и снова о Ф.К. Валерий Белоножко

Oct 24, 2012 12:47

Изучая "Франца Кафку в русской культуре", я обнаружила для себя нечто совершенно бесценное. Огромная благодарность тем, кто задумал и осуществил эту книгу, потому что, кроме чего-то совсем незначительного или возмутительного (как, например, рассуждения о губительной роли Макса Брода для понимания читателем Кафки), я обнаружила имя Валерия Белоножко ( Read more... )

Кафка, о творчестве

Leave a comment

Comments 5

voda_i_ryba October 24 2012, 13:24:44 UTC
"как, например, рассуждения о губительной роли Макса Брода для понимания читателем Кафки"

а что тут возмутительного? Кундера тоже так считает, например.

Reply

martha_sharlay October 24 2012, 14:59:40 UTC
Иван, Макс Брод - тот, благодаря кому мы вообще имеем Франца Кафку. Для меня это значение его личности первостепенное. Интерпретация - всегда только вариант прочтения, всегда только определённая субъективность. Автор, в особенности если мы говорим о Кафке, никогда не может быть раскрыт совершенно. Каждое трактование - попытка приблизиться так или иначе. Макс Брод в этом смысле не был исключением. Разумеется, он преподносил Кафку так, как сам его видел (или каким воображал). Но говорить сейчас о том, что мы не знаем Кафку именно из-за Макса Брода, - по-моему, и глупо, и да, возмутительно. Можно оспаривать видение Брода, можно и нужно искать нужные пути, в особенности сейчас, когда есть возможность их искать и находить. Кафка - постоянная, Брод - переменная. Читатель сегодня имеет то, что имеет. И благодаря Броду спор о его роли в кафкианском вопросе вообще возникает. Повторюсь, благодаря Броду мы имеем счастье задаваться этим вопросом.

Reply

voda_i_ryba October 24 2012, 15:08:42 UTC
тем не менее, вся блаженность и святость кафки - это заслуга брода. ну и редактирование дневников под некий вымышленный образ - это уже за гранью.

Reply

martha_sharlay October 24 2012, 15:45:14 UTC
Я не помню, чтобы у Брода как-то вычитывалась святость Кафки. Блаженность - отчасти, да и то спорно, обусловлено третьим восприятием. Редактирование дневников - плохо, да. Некорректно по отношению к другу и вообще к человеку. Но, учитывая, что Кафка как писателя себя "как бы" хоронит, завещая уничтожить все его труды, нельзя ли рассматривать его с этого момента как персонажа Брода?.. Принципиально это "как бы". Очевидно (в том числе если брать в расчёт письма и записи, остававшиеся у других лиц), Кафка в качестве автора не собирался (попросту не мог - и не мог этого не понимать) быть стёртым с лица земли. И не вынуждает ли он своим поручением собственного друга к рождению новой личности Франца Кафки? Я не оправдываю здесь Брода, но вижу, что у него могли быть кое-какие основания преподнести Кафку так, как он это сделал.

Reply


Leave a comment

Up