Производительный труд во всяком обществе, независимо от его социальной формы - труд, создающий материальный продукт (т. е. труд в сфере материального производства). Однако в каждой общественно-экономической формации производительный труд выступает как общественно определённый труд, имеющий свои специфические особенности.
Производственная сфера или сфера материального производства - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества.
В марксистской экономической литературе в производственную сферу включаются промышленность, сельское хозяйство, строительство, общественное питание, транспорт и связь, торговля (как продолжение процесса производства в сфере обращения).
Транспорт, связь и торговля целиком включаются в производственную сферу условно, т. к. затруднительно отделить ту часть этих отраслей, в которых создаётся новая стоимость (например, при транспортировке грузов, являющейся частью производственного процесса) от непроизводственной части (например, пассажирских перевозок).
Однако понятие и состав производственной сферы не являются раз и навсегда твёрдо установленными и неизменными. С развитием общественного разделения труда и техники, с усложнением социально-экономической структуры общества появляются новые отрасли, изменяется экономическое значение ряда старых отраслей, и рамки производственной сферы расширяются. 2. Непроизводственная сфера
Непроизводственная сфера - совокупность отраслей народного хозяйства, удовлетворяющих разнообразные, кроме производства материальных благ, потребности людей и общества в целом. Эти потребности сводятся к организации и осуществлению обмена, распределения и потребления материальных благ, к производству духовных благ и всестороннему развитию личности, включая охрану и укрепление здоровья людей. Кроме этого, непроизводственная сфера удовлетворяет социальные потребности человека и общества в целом как единого общественного организма.
В непроизводственную сферу входит, в частности, так называемое духовное производство (производство духовных благ) - понятие, введённое Марксом для характеристики производства идей, знаний, представлений, художественных ценностей.
В непроизводственную сферу входят также такие отрасли, как просвещение, здравоохранение и т. п., производящие специфические блага, называемые услугами, потребляемые непосредственно в процессе их производства. Эти отрасли носят название сферы услуг. 2.1. Услуга
Труд работников, оказывающих услуги, воздействует непосредственно на человека. Поскольку «товар есть прежде всего внешний предмет, вещь, которая, благодаря её свойствам, удовлетворяет какие-либо человеческие потребности» [1], вещь, как носитель полезных свойств, а не эти полезные свойства сами по себе, то услуга, не являющаяся вещью, не является и товаром. Товар - это овеществлённый мёртвый, прошлый труд, в то время как услуга - живой труд. При продаже услуги продаётся не вещь, а рабочая сила работника, оказывающего услугу (или часть рабочей силы совокупного работника предприятия, оказывающего услугу). При продаже услуги не существует вещи, меняющей владельца. «Стоимость, оставляя в стороне её чисто символическое выражение в знаке стоимости, существует только в той или иной потребительной стоимости, в той или иной вещи… Поэтому, если утрачивается потребительная стоимость, утрачивается и стоимость» [2]. Поэтому услуга как таковая не имеет стоимости, хотя и имеет цену, определяемую стоимостью рабочей силы и затратами постоянного капитала.
При оказании услуги не происходит создания новой стоимости. При продаже услуги происходит перераспределение прибавочной стоимости, созданной в сфере материального производства. Совокупный общественный продукт, конечный общественный продукт и национальный доход создаются только в производственной сфере. Всё, что находится вне производственной сферы (т. е. сферы производства материальных благ), связывается лишь с потреблением общественного продукта и национального дохода в результате их перераспределения.
Именно из этого исходил К. Маркс, когда писал, что «все производительные работники, во-первых, доставляют средства для оплаты непроизводительных работников, а во-вторых, доставляют продукты, потребляемые теми, кто не выполняет никакого труда» [3].
Таким образом, продукты должны быть произведены производительными работниками в таком количестве, чтобы прокормить не только себя и (на основе обмена товара на товар) других товаропроизводителей, но и непроизводительных работников (продавцов услуг). Экономически это означает следующее: 1) оказание услуг в обмен на товар, «продажа услуг», требует не просто уже данного товарного хозяйства, но и хозяйства достаточно производительного, чей прибавочный продукт (разумеется, материальный), выступая как товар, достаточен для содержания работников сферы услуг; 2) сфера услуг, или нематериального производства, возникает на базе материального производства, зависит от него, подчинена ему. Последнее положение остаётся верным, как бы не менялось соотношение численности занятых материальным и нематериальным производством, во всяком случае, пока сохраняется общественное разделение труда. Работники материального производства содержат как сами себя, так и прочих членов общества, включая работников сферы услуг. 2.2. Образование, здравоохранение, культура
Образование и здравоохранение непосредственно участвуют не в самом производстве, а в воспроизводстве важнейшего фактора производства - рабочей силы, участвуют в определении её цены. Здоровый рабочий может трудиться более производительно, чем больной. Квалифицированный рабочий может произвести за один и тот же период рабочего времени бо́льшую стоимость, чем неквалифицированный. Но производительно трудится в любом случае сам рабочий, и то, что он производит средства к жизни в том числе и для работников медицины и образования, обусловлено тем, что последние обменивают свой труд на продукт труда рабочего, а не тем, что они являются участниками производительного труда.
