Из истории РКИ

Feb 12, 2017 21:57

Одним из первых вопросами методики преподавания русского языка инострацам стал интересоваться Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, основатель Казанской лингвистической школы. Он был против учебников, которые не соответствовали данным науки о языке. По его мнению, "влияние учебников гораздо сильнее влияния многих специальных научных сочинений первоклассного достоинства", и поэтому "необходимо уже самими учебниками приохочивать к занятию этим языком, а не запугивать учащихся". Иван Александрович критиковал "Русский букварь для польских детей" В.Ю. Хорошевского и "Учебник русского языка для немцев" А. Быстрова за методические ошибки.
http://rus.1september.ru/article.php?ID=200101503

Работу Бодуэна де Куртенэ, внедрение научных основ теории языка в практику преподавания блестяще продолжил А.И. Анастасиев. В статье "Обучение русскому языку в начальных инородческих школах" он пропагандировал натуральный метод обучения нерусских русской грамоте.

А в 1873 году в Казани вышла "Грамматика русского языка" академика Василия Васильевича Радлова, которая стала первым опытом подобного учебника для татар. Как педагог, который более 10 лет преподавал языки, В.В. Радлов хорошо понимал, что грамматика чужого языка должна быть составлена иначе, чем грамматика языка родного. В предисловии к своей грамматике учёный писал: "Составленная мною Грамматика русского языка имеет целью быть учебником для татар восточной России вообще и в особенности для шакирдов мусульманских медресе... Так как эта грамматика составлена для учеников, для которых русский язык чужой, то во многих пунктах я должен был отступить от грамматики, изданной для русского юношества". При составлении грамматики учёный опирался на принцип учёта особенностей родного языка учащихся, так как русский и татарский языки относятся к разным группам языков: первый к флективной, а второй к агглютинативной группе.

Ещё один представитель Казанской школы В.А. Богородицкий издал труд "О преподавании русской грамматики в татарской школе". Богородицкий высказывался о важности изучения ошибок учащихся.

Таким образом, разработка научных основ методики русского языка как неродного относится ко второй половине ХIХ века.

великие лингвисты, history_of_the_language, metodika_rki, методические пособия

Previous post Next post
Up