К сожалению, в Тбилиси я провел всего один день.
Конечно, невозможно было уместить в этот день все, что хотелось бы сделать. Жаль, что не удалось встретиться со всеми, с кем хотел. Тем более, что предыдущая моя поездка в Грузию была в марте 2008 года -- за несколько месяцев до начала пятидневной войны.
Но с того времени прошло четыре с половиной года, в течение которых я слышал от многих людей, что Тбилиси изменился неузнаваемо.
Моя поездка пришлась на один из поствыборных дней, когда Грузия замерла, вдруг осознав, что в стране меняется власть. Казалось, что люди пытаются осознать результаты парламентских выборов. Так, ребенок, разбив чашку, остолбенело смотрит на осколки, пытаясь осознать происшедшее. У меня появилось ощущение, что многие, проголосовав против партии Саакашвили, не верили, что власть перейдет к оппозиции, а просто пытались дать ему понять, что не довольны его политикой.
А Саакашвили признал поражение...
Политические страсти буквально витали в воздухе. И, конечно, все обсуждали состав будущего правительства, недоумевая, как могло получиться, что футболист Каха Каладзе стал министром энергетики Грузии. Мне же было приятно сознавать, что министром культуры стал Гурам Одишария, а госминистром по реинтеграции Грузии -- мой старый друг Паата Закареишвили.
Но на нашу прогулку по улочкам старого Тбилиси с
gelavasadze в миру Гелой Васадзе эти политические расклады не повлияли. Мы бродили, беседуя на самые разные темы и наслаждаясь прекрасным солнечным тбилисским утром.
Я фотографировал город, а
Гела фотографировал, как я фотографирую Тбилиси.
Но совсем без политики, конечно, не обошлось -- даже в фотографиях.
На фото -- мэрия Тбилиси, на горе за которой виден дворец Иванишвили -- лидера победившей партии "Грузинская мечта", нового премьер-министра Грузии.
Мои страхи относительно того, что я не узнаю город, не оправдались. Я увидел Тбилиси, который люблю -- с кружевными узорами нависающих над улицами старых балконов, фасадов конца XIX века в стиле модерн, витых лестниц и знаменитых "итальянских двориков". Правда, все это изрядно обветшавшее...
Кавказский дух живет в Тбилиси. Он во всем -- в красках ковров, громких голосах прохожих, открытости и приветливости незнакомых мне людей.
Но и стройки, конечно, идут полным ходом.
Побывал я и на знаменитом новом мосту через Куру. На фотографиях он казался меньшим по размеру. В действительности же он великоват -- будь он чуть меньше, он лучше бы вписывался в городскую среду.
И поскольку мост фотографировали тысячи, если не десятки тысяч людей, я решил сделать фото "с намеком" -- конструкции моста, сквозь которые виден купол церкви и крыша казино Shangri La, вызывающего большие споры.
Не сфотографировать эти две трубы я не мог. Они так безобразны и так не вписываются в окружающую среду, что на их фоне даже напоминающий маленький Бундестаг президентский дворец выглядит, как органичная часть Авлабара.
Но об архитектуре Грузии эпохи Саакашвили, о новых зданиях в виде аэропортов и постсоветской эклектике я напишу отдельно.
А пока -- фотография головы серафима из обвалившейся армянской церкви Сурб Ншан.
И кот. Белый!
Я очень люблю Тбилиси. Это "мой" город.
Но от политики, конечно, не уйти. Она везде и повсюду. Я начал свой пост с политики, ею и закончу. Тут уж ничего не поделать -- такие у нас времена...