Главный по «Фациоли»

Jul 05, 2012 10:24

В предыдущем посте я рассказал вам о том, как в России появился ещё один  король роялей - «Фациоли». Самое время познакомить вас - ну, тех из вас, кто по случайному недоразумению ещё не знаком, - с главным открывателем «Фациоли» в России (помните, я упоминал о нём в рассказе про итальянский рояль?) пианистом Юрием Розумом.

Столичные СМИ давно уже записали героя поста в десятку главных музыкантов России. А Розум, между тем, не только блистательный пианист, старинный товарищ Паоло Фациоли и президент благотворительного фонда, но и добрый хозяин. Юрий принял меня в просторной гостеприимной квартире на Тверской и, потчуя чаем с тортом, поведал историю мастера Фациоли, дал рекомендации, кого послушать, и рассказал об особой программе - когда дети помогают детям.



Марк Иланский: Юрий, на концерты каких современных пианистов вы рекомендуете сходить?
Юрий Розум: Иво Погорелич - правда, он крайне редко выступает. Аркадий Володось - к сожалению, он не часто бывает в России. Яркий пианист, со своим стилем - Денис Мацуев. Отмечу Михаила Плетнёва. Профессиональным совершенством отличается Евгений Кисин.

М. И.: Кого из композиторов приятнее всего играть, а кого - слушать?
Ю. Р.: Играть больше нравится композиторов эпохи Романтизма: в их музыке рояль звучит и как оркестр, и как отдельный инструмент, и как человеческий голос. Классики чересчур сдержанны, в современной музыке нет мелодики, она чрезмерно ударна. А романтики сделали из рояля царский инструмент.
Слушать люблю Баха, Моцарта, Бетховена, Шумана. Нравится классический джаз (Питерсон, Эллингтон). Слушаю «Битлз», «Пинк Флойд». Из отечественных - близкую подругу моих родителей Людмилу Зыкину, моего хорошего друга Тамару Гвердцители.



Розум и Фациоли

М. И.: Ваша любимая марка роялей - «Фациоли». Почему она?
Ю. Р.: Паоло Фациоли - гениальный мастер. Этот парень воплотил мечту родителей, которые изготавливали кухни, а хотели выпускать рояли. Первый же инструмент Фациоли - Паоло создал его 30 лет назад - зазвучал! Знаменитые фортепианные фабрики достигают превосходного звучания путём долгих экспериментов. Десятилетиями ищут красочный звук. И всё же качество их в разное время нестабильно. А Фациоли прямо с первого инструмента добился яркого, певучего звучания.
Все «Фациоли» - ручной работы, выпускается не более 150 роялей в год. У нас их совсем мало. В России я первым презентовал этот рояль концертом. Тогда совпало сразу три события: появление «Фациоли», открытие театра
«Школа драматического искусства» А. Васильева в качестве концертного зала и вручение мне звания народного артиста. С тех пор я много раз в Венеции отправлял рояли «Фациоли» в «большое плавание». Мы с Паоло сдружились и не раз гостили друг у друга.



Паоло Фациоли, тот самый Создатель


М. И.: Исполнительство требует сосредоточенности, настроя, запаса энергии. Вы даёте множество концертов в разных странах и отмечены в первой десятке лучших классических музыкантов России. В чём ваш секрет?
Ю. Р.: Если концерт серьёзный, готовлюсь к нему заранее. В день концерта играю программу, сплю полчаса-час. Перед концертом минут 40 разыгрываюсь. Пару минут стою в сиршасане (стойка на голове - прим. М. И.) - я с 17 лет занимаюсь йогой. Затем надеваю смокинг и выхожу на сцену.
Ес ли же это выступление в общей программе или домашний концерт в моей гостиной, то достаточно снять очки - и я уже настроен.

