широкие массы не понимали позднесоветскую пропаганду

Feb 02, 2024 13:29

Продолжая изучать наследие  советско-американского социолога Владимира Шляпентоха.
он стоял у истоков советской социологии в 1960-е годы. И по 1960-м социологами был собран большой массив данных о реальном состоянии советского общества.
.

В 1967 году в СССР было проведено грандиозное исследование (во главе с Борисом Грушиным) с большой выборкой в городе Таганрог. И вот как описывалась эта установка «отмахиваться от официоза»:
« Никогда не забуду, как прибежали люди от Демичева и сказали, что по нашим данным - народ неграмотный и не разбирается, «кто есть кто» и «что есть что». Отдел пропаганды (ЦК КПСС) был раздражён, когда выяснилось, что только треть населения понимает популярные пропагандистские термины».
.

Ещё массовый социологический опрос в Таганроге в 1967-69 годах показал, что из-за практики двоемыслия, т.е. пренебрежения простыми людьми официоза и вообще всего, что доносится с высоких трибун, значительная часть населения просто не понимает языка пропаганды:
.
«Выявлено расхождение между языковыми средствами, используемыми органами массовой информации, с одной стороны, и языковыми возможностями населения, с другой.
В результате содержание публикуемых (передаваемых) материалов воспринимается неточно, неполно, мысли пропагандиста (автора, выступающего) не доходят до слушателей. Эксперимент, в ходе которого были подвергнуты тестированию 300 человек, показал, что в 7 случаях из 10 предложенные читателям газетные тексты воспринимались не так, как было задумано авторами.
.
Одна из причин этого - незнание частью читателей собственных имён (личностей, географических названий и т.д.) и значения многих слов и выражений, часто употребляемых в печати. Исследователями было выбрано 50 слов, часто встречающихся в материалах центральных газет.
Опрос показал, что 68% опрошенных не знает значения слова «вермахт»,
53% - «эскалация»,
51% - «левые силы»,
43% -«потенциал»,
40% - «реакционер»,
36% - «милитаризация»,
31% - «реванш»,
30% - «дискредитация» и т.д.»
.
Над  заумными пропагандистскими текстами шутил еще в 1920 гг Булгаков
.
М. Булгаков рассказ "Они хочуть свою образованность показать"

