператива и составляли основной его костяк того периода, о котором сейчас рекомендовано плакать, уткнувшись лицом в стену, которую набивают записками, при том, что эта стена - откровенный новодел, поставленный крестоносцами в технических целях). Различные национальные группы членов кооператива отправились в Европу - кто северным путем, кто южным. Оставим в покое с\х тружеников, сапожников и скрипачей - это инструменты в руках менеджмента (впрочем, сильно заостренные идеологией «превосходства», иллюзиями о собственной «ш-фоизбранности» и периодически организуемыми провокациями).

Вооруженные пунктами Устава, где понятие «совесть», «справедливость» не распространяется на не-членов кооператива, вперед в первую очередь вырвались служители «Золотого Тельца» - содержатели питейных заведений, торговцы, ювелиры, сотрудники обменных пунктов вооруженные крайне специфичными нормами морали. При этом старательно поддерживалась закрытость этого специфичного объединения, приобретая странные черты в погоне за «чистотой крови и веры» (браки между людьми с близким родством увеличивали случаи наследования мутаций и развития у потомства тяжелых генетических заболеваний, но дело не только в генетике - новые данные подтверждают, что потомству передаются и негенетические изменения, полученные при жизни родителей, причем такие - эпигенитические  - изменения, влияют в первую очередь на психические и моральные качества потомства). Зато такая система, во-первых, не давала уходить накопленным капиталам на сторону, во-вторых, позволяла сохранять рынок и клиентов за своим кланом (не позволяя им войти в бизнес и создать тем сам конкуренцию) и, в-третьих, не давала кооперативу распадаться.

Устав окончательно сформировался уже как Устав Профессионального Союза, со своим кодексом поведения, корпоративными правилами, идеологией его членов. Идеологией рулили те же менеджеры, чья профессия зачастую становилась семейным бизнесом, где особенно стала цениться изворотливость ума. Менеджеры рьяно контролировали следование пунктам Устава, периодически добавляя его своими трактовками (см. «слова менеджеров более достойны почтения, нежели Устав»). Часть из менеджерских трактовок была просто запредельна. И если по отношению к Членам Профсоюза в Уставе оговаривалась заботливое внимание, то к не-членам профсоюза стало нормой грабительское отношение. Этому способствовала специфичная мораль трактовок Устава. В результате, нарушая существующие правила, они начали доминировать в коммерческой жизни...а в некоторых районах они стали полностью контролировать всю торговлю и цены на сырье, закупая товары для торговли только у своего клана.  Ростовщичество, владение огромной собственностью наравне со знатью сделало их непопулярными среди населения. В Magna_Charta (Великой хартии вольностей) был введен даже специальный пункт, защищающий поместья вдов и сирот - первое, на что претендовали ростовщики.  Неудивительно, что при таком подходе к бизнесу этот Профсоюз сильно разбогател. Как неудивительно и отношение к нему окружающих. Кант говорил о них, как о нации ростовщиков, которые «перехитрят людей, которые дали им кров».

Тем временем, открылась новая возможность обогатиться. Вывоз рабов из Африки, их продажа в Южной Америке, покупка на вырученные деньги сахара и других товаров, с целью их торгового обмена на ром и прочие товары, производимые в колониях Северной Америки, затем их окончательная перевозка в Европу оказалось очень прибыльным делом. Такая схема была названа «Торговлей по золотому треугольнику». Цена любого товара (будь то рабы, ром или сахар) на каждом звене этой торговой цепи после перевозки возрастала в несколько десятков раз, не только покрывая торговые издержки, но и обеспечивая обогащение торговым дельцам. Но бизнес по «торговле черным деревом» держал вовсе не «Негоро - он же капитан Себастьян Перейрро», истинными негоциантами выступали Члены Профсоюза, которые сосредоточили в своих руках торговлю рабами не только на территории американских колоний, но на территории всего Нового Света. Золотой Теленок стал округляться, превращаясь в упитанного Золотого Тельца.

Замкнутость структуры, клановая сплоченность, поощряемая лицемерная изворотливость создала эффективную организацию Профсоюза. Специфичные методы работы дали возможность сконцентрироваться в финансовой плоскости, превратив её почти в монопольный инструмент глобального управления. При этом идеология Профсоюза «дивным образом» совпала с постулатами протестантизма (что не удивительно - Мартин Лютер писал и читал на иврите, хоть и осуждал иудаизм на словах…)  Отдав своих дочерей замуж за сэров и пэров, тем самым технологично сделав их потомство одновременно и правомочными членами Профсоюза и правомочными аристократами, они достигли определённого веса в обществе, что позволило организовать частное предприятие по кредитованию обанкротившихся политиков - «Банк Англии», - вопреки названию никогда не бывшим государственным. Это проект был законным образом зарегистрирован в 1694 г. и начал свою деятельность с выдачи процентных кредитов в размерах, в несколько раз превышающих сумму, которую он, как предполагалось, имел в резервах. Взамен новый банк ссужал английским политикам столько денег, сколько им хотелось, при условии обеспечения долга прямым налогообложением британских граждан. Тем самым было положено начало новой эре финансового влияния на государства и империи.

Так, к примеру, Член Профсоюза Майер Амшель свой первый значимый капитал нажил на Лондонской бирже за счет распространения ложного слуха о поражении Англии в войне с Наполеоном, скупив акции за бесценок вместе со своими подельщиками. Через день, когда Лондонская биржа узнала о реальной победе Англии, эти акции стоили уже целого состояния. Впоследствии, гражданин Амшель (более известный под кличкой «Красный щит» или «Ротшильд»), вложил все «нажитое непосильным трудом» в наднациональную финансовую компанию, география которой включила в себя Франкфурт, Вену, Лондон, Неаполь и Париж. Управляющими были поставлены его сыновья. Наиболее удачливые Члены Профсоюза смогли навязать кровные отношения с местной элитой. Золотой Телец откормился и превратился в Золотого Бычка.

продолжение в http://martinis09.livejournal.com/121670.html#cutid1
Previous post Next post
Up