Leave a comment

Шоб не потерять: stepwolk January 20 2011, 22:22:38 UTC
Как различать: реальное или концептуальное? (берем только сомнительные случаи - типа "власть");

- когда-то пытался сформулировать предположение: обязательным атрибутом границы реальное-концепция является дабл-байнд.

- "Если любое мыслимое определение понятия/явления содержит дабл-байнд, оно лежит непосредственно на границе реальное-концепция"

- дальше: ДБ всегда состоит из двух суждений: (1) Общего и Частного и в то же самое время (2) Концептуального и Реального (фактического?)

- "Понятие/явление относится к реальному или к концептуальному в зависимости от комбинации суждений: ОК - ЧР или ОР - ЧК"; как именно - надо прикинуть...

Reply

Re: Шоб не потерять: markshat January 21 2011, 12:28:30 UTC
ну вообще-то отличение реального от концептуального - это ловушка. реальное без концептуального - это концептуальное, как и концептуальное без реального. на самом деле во всем присуствует дабл-байнд - это и есть реальное. а попытки избавиться от дабл-байнда - это и есть попытки свести реальное к концептуальному. но ведь они все время проваливаются, потому что разбиваются о собственный дабл-байнд7 ничто не может выскочить из реального. но что-то может требовать от реального, чтоб оно соотвествовало концептуальному. но только требовать. осуществить - никогда. таким образом концептуально только требование. остальное все реально.

Reply

Re: Шоб не потерять: stepwolk January 21 2011, 18:00:24 UTC
<<... концептуально только требование>> - а "требование" здесь "требование соответствия концептуальному", или можно расширить до "воления" вообще?

Может, я ошибаюсь, но такие огульные утверждения "всё реально" и "дабл-байнд - это и есть реальное" мне представляются малосодержательными -> различать можно и нужно хотя бы на уровне "здесь больше того, а там - этого"?

Reply

Re: Шоб не потерять: markshat January 22 2011, 18:43:40 UTC
нет, мне представляется, принцип другой - если чего-то больше, то и другого тоже больше. расширяется, обогащается и усложняется бессознательное и больше становится область сознательного. а если область сознания стала обширней, то это верный признак расширения бессознательного. и только в плане утилитарного это не так. но утилитарное - это некое намеренное игнорирование того, что мы выводим за пределы утилитарного. тогда концептуальное работает до тех пор, пока мы способны игнорировать то, что решили игнорировать.

Reply

Погодите, stepwolk January 24 2011, 16:35:04 UTC
- не так быстро;
- вы вводите новое измерение? (степень свободы?) - сознательное-бессознательное? (оно ведь не совпадает с реальное-концептуальное?)
- сознательное = концептуальное я ещё могу согласиться (в утилитарном:)) смысле; но бессознательное = хм.. "непосредственное восприятие реального(?)" - сомневаюсь: непосредственное не= неискаженное(?).

Когда мы говорим о нашем восприятии мира, то с параллельным (или даже слитым) ростом/убылью восприятия реального/концептуального согласен;
- но мне казалось, что мы копаемся в РАЗНИЦЕ между реальным и нашим восприятием реального?

Reply

Re: Погодите, markshat January 25 2011, 11:52:18 UTC
надо избавиться от путанницы. хотя, может быть, путаю я один. надо отличать «реальность» и «реальное», «концепции» и «концептуальное ( ... )

Reply

Re: Погодите, stepwolk January 25 2011, 17:49:26 UTC
3. (№ абзаца) <<когда мы говорим «концептуальное», мы имеем в виду только свободу от дабл-байнда>> - не хотели ли вы сказать "свободное от логических противоречий" (они не тождественны ДБ)? И от того, и от другого концептуальное свободно лишь в недостижимом идеале, нет?

4. <<дабл-байнд - это бинарность или неустранимое свойство противоречивости любых феноменов>> - "противоРЕЧивые феномены" - это слишком круто для меня - "рифмованная вода" типа. Вслед за Бейтсоном я числю ДБ по вербальному (меметическому?) миру... Вы распространяете его на реальный мир.
*** позже: хотя я сам определял ДБ как атрибут границы, а поскольку дальше границы в реальность мы проникнуть не можем - возможно, вы правы.

5. - махровая маниловщина: где это вы видели творцов концепций, "принимающих её ограниченность"? - сплошь окончательные теории всего...

И дальше возражений нет - великолепный и провокативный текст - вытаскивайте его из каментов.

Reply

Re: Погодите, markshat January 25 2011, 18:18:16 UTC
мне представляется, дабл-байнд = логическим противоречиям. почему вы считаете, что не = ? относительно принятия ограниченности своих концепций, я тешу себя надеждой, что принимаю это. и спасибо за одобрение. завтра вытащу из комментов. а вот пока вторая часть моего ответа вам ( ... )

Reply

Re: Погодите, stepwolk January 26 2011, 16:59:23 UTC
Насколько помню Бейтсона, лог.противоречия шире ДБ: два суждения/посылки ДБ не только противоречат друг-другу, но и принадлежат разным логическим уровням = степеням концептуальности = как при индукции/дедукции, под которые ДБ маскируется(или мы сами его так опознаём).
- или наоборот - НЕУСТРАНИМУЮ ступеньку между реальным и ментальным мы артикулируем как ДБ; поэтому я и утверждаю, что ДБ = атрибут границы реальное-ментальное.
- но сам Бейтсон начал исследовать ДБ в превращённой (в инструмент манипуляции/шизофренизации) форме, и лишь в последних статьях - в инструмент восприятия и познания.

То, что идёт после цифры 2 - не очень понял:
- и сознательное, и бессознательное у вас атрибуты реального? - Шарден? или ещё что-то?
- дальше вообще туман для меня...

Reply

Re: Погодите, markshat February 1 2011, 14:00:17 UTC
на счет шардена, если вы имеете в виду, что всем со всем связано, то все зависит с как это понимать, откуда исходит само понимание. если исходит из понимающегт, что вот он понимающий со всем в этом мире связан, то нет, это не так. его связь может быть очень и очень опосредованной, а то и вовсе никакой. но если понимание исходит не из понимающего, а само является исходным, из которого исходит в том числе понимающий, т.е. если понимание внешне по отношение ко всем нам и вообще всему, а все наши понимания - частные случаи этого всеобщего исходного понимания, то да, все связано, но не между собой, а им.

Reply

Re: Погодите, stepwolk February 1 2011, 18:39:16 UTC
- нет, я имел в виду другое; посмотрите главу "Ноосфера" здесь: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D0%B9%D0%B0%D1%80_%D0%A8%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%BD - не перекликаются ли его представления с вашими?

- правда, в моём понимании его идеи ближе к вашему Субъекту (и к вашему "исходному пониманию"), чем в понимании авторов Википедии.

Reply


Leave a comment

Up