.
...и всегда говорят о непонятном!
                                                   А. П. Чехов
                        Какие-то   чудаки   наши   докладчики!
                     Выражается  во  время  речи  иностранными
                     словами,   а   когда   рабочие  попросили
                     объяснить   -  он,  оказывается,  сам  не
                     понимает!!
                                            Рабкор Н. Чуфыркин
В зале над тысячью человек на три сажени стоял пар. И пар поднимался от докладчика. Он подъезжал на курьерских к концу международного положения.
.
- Итак, дорогие товарищи, я резюмирую! Интернациональный капитализм в конце концов и в общем и целом довел свои страны до полной прострации. У акул мирового капитализма одно соображение, как бы изолировать Советскую страну и обрушиться на нее с интервенцией! Они использовывают все возможности, вплоть до того, что прибегают к диффамации, то есть сочиняют письма, якобы написанные тов. Зиновьевым! Это, товарищи, с точки зрения пролетариата, - моральное разложение буржуазии и ее паразитов и камер-лакеев из Второго Интернационала!
.
Оратор выпил полстакана воды и загремел, как труба:
.
- Удастся ли это им, товарищи? Совершенно наоборот! Это им не удастся! Капиталистическая вандея, окруженная со всех сторон волнами пока еще аморфного пролетариата, задыхается в собственном соку, и перед капиталистами нет другого исхода, как признать Советский Союз, аккредитовав при кем своих полномочных послов!!
.
И моментально оратор нырнул вниз, словно провалился. Затем выскочила из кресла его голова и предложила:
.
- Если кто имеет вопросы, прошу задавать.
В зале наступила тишина. Затем в отдалении зашевелилась в самой гуще и вышла голова Чуфыркина.
.
- Вы имеете, товарищ? - ласково обратился к нему с эстрады совершенно осипший оратор.
.
- Имею, - ответил Чуфыркин и облокотился на спинку переднего стула. Вид у Чуфыркина был отчаянный. - Ты из меня всю кровь выпил!
.
Зал охнул, и все головы устремились на смельчака Чуфыркина.
.
- Сижу - и не понимаю, жив я или уже помер, - объяснил Чуфыркин. В зале настала могильная тишина.
.
- Виноват. Я вас не понимаю, товарищ? - оратор обидчиво скривил рот и побледнел.
.
- В голове пузыри буль-буль, как под водой сидишь, - обьяснил Чуфыркин.
.
- Я не понимаю, - заволновался оратор. Председатель стал подниматься с кресла.
.
- Вы, товарищ, вопрос имеете? Ну?
.
- Имею, - подтвердил Чуфыркин, - объясни - "резюмирую".
.
- То есть как это, товарищ? Я не понимаю, что объяснить?..
.
- Что означает, объясни!
.
- Виноват, ах, да .. Вам не совсем понятно, что значит "резюмирую"?
.
- Совершенно непонятно, - вдруг крикнул чей-то измученный голос из задних рядов. - Вандея какая-то. Кто она такая?
.
Оратор стал покрываться клюквенной краской.
.
- Сию минуту. М-м-м... Так вы про "резюмирую". Это, видите ли, товарищ, слово иностранное...
.
- Оно и видно, - ответил чей-то женский голос сбоку.
.
- Что обозначает? - повторил Чуфыркин.
.
- Видите ли, резю-зю-ми-ми... - забормотал оратор. - Понимаете ли, ну вот, например, я, скажем, излагаю речь. И вот выводы, так сказать. Одним словом, понимаете?..
.
- Черти серые, - сказал Чуфыркин злобно. Зал опять стих.
.
- Кто серые? - растерянно спросил оратор.
.
- Мы, - ответил Чуфыркин, - не понимаем, что вы говорите.
.
- У него образование высшее, он высшую начальную школу кончил, - сказал чей-то ядовитый голос, и председатель позвонил. Где-то засмеялись.
.
- "Интервенцию" объясните, - продолжал Чуфыркин настойчиво.
.
- И "диффамацию", - добавил чей-то острый пронзительный голос сверху и сбоку.
.
- И кто такой камер-лакей? В какой камере?!
.
- Про Вандею расскажите!!
.
Председатель взвился, начал звонить.
.
- Не сразу, товарищи, прошу по очереди!
.
- "Аккредитовать" не понимаю?!
.
- Ну, что значит аккредитовать? - растерялся оратор. - Ну, значит, послать к нам послов...
.
- Так и говори!! - раздраженно забасил кто-то на галерее.
.
- "Интервенцию даешь!! - отозвались задние ряды.
.
Какая-то лохматая учительская голова поднялась и, покрывая нарастающий гул, заявила:
.
- И, кроме того, имейте в виду, товарищ оратор, что такого слова - "использовывать" - в русском языке нет! Можно сказать - использовать!
.
- Здорово! - отозвался зал. - Вот так припаял! Шкраб, он умеет!
.
В зале начался бунт.
.
- Говори, говори! Пока у меня мозги винтом не завинтило! - страдальчески кричал Чуфыркин. - Ведь это же немыслимое дело!!
.
Оратор, как затравленный волк, озираясь на председателя, вдруг куда-то провалился. Багровый председатель оглушительно позвонил и выкрикнул:
.
- Тише! Предлагается перерыв на десять минут. Кто за?
.
Зал ответил бурным хохотом, и целый лес рук поднялся кверху.
.
Источник: http://bulgakov.lit-info.ru/bulgakov/proza/rasskaz/oni-hochut.htm
.
https://t.me/tolk_tolk/18888
https://t.me/tolk_tolk/18890

Пропаганда, СССР, СССР пропаганда, СССР застой, отчуждение, СССР гуманитарные науки

Previous post Next post
Up