Участие работников медицины и образования в определении цены рабочей силы означает лишь то, что какая-то часть расходов на содержание здравоохранения, образования и культуры включается в заработную плату рабочего, но стоимость своей рабочей силы по-прежнему рабочий создает сам. Цена рабочей силы включается в издержки производства капиталиста наряду с издержками на вещественные элементы производства. Если семья рабочего сама платит за услуги медицины и за образование, то эти расходы определяют величину стоимости рабочей силы, соответственно - её продажную цену, которую рабочий должен возместить капиталисту с избытком. Если весь класс капиталистов возлагает эти расходы на свой коллективный исполнительный орган - государство, то в результате капиталист платит за эти услуги не в форме зарплаты рабочего, а в форме налогов - из той прибавочной стоимости, которую создают наёмные рабочие. В обоих случаях врачи и учителя содержатся за счёт рабочего класса. Расходы на их содержание являются такими издержками, которые, хотя и являются необходимыми условиями производства, сами в него не входят. 2.3. Наука
Наука, как и предсказывал Маркс, стала непосредственной производительной силой. Научная деятельность, с точки зрения практических результатов, есть открытие закономерностей природы, создающее возможность применения новых сил природы на службе человеку. В этом смысле наука предоставляет в распоряжение производства не собственную «силу», а силы природы. Именно поэтому Маркс и сравнивал науку с данными самой природой производительными силами. Превращение этой возможности в действительность осуществляется благодаря технологическому применению данных науки. Из этого следует, что не имеющие прикладного характера виды научной деятельности должны быть заведомо исключены из производственной деятельности. Но и технологическое применение науки производит не само по себе, а реализует своё участие в производстве через изменение производительности живого труда. Пока существует противоположность между умственным и физическим трудом, участие умственного труда, в частности, труда учёных в производстве всё ещё будет опосредствованным. В обществе нет, конечно, неподвижных резких граней, и наука частично входит в производственную сферу - на стадии опытно-конструкторских работ, но не на стадии научно-исследовательской деятельности. Маркс, говоря, что «наука становится непосредственной производительной силой», имел в виду перспективу преодоления противоположности между умственным и физическим трудом, превращение всего производства в сознательное технологическое применение науки. Пока этого нет, отнесение науки к сфере производства является преждевременным.
Научная деятельность не создаёт материального продукта, не создаёт и национального дохода, напротив, является сферой значительных затрат, окупающихся развитием технологий, повышающих производительную силу труда в материальном производстве. Эти затраты учитываются в стоимости конечного продукта, но не представляют собою вновь созданной стоимости. 2.4. Соотношение непроизводственной и производственной сфер
Тот факт, что в непроизводственной сфере не производится новая стоимость, не означает какого-то принижения непроизводственного труда, его ненужности обществу. Он означает лишь то, что сфера материального производства является основой благосостояния общества, а непроизводственная сфера - как бы надстройкой над ней, она зависит в конечном счёте от материального производства, определяется его базисными отношениями. Наличие развитой сферы материального производства является необходимым условием существования непроизводственной сферы.
Хотя труд в непроизводственной сфере и не создаёт национального дохода, однако, поскольку он направлен на развитие духовных потенций человека, на сохранение его здоровья и т. д., он оказывает влияние на производительность труда и квалификацию работников материального производства и тем самым косвенно влияет на размер совокупного общественного продукта и национального дохода. 3. Производительный труд при капитализме
Для производительного труда при капитализме характерно, что он создаёт прибавочную стоимость. Труд в сфере материального производства с капиталистической точки зрения не является производительным, если он не производит прибавочной стоимости.
Артист, работающий у антрепренёра, является наёмным, но не производительным работником. Своим трудом он не участвует в производстве материальных благ и, следовательно, не создаёт ни стоимости, ни прибавочной стоимости. Заработная плата артиста, равно как и прибыль, которую получает антрепренёр, является вычетом из дохода публики. «Продажа этих услуг публике, - говорит К. Маркс, - возмещает антрепренёру заработную плату и даёт прибыль» [4]. С точки зрения антрепренёра, однако, этот артист будет производительным работником, поскольку он обеспечивает ему получение прибыли, подобно тому как наёмный торговый работник или банковский служащий являются, с точки зрения торговца и банкира, производительными работниками, поскольку их труд даёт возможность присваивать прибыль. Эта субъективная точка зрения капиталиста фетишизирует общественную форму производительного труда при капитализме. Видимость явлений принимается за их сущность. Такое положение обусловлено несовпадением труда, производящего прибавочную стоимость, и труда, приносящего прибыль капиталисту.
В форме производительного труда в капиталистическом обществе выступает всякий труд, непосредственно обмененный на капитал и доставляющий прибыль. Сферой приложения такого труда являются все виды человеческой деятельности, если они капиталистически организованы. При капитализме, пишет К. Маркс, «писатель является производительным работником не потому, что он производит идеи, а потому, что он обогащает книгопродавца, издающего его сочинения, т. е. он производителен постольку, поскольку является наёмным работником какого-нибудь капиталиста» [5].