М. И.: С каким оркестром вам приятнее всего играть?
Ю. Р.: С гибким. Нравится, когда дирижёр хорошо знает фортепианную партию. Плохо работать с дирижёрами, которые оркестровое сопровождение ставят во главу произведения.
Есть сыновья полка, а я сын Хора - русской песни Гостелерадио, которым руководила моя мать Галина Рождественская. Я вырос в вокальной семье. Может быть, поэтому единственный партнёр, который мне по-настоящему приятен, - это певец.
И всё же самый любимый партнёр - моя публика. Я люблю выступать соло.

М. И.: Учите ли вы новые произведения? С какой периодичностью? Что из последнего могли бы назвать?
Ю. Р.: Постоянно. Сейчас готовлю программу: Моцарт, Бетховен. Перед этим играл большую листовскую программу. В следующем году планирую сыграть цикл концертов Бетховена, дам одно выступление в Вене и два в Москве. Хочу добавить в репертуар русской музыки - расширить рахманиновскую программу. Вообще, у меня много программ -  сольных только 25, не говоря уже о симфонических и камерных.



М. И.: Пробовали ли себя на поприще композиции?
Ю. Р.: В детстве, когда мне было пять-шесть лет. Потом меня с головой увлекло фортепианное исполнительство. Хотя, когда импровизирую на публике - а это бывает редко, - мне говорят, что это производит впечатление. Но я ненавижу дилетантизм и отдаю себе отчёт: музыкальное сочинительство требует профессиональной подготовки. Надо знать инструментовку, пройти анализ форм, подробно изучить полифонию. Искусство должно быть профессиональным. Я эти «Танцы со звёздами» и «Ледниковый период» не понимаю. Поэтому не сочиняю.

М. И.: Посещаете ли вы Загорянскую детскую школу искусств, названную Вашим именем?
Ю. Р.: Не часто. Люблю её, много думаю о ней. Я рад тому, что удалось сделать. Мы смогли перевести школу из бревенчатого протекающего детского сада в кирпичное трёхэтажное здание.

М. И.: Как родилась идея назвать школу в вашу честь?
Ю. Р.: Я часто посещал эту школу с бесплатными концертами, отвечал на вопросы учителей, занимался с учениками, участвовал в творческих встречах, которые стали регулярными. И вот на одной из таких встреч, где-то после года дружбы, мне сообщают, что решили назвать школу именем Розума. Я им: «Дайте, я поживу ещё немножко». Мне говорят: «Живите и здравствуйте, и нас радуйте».
Тот момент изменил всю мою жизнь. Собственно, тогда-то я и создал фонд. Чтобы помочь школе, я собрал друзей - ведь один человек мало что может поменять в жизни школы, если он не министр культуры. Так возникла мысль собрать состоявшихся людей.



М. И.: Вы президент уже упомянутого вами Международного благотворительного фонда. А кто вошёл в Попечительский совет фонда?
Ю. Р.: В Совете более 40 человек. В их числе Тамара Гвердцители, Святослав Бэлза, Николай Басков, Дмитрий Дибров, вице-президент Международного общественного фонда «Горбачёв-фонд» Ирина Вирганская, президент компании
«Лукойл-Гарант» Сергей Эрлик, ректор РАМ им. Гнесиных Галина Маяровская, Никас Сафронов, Алёна Свиридова, Валентина Терешкова, Ирина Хакамада…

М. И.: Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем занимается фонд.
Ю. Р.: Поначалу мы организовали фестиваль искусств «Звёздный» - по имени городка, где он стартует. Тогда мы не надеялись, что он станет ежегодным, а он уже семь раз прошёл.
В первый день фонда появилось три стипендиата, после первого же концерта - 10 человек, на следующий год - 20 с лишним, а потом - 30 с лишним, и вот теперь у нас уже почти 60 каждый год. А это большая ответственность: стипендии каждый месяц (1500-3500 рублей), гранты, помощь в приобретении и ремонте инструмента, организация поездок на фестивали и конкурсы…
По прошествии семи лет уже и новое здание школы стоит, и инструменты закуплены. Это уже не музыкальная школа, а школа искусств: здесь есть кинематографическое отделение, театральное, хореография, живопись. Теперь это одна из самых продвинутых школ Подмосковья. По идее, миссия фонда выполнена. А я уже нас только втянулся в эту деятельность, что не могу выйти.
Когда появляются новые средства, мы берём под опеку ещё детей. Хочется, конечно, эти средства пустить на PR, чтобы привлечь новые средства, но думаешь: ладно, это не горит, а вот у тебя конкретные дети с вопросами, которые надо решать неотложно.



