Переправа в Саранпауль - Щекурья

Apr 11, 2017 09:04

Село Саранпауль и деревня Щекурья (родина художника Константина Панкова) оторваны от большой земли на сотни км, разделены между собой полноводной рекой Ятрия.
Если 50-100 лет тому назад в этих селах жили обособлено, и отсутствовала необходимость переходить  каждый день с одного берега на другой, то в последнее десятилетие передвижение людей по обе стороны стало необходимым и интенсивным.
При отсутствии капитального моста над рекой, жители сами научились организовывать временные "переправы" все зависит от времени года.







Переправа на реке Ятрия для жителей селений Саранпауль и Щекурья заслуженно считается дорогой жизни. Более того, находясь в изоляции от внешнего мира, переправа считается одной из самой постоянно обсуждаемой темой для людей.
Часто можно слышать разговоры, - на Ятрии (иногда по старой памяти реку называют Сортинкой) вода пришла,  на Ятрии вода ушла, лед встал, ледоход начался, уже мостик построили, мостик унесло, паром дежурит, паромщик запил....

И раз оба поселения  изолированны болотами, и на машине выехать особо  некуда, то переправа, к которой с обеех сторон есть дорога, стала местом встречи для многих жителей. Часто можно наблюдать, как жители на машинах или пешком приезжают просто так, поглазеть, что на переправе делается. А некоторые из них наблюдают за переправой, попивая пивко..

Наблюдая как быстро наполняются контейнеры для мусора, предусмотрительно установленные рядом, можно делать вывод, переправа любимое место для любителей попить пива.

После того, как задумал фотографировать все моменты этой сельской достопримечательности, я стал еще чаще там бывать. И не с проста у меня накопилось много фото.

В весенние дни, когда уже на машинах опасно переезжать по ледяной переправе, тем более пешком, выше ее на сто метров ежегодно строят "Артеевский" мостик, по проекту бывшего главы села Саранпауль Артеева Н.Н.
Для  стройки моста  требуется пол ведра гвоздей, старые доски с какого то разваленного сарая, предусмотрительно собранные для этого дела, жерди с ближнего леса. И три деревенских мужика на день работы, во главе старосты Щекурьи Володи Кустышева, и мост сдают в эксплуатацию, правда без всяких гос приемов и мимо шантажных надзорных органов.
3.


Кстати, когда первый раз построили мостик, я тогда похвалил главу Артеева Николая Никитовича со словами , - Тебя жители запомнят по твоему мостику, назовут его "Артеевским мостиком".
На что он тогда сильно обиделся на меня. Возможно он планировал еще более великие дела совершить, оставаясь в памяти Саранпаульцев свершителем великих дел.
4.


Технология строительства не сложная. Авторство проекта моста не сохраняется законом, так что можете копировать, и у себя на реках тоже построить!
Когда еще мостик стоит на снегу, то он устойчивый, и по нему спокойно идет двухстороннее движение одновременно...
5.


Когда уже оттаивает снег и появляется на льду вода,  то мостик становится менее устойчивым,  движение по нему становится односторонним.
6.


7.


Штатных регулировщиков на мосту нет, пешеходы сами регулируют движение..
8.


Для большинства переходить по шатающемуся мосту привычно, и не задумываясь они торопятся туда сюда. А многие боятся, и боясь переходят.  А есть и такие, которые боятся, и категорично по мосту не переходят, из-за опасения, а вдруг упадут, или не успеют перейти, и мост унесет река.. Мало ли..

каждой весной , когда ледяная переправа уже официально закрыта,  есть водители, которые все равно переезжают через переправу. Правда они знают, глубина в реке не больше полтора метра.
10.


Хочется этому водителю кричать, - Ну ты куда лезешь, а?
Не буду. Бесполезно. Здесь в селе многие так поступают..
11.




Когда есть мост, уже можно не рисковать, как водители этих машин.
12.


Ну вот уже вода заполнила реку, и скоро лед поднимется и тронется..
13.


Весенняя теплая вечерня, день подсказывает, вот-вот река поднимет лед наверх, и начнутся ледяные подвижки. И каждый житель без подсказки по умолчанию это чувствует.
14.


Утро показало, что вчера жители были правы. Мост сдвинуло с места на сто метров. Скоро совсем мостик унесет далеко, и его не жалко. Забирать его с реки сложно, и нет смысла. На следующий год снова построят. А этот мост по реке на север поплывет в Салехард на дрова..

Когда начинается подвижки, в эти дни сотни машин приезжают на берег узнать состояние на переправе. Именно в эти дни резко возрастает интерес людей к переправе. И чуть не в каждой встрече "лёд тронулся, не тронулся, унесло еще не унесло"
Подвижки на переправе, означают  начало нового плавательного сезона..
15.


День - два Ятрия несет лёд. В это время переправы нет,  сообщения между Щекурьей и Саранпаулем временно прерывается.
16.


Как раз в это время можно увидеть как ондатры переправляются. Говорят тут и крокодилов  видели ..
17.