Согласно трактовке буржуазных экономистов, все граждане буржуазного государства так или иначе принимают участие в создании национального дохода: одни тем, что трудятся на фабрике, другие тем, что оказывают полезные услуги буржуазному обществу (государственные чиновники, полицейские). В соответствии с этим каждый из участников получает свою долю в национальном доходе. Главной причиной такой трактовки, по мнению Маркса, является то, что «громадной массе так называемых «высших» работников, - государственных чиновников, военных, виртуозов, врачей, попов, судей, адвокатов и т. д., труд которых отчасти не только не производителен, но по существу разрушителен и которые тем не менее умеют присваивать себе весьма крупную долю «материального» богатства либо продажей своих «нематериальных» товаров, либо насильственным навязыванием их, - всей этой массе отнюдь не было приятно быть причисленной в экономическом отношении к одному классу со скоморохами и домашней прислугой и предстать просто в качестве прихлебателей, паразитов, живущих за счёт подлинных производителей (или, точнее, за счёт агентов производства). Это было своеобразным развенчанием как раз тех функций, которые до того были окружены ореолом святости и пользовались суеверным почитанием» [6].
В сущности, такой подход буржуазных экономистов к национальному доходу полностью совпадает с определением его как суммы доходов всех жителей страны. Такое определение национального дохода выгодно буржуазии, так как оно затушёвывает действительный процесс его распределения в буржуазном обществе, скрывает процесс эксплуатации. В действительности национальный доход создаётся только производительными работниками. Только эти работники своим трудом создают новую стоимость годового общественного продукта.
Прибавочная стоимость - специфическая категория капиталистического производства. Поэтому производство именно прибавочной стоимости, а не стоимости вообще (т. е. товара) является главным признаком производительного труда при капитализме.
Но прибавочная стоимость - это стоимость прибавочного продукта, продукта прибавочного труда производительного работника. Как прибавочный продукт - часть всего продукта труда рабочего, так и прибавочная стоимость - часть стоимости произведённых наёмным рабочим для капиталиста товаров.
Именно поэтому марксистская политэкономия утверждает, что понятие производительного рабочего при капитализме включает в себя, во-первых, отношение между рабочим и продуктом его труда, а во-вторых, также и специфически общественное, исторически возникшее производственное отношение, делающее рабочего непосредственным орудием увеличения капитала. Первое отношение выведено из общих условий материального производства. Второе - из капиталистического характера производства.
В этом состоит коренное отличие взгляда марксистской политэкономии от воззрений буржуазной политэкономии на понятие производительного труда. Буржуазная политэкономия считает производительным всякий труд, приносящий «доход». Марксистская политэкономия считает производительным только труд в сфере материального производства, создающий новую стоимость, распадающуюся на заработную плату рабочего и прибавочную стоимость, присваиваемую капиталистом. 4. Производственная и непроизводственная сферы и классовая принадлежность
Как известно, пролетариат - класс наёмных работников, лишённых собственных средств производства и вынужденных поэтому продавать свою рабочую силу собственникам общественных средств производства - капиталистам, использующим наёмный труд в целях получения прибыли.
При капитализме любой наёмный рабочий, чей труд является источником прибыли для капиталиста, принадлежит к классу пролетариев, - независимо от того, занят он в сфере материального производства (производства товаров), или в сфере нематериального производства (производства услуг и духовных благ).
С другой стороны, пролетариат не является однородным, и разделение пролетариата на разные «отряды» в зависимости от близости к жизненно важным органам «организма» всего капиталистического производства является объективным. С практической точки зрения, с точки зрения революционной политической стратегии и тактики, это разделение означает, что одни отряды пролетариата, по самому своему месту в общественном разделении труда, могут наносить капиталу более ощутимые удары, обладают (хотя бы потенциально) большей экономической (а значит и политической) силой, чем другие. 5. Производительный и непроизводительный труд при социализме
В социалистическом обществе, целью которого является не производство товаров и не производство прибавочной стоимости, а производство самого человека, противоположность производительного и непроизводительного труда утратит прежний смысл. Когда материальное производство перестанет служить накоплению богатства как такового, а станет средством обеспечения полного благосостояния и всестороннего развития каждого члена общества, иные виды труда, служащие той же цели, перестанут противополагаться труду по созданию материальных благ. К тому же преодоление противоположности между умственным и физическим трудом приведёт к исчезновению социальных категорий, занятых исключительно тем или иным видом труда, каждый из которых будет трудом на благо всего общества.
Литература [1] К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23, с. 43. [2] К. Маркс. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 23, с. 213. [3] К. Маркс. Теории прибавочной стоимости . К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 26, ч. 1, с. 169. [4] К. Маркс. Теории прибавочной стоимости . К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 26, ч. 1, с. 148. [5] К. Маркс. Теории прибавочной стоимости . К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 26, ч. 1, с. 139. [6] К. Маркс. Теории прибавочной стоимости . К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 26, ч. 1, с. 157.