В этом году меня больше тянет не к художественной литературе, а к книгам, направленным на саморазвитие - и уже четыре из них заслуживают подробного рассказа. Когда я читаю обучающие пособия, стараюсь ничего не выписывать, чтобы не отвлекаться и чтобы мозг выполнял одну из основных своих функций - запоминал. Но по прочтении я всегда перелистываю книгу и выписываю ключевые моменты и понравившиеся цитаты - и в какой-то момент подумала: почему бы не поделиться полезностями с миром?
В марте я прочла две полезнейшие книги для тех, кто много пишет и работает со словом: «Как писать хорошо» Уильяма Зинсера и «Литературный марафон. Как написать книгу за 30 дней» Криса Бейти. Первая подходит всем, кто пишет что угодно - статьи, книги, пресс-релизы, делает контент в соцсетях и наполнение сайтов, и направлена на оттачивание стиля письменной речи. «Литературный марафон» же сосредоточен на постановке сюжета и написании канвы романа, помогает преодолеть страх писательства, расширяет сознание и является настоящим «волшебным пинком» для тех, кто всегда мечтал написать книгу, но никак не может начать. Поэтому начну с него, а о секретах и лайфхаках из книги «Как писать хорошо» - в следующий раз ;)
Не скрою, провокативное название сначала вызвало во мне скепсис по отношению к книге: написать роман за месяц? Подозрительно напоминает заманиловки вроде: «минус двадцать килограмм за месяц», «как за месяц пройти путь от курьера до директора» и прочее. Но… кто не мечтает написать книгу? Я вот трепетно лелею эту мечту с тех пор, как научилась писать, поэтому рука не дрогнула заказать «Литературный марафон» - тем более, что он был в списке рекомендованных
издательством МИФ. По счастью, я ошиблась: оказалось, книга написана основателем реально существующего литературного марафона NaNoWriMo, что расшифровывается как National Novel Writing Month. «Ммм, что-то новенькое!» - подумала я.
Выяснилось, что в уже далеком 1999 году автор книги Крис Бейти и еще несколько писателей-энтузиастов решили поставить себя в условия жесткого дедлайна и написать роман за месяц. Роман - произведение от 50 тысяч слов, поэтому целью литературного марафона стало достигнуть этой отметки. С тех пор NaNoWriMo стал проводиться несколько раз в год и Крис Бейти решил оформить свой опыт в книгу, в которой делится с новичками лайфхаками (или, правильнее сказать, райтхаками), разбирает популярные ошибки и рассказывает, как их избежать.
I. В книге две части: первая посвящена подготовке к литературному месяцу и общим моментам: как найти время, где лучше работать, как писать при загруженном рабочем графике и совмещать писательство с радостями родительства и так далее. Сначала автор объясняет, почему не стоит откладывать написание книги до той мифической поры, когда у вас появится свободное время специально для писательства: ведь мелкие и крупные дела всегда будут - а значит, можно жизнь прожить, не осуществив мечту.
Затем Бейти объясняет значение дедлайна и почему марафон длится именно месяц - дело не в сроке, а в его наличии, дедлайн мотивирует и дисциплинирует. В нем основная суть литературного марафона. По наблюдениям автора (да и моим собственным), занятые люди - самые продуктивные. Поэтому идея уехать куда-то в атмосферное уединенное место и писать там до посинения до тех пор, пока не появится окончательный вариант книги, не так уж и хороша. Так устроен человек: чем больше ему нужно сделать, тем больше он успевает, работа в сумасшедшем темпе с ограниченным сроком приносит высокие результаты. Для литературного марафона был выбран сроком именно месяц, потому что это психологически комфортный срок, особенно если начать с первого числа.
В первой части много дельных лайфхаков: например, чтобы найти время в своем плотном графике, автор советует несколько дней подряд по вечерам записывать все, что вы делали в этот день, в виде расписания. Вы удивитесь, но даже при очень большой загруженности выяснится, что 2-3 часа в день у вас уходят на не очень нужные вещи. Так вы сможете выяснить, от чего можно отказаться хотя бы на месяц, чтобы осуществить мечту (практически у каждого это веб-серфинг как минимум). Здесь Бейти выдает потрясающую мысль о занятых людях:
Если при составлении вашего реального распорядка дня вы обнаружите, что у вас нет никаких дел, кроме срочных и важных... то можете принимать поздравления! «Вы попали в 1% самых занятых людей в мире. И раз вы уже так долго продержались, значит, ваша многозадачность дошла до космического уровня. Все свои великолепные навыки тайм-менеджмента вы с легкостью сможете применить, чтобы втиснуть в свое расписание еще и роман».
