The Handmaid's Tale: книга и фильм

Jul 27, 2013 18:58

Перечитала снова "Рассказ Служанки" (The Handmaid's Tale) Маргарет Этвуд и одновременно наконец-то посмотрела фильм 1989 года.
Конечно же, мне кажется, что книга лучше, чем кино. :) Но кроме субъективного "Серена должна быть старше, а Командор - моложавее и не такой подлец" и мелочей вроде отсутствия белого капора в костюме, есть несколько моментов, которые, я считаю, были поданы в корне неверно.



Настоящее имя Оффред-Фредовой. В книге оно ни разу не называется. В фильме она сообщает его вслух нескольким людям. Да, в книге Оффред тоже называла им свое имя - но не читателю. Для нас она так и остается неизвестной, одной из многих фигур в красном, женщиной-функцией, женщиной, растворившейся в истории. Для читателя это особая зацепка, ощущение ускользающей из рук власти - ну как же так, мы никогда и не узнаем?.. А Этвуд с иронично-грустной усмешкой отвечает: да, прикиньте. Такова селяви. Это отсутствие информации неожиданно дает очень сильное ощущение реальности.

Мать главной героини. В книге это одна из центральных фигур, несмотря на то, что ее нет "в настоящем времени". Точно так же, как Оффред постоянно вспоминает о потерянной дочери, она думает и о пропавшей без вести маме, своей старой ворчливой мамочке, закоренелой феминистке, воспроизводит в памяти эпизоды из детства и прежней жизни, мысленно обращается к ней. Осознание того, что такое быть женщиной, невозможно без принятия фигуры своей матери, тем более что мать была такой нестандартной личностью. Кроме того, у автора мать Оффред служит для создания контраста, подчеркивания абсурда ситуации: мать боролась на митингах за равноправие женщин, а дочь стала одной из первых Служанок нового режима, и ее роль сведена к ходячей матке.
В фильме же мать не упоминается ни разу.

Оффред - не борец. Это важно. Оффред песчинка в этом мире, молчаливый свидетель. Она пытается выжить, в том числе не сойти с ума. Она не верит в пропаганду, потому что - ну а как здоровый психически человек может верить в такое, но она лишь уходит во внутреннюю эмиграцию, стараясь не выдать себя. Потому что она боится за свою дочь. Она трусиха и признает это. Борец - Мойра. Оффред была не столько обрадована, сколько угнетена встречей с Мойрой в публичном доме: она ощущала, что Мойра как будто боролась от лица всех их, а теперь ее сломали. В книге Оффред не помогает Мойре сбежать из Красного центра и уж тем более не убивает Командора. В книге героиня отмечает, насколько странно ей теперь видеть буквы или женщину на каблуках: она уже инкапсулировалась в систему, хотя и не слилась с ней. Ей непрерывно, фоном, стыдно за то, как она живет. "I don't want to be telling this story." Она говорит, что можно так отстраниться от того, что происходит, и лишь бесстрастно описывать, что "они тебя никогда не достанут". В книжной Оффред каждая из нас может узнать себя. Оффред из кино - супергероиня.

Теперь менее значимые вещи, но всё же и не мелочи. Муж героини в книге схвачен властями, и она не знает ничего о его судьбе. Она регулярно посещает место казни, то ли боясь, то ли надеясь наконец увидеть его тело среди повешенных. В кино мужа застрелили: это будто бы карт-бланш на отношения с другими мужчинами, оправдание.

Нет послесловия - материалов конференции из будущего, на которой рассматривается история Оффред, как выяснилось, записанная на кассеты старого типа. Фильм заканчивается сценами городской войны, и создается ощущение, как будто "наши" уже вот-вот победят. На самом же деле это был лишь ранний период Галаада, из конференции нам становится понятно, что республика просуществовала достаточно долго, вероятно, подобно Советскому Союзу. В то же время "конференция в будущем" - это позитивное сообщение, означающее, что Галааду таки пришел конец.

В остальном же, если не придираться к деталям и сделать скидку на прошедшие в истории кинематографа четверть века, кино относительно неплохо передает суть того, что хотела сказать авторка. Но второй раз я его смотреть точно не буду. А вот роман хочется начать читать в третий раз прямо сейчас, и очень жаль, что Этвуд не продолжила тему Галаада в других книгах.

любимое, кино, книги, женщины, вечные темы

Previous post Next post
Up