Но тем не менее между остановкой ледохода находятся смельчаки, а таких  много, без опаски начинают переправляться..
Жизнь стала интенсивнее, и люди не могут ждать день..
18.


20.


Когда Ятрия очищается ото льда, запускают в дело лодку "горнячку", у которой большая грузоподъемность, и расходует мало бензина..
В народе лодку на переправе называют паромом, а моториста паромщиком.
21.


22.


График движения парома достаточно интенсивный, и  каждый раз полно пассажиров. Не знаю есть ли где то в России место, где людей перевозят бесплатно, а вот на переправе в Саранпауле пассажиров перевозят бесплатно.
Известный саранпаулский художник Сарока Генрих Антонич
23.


Кстати, у паромщиков ( их двое и работают они через день) зарплата мизерная. Бюджет поселения не может позволить побольше. А вот если мост построить на месте переправы на Ятрии, то несколько миллиардов в бюджете страны легко найдется.
При мизерной зарплате Монин Алексей, доволен  своей работой, и всегда ответственно несет свою службу.
24.


Паромщик Филиппов Александр
25.


Бывает, когда вода на реке совсем мелеет, или мотор на ремонте, то тогда паромом управляют в ручную. А горнячками управлять, это вам не на Майбахе руль крутить, на газ ногой нажимать. Здесь умение надо, сила в руках нужна, и выносливость, чтобы потрудится с 7 утра до позднего вечера, получая при этом 15 тысяч за месяц.
26.


На этом фото за штурвалом стоит бывший глава села Саранпауль, Артеев Николай Никитович , (он тот же Сибирский дед,) возвращающийся с рабочей поездке со Щекурьи.  Видать же, как он профессионально умеет штурвалиь за горнячкой..
27.


Глава был популярным среди сельчан, и не только.  Даже корова Сара и то его узнала, остановилась поздороваться.
28.


После 10 вечера паром (паромщики отдыхают). Если преспичело с Щекурьи сгонять за пивом или за водкой в Саранпауль, а там до 12 часов в некоторых магазинах торгуют, то паромом можно самообслуживаться. Как впрочем эти молодые люди уже успели затариться..
29.


На реке Ятрия, на месте переправы ,удобное место и для прогулок молодежи.
30.


А вода с Ятрии считается лучшей для питья и стирки. Примечательно, на верховье реки нету поселений и людей..
31.


Именно на Ятрии, из-за того что она течет с юга, вода в ней более теплее становится в июле, августе.  В жаркие дни переправа становится местный пляжем.
32.


33.


34.


Кодовое слово "Едем?"
35.


В июле-августе-сентябре река в этом месте становится проходимым и для легковых машин. Не зря место называется переправа...
36.


И вот в осенний один день прошел обильный снегопад, ..
37.


Жители стараются успеть до ледостава завершить свои дела. И Вадим Вакуев успел сделать свою работу...
38.


Домик оборудован для холодных времен печкой. Так что паромщики там греются и отдыхают между рейсами..
39.


40.


41.


Во время успели выписать молодую маму с больницы с младенцем в Щекурью.
42.


Староста деревни Щекурья совещается с поромщиками, и решают уже закрыть поромную переправу. Тем более Прогноз погоды с интернета обещал, ночью будет еще морознее.
43.


И даже без "Прогноза погоды" ясно, вот-вот и река скоро встанет. Движение шуги становится медленее ..
44.


Утром на переправе тишина.. Несколько дней не плыть и не проехать..
45.


Когда наступают холода, и на реке лёд крепчает, тогда залевают переправу водой. Строительство ледяной переправы "сложнотехнологический", очень дорогастоящий подряд, финансируется с окружного бюджета. Ее  стоимость уступает впрочем Керченскому мосту..
Почему то зимняя переправа меньше всего пахнет жизнью и привлекает интерес жителей . Редко увидишь машины, приезжающие поглазеть что там делается на перпераве. У меня самого душа к этим переправам не лежит, они какие то безжизненные, не контрастные, и отторгающие.
Не зря же она ледянная..
46.


Тольщину льда  доводят до 80 см. Расчитано для технологического транспорта перевозящего с недр Приполярного Урала богатство, втч с завода Полярного кварца.
Но что то грузовиков не видать...
Но, тем не менее раз есть переправа, то людям от нее есть чуток пользы. Напримерь есть дни, когда переправа становится местом для стоянки машин,. ..итд.
47.


Хорошо, что уже наступала весна, и снова на переправе стало веселее и многолюдно.



Понравилось этот мой рассказ? Спасибо!
Ниже предлагаю подобные рассказы из этой серии!

Лошади в Саранпауле
Новый Год в Саранпауле
День оленевода в Саранпауле
Купцы в Саранпауле
Венеция в Саранпауле
Парад в Саранпауле 2015г
Парад в Саранпауле 2016г
Губернатор в Саранпауле
День села в Саранпауле 2012г

Саранпауль, добро, Позитив с деревни "Накуличкино", глубинка, особенности замкнутого поселения, природа жизни, ХМАО ЮГРА, фоторепортаж

Previous post Next post
Up