М. И.: На вашем концерте я слышал о программе «Дети - детям». Блогерам будет интересно узнать, что она собой представляет.
Ю. Р.: Это уникальная программа, её участники - талантливые дети, которые приучаются к благотворительности. Они дают концерты с важной целью - помочь сверстникам, оказавшимся в трудной ситуации.
Одноимённый фонд рекомендует нам различные детские дома, исправительно-трудовые колонии для малолетних, больницы для малышей-инвалидов. Мы организуем встречи с этими детьми, концерты по сбору средств.
Наши ребята, когда осознают, что, играя, меняют чью-то жизнь, меняются и сами, меняется их отношение к музыке. Я и сам играю благотворительные концерты: из 120 концертов в год половина - благотворительные.

М. И.: Охарактеризуйте, пожалуйста, географию охвата. Как вы находите новых стипендиатов?
Ю. Р.: Наши стипендиаты находятся по всей России. В Москву они или приезжают на конкурс, или уже учатся в столице. Многие попечители - концертирующие музыканты, на гастролях мы изучаем ситуацию в дальних уголках. Если ребёнок одарён, то, как правило, о нём уже знают, но часто у него нет средств даже сделать запись, чтобы прислать нам. Таких мы слушаем на местах. А переводим средства в музыкальные школы и училища, где они занимаются.
Есть несколько конкурсов, с которыми мы сотрудничаем; одна из главных премий в них - гранты нашего фонда. В частности, работаем с конкурсом «Щелкунчик», Фестивалем романтической музыки и другими.



М. И.: Кто охотнее всего помогает фонду?
Ю. Р.: В основном это частные лица. Среди них есть люди и среднего достатка, которые под впечатлением от того, что ребята делают, и могут выделить средства для одного стипендиата. Кто-то опекает сразу нескольких детей.
Сейчас нам много помогает новый фонд «Древо жизни». Президент фонда - Ольга Есиповская, учредитель - Александр Рапопорт - замечательные люди, очень рад, что познакомился с ними в прошлом году. Также помогает Павел Федотов и его Профсоюз работников индустрии моды, культуры и рекламы. Хорошо дружим с вице-президентом «Альфабанка» Галиной Фоминой - она тоже член Попечительского совета.

М. И.: Ваше любимое высказывание?
Ю. Р.: У меня были трудные времена - полная невостребованность, долго не выпускали за границу, обо мне уже забывали на Западе. А когда у тебя нет на Западе имени, то ты и здесь никому не нужен. Я играл только по каким-то профилакториям и домам отдыха. Надежды угасали. Тогда мне папа всё время говорил: «Не опускай руки. Всё будет». Так оно и получилось.



М. И.: Ваше самое запоминающееся выступление?
Ю. Р.: Вообще, было много концертов, которые я запомнил по полётности. Наверное, какие-то рубежные выступления запоминаются ярче. Если говорить о таких, которые поменяли мою жизнь, то это финал конкурса в Барселоне, который мне принёс Первую премию. После армии за полгода набрал форму и выступил очень успешно - все три тура на ура. И вот после всех этих многолетних страданий, когда жизнь налупила по башке, я стою в «Палау де ла музика» - одном из самых красивых залов, где я когда-либо играл, - и читаю: «Первая премия, золотая медаль - единогласно». Этот момент - он на всю жизнь.

Тут позвонила Любовь Успенская, только вернувшаяся из Америки, и позвала Юрия на встречу. Как оказалось, их первую. Положив трубку, Розум по-детски прекрасно обхватил голову руками: «Ох, Марк, знали бы вы, как я боюсь знакомиться с родителями девушек...»

музыка, интервью

Previous post Next post
Up