С одной стороны, автор поддел трудоголиков, а с другой, фраза «нет времени» - практически всегда кокетство ;) Еще один совет пришелся мне по душе: сделать двустороннюю табличку: «Режим мамы - режим писателя», - и вывешивать ее на дверную ручку, чтобы «приструнить» домочадцев.
В первом разделе также множество советов, снимающих психологические барьеры: например, табличка с расчетами, сколько слов минимум нужно писать в день, чтобы написать 50 тысяч за месяц. Выясняется, что совсем немного - в день всего 1667 слов. Разумеется, это не значит, что именно столько нужно писать и всё - ведь не каждый день вы сможете уделять время книге. Но такая простая арифметика помогает понять, что 50 тысяч слов - не так уж и много для месяца. Чак Паланик, например, написал «Бойцовский клуб» за две недели.
Помимо психологических ухищрений и лайфхаков, есть и чисто писательские советы. Мне невероятно понравилась идея составления двух списков, которые Бейти называет «Великие хартии вольности». Они призваны облегить поиски сюжета будущей книги. В одном перечисляете те элементы романа, которые вас привлекают именно в том жанре, в котором вы работаете, а в другом - те, которые отталкивают. Например, у Бейти в хорошем списке: повествование от первого лица, найденные предметы, странные персонажи, вздорные старики и старухи, открытые концовки глав, место действия город и так далее. В плохом списке: психические отклонения, призраки, морализаторство, несчастливый конец и другое. Зачем нужны эти списки, составленные до литературного марафона? В моменты писательского ступора вы можете заглядывать в «хартии», чтобы выйти на новый виток сюжета
II. Вторая часть - это понедельный план действий, забавные и полезные высказывания участников проекта NaNoWriMo о специфике каждой недели, а также истории их успеха. Этот раздел автор советует читать во время работы над книгой, чтобы для каждой недели у вас была пара десятков страниц мотивации. Я, разумеется, прочла все, потому что в ближайшее время книгу писать не собираюсь, а когда решусь - многое из «Литературного марафона» забудется и я обязательно его буду перечитывать.
Исходя из опыта Бейти и других участников NaNoWriMo, недели в целом получаются такие:
1-я более-менее легкая, новый опыт будоражит нас.
На 2-й - основные трудности, творческий ступор и осознание того, что ты «вляпался».
На 3-й, по словам Бейти, начинается «волшебство»: сюжет сам закручивается, а мозг фонтанирует идеями - успевай только записывать.
4-я неделя и кусочек 5-й - приятные доработки и сведение концов сюжетных линий в стройную систему.
В итоге, приходит понимание, что смысл литературного марафона в:
- жестком дедлайне
- самоорганизации
- отключении внутреннего критика
- создании основы романа
Разумеется, за это время вы не получите окончательный вариант романа. Месяц литературного марафона: это ваше разрешение самому себе писать, писать и писать. Вдохновение, преодоление трудностей развития сюжета, эйфория - вот чему посвящены эти 4,5 недель. Вы даете себе право быть несовершенным - и таким образом попадаете в страну интуиции и фантазии. Потом вы можете включить внутреннего критика и оттачивать стилистику. Но не раньше того времени, как вы все же напишете роман.
На мой взгляд, вышло по-настоящему полезное пособие не только для тех, кто собирается написать роман за месяц, но и для всех, кто долго пишет. У меня вот есть такая проблема: сяду что-то писать - и кааак застряну на первом абзаце, размазывая сопли по кулаку переставляя слова местами и меняя одно прилагательное на другое. А ведь смысла в «причесывании» текста нет, пока он полностью не написан - эту мысль Крис Бейти особенно выделяет.
«Литературный марафон» развенчивает такой распространенный миф, как то, что для романа нужна идея, над которой нужно долго работать, делать зарисовки персонажей, варианты развития сюжета, генеалогическое древо даже с теми героями, которые даже не появятся, но пусть будут, и так далее. По прочтении становится ясным, что для написания романа не обязательно нужны долгие месяцы и годы. Книга вас не разочарует: легкий авторский стиль, юмор, реальный опыт автора и его коллег, а не голословные рассуждения - здесь вы получите не сиюминутную и быстропроходящую порцию вдохновения, а практические советы. Даже если вы не собираетесь писать по принципу NaNoWriMo или писать книгу вообще, вы все равно узнаете много полезного в личном и профессиональном плане.
Подход Криса Бейти уже помог многим людям реализовать свою мечту и стать писателем - лучшее доказательство, что книга действительно стоит прочтения. К тому же в ней чуть меньше двухсот страниц и при этом невероятная концентрация полезной информации на квадратный сантиметр!
Закончу рецензию прекрасной цитатой Хэнка Муди из сериала Californication:
«Единственный способ стать писателем это приклеить свой зад к стулу и оставить свои мысли на бумаге.
Все остальное - позерство».
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями :)