Вы разрешили :). Иначе я бы не выложила. А разговор, мне кажется, прелюбопытный.
Многие годы жить с обнажёнными нервами не очень легко и не очень приятно, конечно. Но разве это изъян? По-моему - заслуга.
Будущее невидимо, неведомо. А прошлое - вот оно, перед глазами, вся моя жизнь. Сплошная череда глупостей и гадостей. Стыд, стыд, стыд. Но он не мешает спокойно разглядывать себя, - чем больше лет пройдено, тем глубже видно, - анализировать взаимосвязи людей, отношений, событий, поступков и мыслей, любоваться прихотливой вязью необходимых случайностей и отслеживать тропы, ведущие в завтра.
Насчет свободы -вам потрясающе удалось передать мои смутные и неоформленные ощущения... И правда ведь - настоящая свобода внутри, только от нас зависит, уволим ли мы своего внутреннего тюремщика без выходного пособия или наберем штат новых ему в помощь. И большинство людей, увы, боятся свободы. И боятся тех, у кого она есть.
Это мой дар, не заслуга - умение вербализовать смутные ощущения :)
Правильно боятся. Свобода неотъемлема от самостоятельного выбора, решения, его воплощения и ответственности за последствия. А почему боятся тех, у кого она есть, мне когда-то хорошо объяснили двое мужчин, предельно разных по натуре, характеру, взглядам, вкусам и жизненному опыту (одному было 25 лет, другому - за 60). Они прочли мой первый опус, и обоим очень не понравилась героиня. Почему? Сформулировали одинаково: она неуправляемая. Всё понятно, правда?
Самые свободные люди - преступники-психопаты и идиоты, у которых в головах не держатся ни нормы, ни шаблоны. И когда их уносит - умри все живое. Поэтому всякий, у кого имеется разум и желание прожить жизнь не между приходом и откатом, разбодяживает чистую, безумную свободу менее агрессивными добавками - приличиями, тактом, сочувствием, доверием к старым добрым стереотипам... Все равно своего мнения по любому поводу не взбодришь, каждое данное не верифицируешь, всех окружающих на прочность не проверишь. Приходится верить на слово и людям, и ноосфере.
Но когда речь идет о твоей жизни и/или о деле твоей жизни - нужно уметь отключить эти неонки в своем мозгу. И идти не по вешкам, а по наитию, даже если по болоту.
Преступники антисоциальны. Они преступают нормы (и, кстати, преступные сообщества вырабатывают свои жёсткие нормы) - значит, не свободны, их поведение обусловлено нормами, зависит от них ("не плыви по течению, не плыви против течения - плыви, куда тебе надо"). Тяжёлые, необучаемые слабоумные досоциальны - они за пределами применимости категории свободы, как за её пределами, например, поведение медузы. Вот пространство социальных норм (догматов, традиций, ритуалов, ролей, общепринятых взглядов), ограниченное пограничными столбами. Существо досоциальное хаотично мечется, не замечая столбов, с равной вероятностью бывая внутри, снаружи и башкой о столб. Антисоциал поселяется снаружи, сломав и повалив столбы. Такое действие, кстати, бывает не только преступным, но и революционным, расширяющим пространство свободы для всего социума. Асоциал мирно ходит между столбами, где хочет, блюдя нормы, когда считает нужным. Пока речь не заходит о его жизни, о жизни его близких и/или о деле его жизни.
Я не о преступниках, чья психика в норме, они-то работают, у них столбов даже больше, чем у остальных... работников. Я о психопатах, которые творят живые картины из потрохов жертвы и восхищаются возможностью подвесить истерзанный труп к потолку торгового зала - для них это персональная выставка.
И вот эта беготня досоциала по пространству, на котором полно вешек, а он их не замечает - кому-то оно кажется свободой. Впрочем, свободу без ответственности я привычно называю волей. Это приволье, разгул, после которого приходится вбивать себя в нормальную жизнь, словно в тесную обувь.
Антисоциал, если разобраться, блюдет почти все нормы. И нарушает их исключительно в избранной сфере, в которой ему нужно повалить столб или парочку, чтобы организовать проход именно в этом месте.
Да, точно. Стоит определить термины - и, как правило, оказывается, что говорим об одном, разглядывая предмет с разных сторон.
Интересно, есть ли ещё хоть в одном языке эта бездонная оппозиция умной строгой "свободы" и дикой, тёмной, косматой "воли" - полярные вещи, которые народ то и дело путает? (В ближайшем родиче - украинском такой пары нет).
Ага, Эвр прекрасен (кстати, в этой вещи и впрямь что-то Бёрнсовское есть), ты прекрасна - и этот дуэт изумителен. И как здорово, что ты его перенесла в ЖЖ))
Comments 20
(The comment has been removed)
Многие годы жить с обнажёнными нервами не очень легко и не очень приятно, конечно. Но разве это изъян? По-моему - заслуга.
Будущее невидимо, неведомо. А прошлое - вот оно, перед глазами, вся моя жизнь. Сплошная череда глупостей и гадостей. Стыд, стыд, стыд. Но он не мешает спокойно разглядывать себя, - чем больше лет пройдено, тем глубже видно, - анализировать взаимосвязи людей, отношений, событий, поступков и мыслей, любоваться прихотливой вязью необходимых случайностей и отслеживать тропы, ведущие в завтра.
Reply
(The comment has been removed)
Да. Источник боли становится источником нового опыта. Постоянные осмысленные тренировки - великое дело.
Reply
И правда ведь - настоящая свобода внутри, только от нас зависит, уволим ли мы своего внутреннего тюремщика без выходного пособия или наберем штат новых ему в помощь.
И большинство людей, увы, боятся свободы. И боятся тех, у кого она есть.
Reply
Правильно боятся. Свобода неотъемлема от самостоятельного выбора, решения, его воплощения и ответственности за последствия.
А почему боятся тех, у кого она есть, мне когда-то хорошо объяснили двое мужчин, предельно разных по натуре, характеру, взглядам, вкусам и жизненному опыту (одному было 25 лет, другому - за 60). Они прочли мой первый опус, и обоим очень не понравилась героиня. Почему? Сформулировали одинаково: она неуправляемая.
Всё понятно, правда?
Reply
Самые свободные люди - преступники-психопаты и идиоты, у которых в головах не держатся ни нормы, ни шаблоны. И когда их уносит - умри все живое. Поэтому всякий, у кого имеется разум и желание прожить жизнь не между приходом и откатом, разбодяживает чистую, безумную свободу менее агрессивными добавками - приличиями, тактом, сочувствием, доверием к старым добрым стереотипам... Все равно своего мнения по любому поводу не взбодришь, каждое данное не верифицируешь, всех окружающих на прочность не проверишь. Приходится верить на слово и людям, и ноосфере.
Но когда речь идет о твоей жизни и/или о деле твоей жизни - нужно уметь отключить эти неонки в своем мозгу. И идти не по вешкам, а по наитию, даже если по болоту.
Reply
Вот пространство социальных норм (догматов, традиций, ритуалов, ролей, общепринятых взглядов), ограниченное пограничными столбами. Существо досоциальное хаотично мечется, не замечая столбов, с равной вероятностью бывая внутри, снаружи и башкой о столб. Антисоциал поселяется снаружи, сломав и повалив столбы. Такое действие, кстати, бывает не только преступным, но и революционным, расширяющим пространство свободы для всего социума. Асоциал мирно ходит между столбами, где хочет, блюдя нормы, когда считает нужным. Пока речь не заходит о его жизни, о жизни его близких и/или о деле его жизни.
Reply
И вот эта беготня досоциала по пространству, на котором полно вешек, а он их не замечает - кому-то оно кажется свободой. Впрочем, свободу без ответственности я привычно называю волей. Это приволье, разгул, после которого приходится вбивать себя в нормальную жизнь, словно в тесную обувь.
Антисоциал, если разобраться, блюдет почти все нормы. И нарушает их исключительно в избранной сфере, в которой ему нужно повалить столб или парочку, чтобы организовать проход именно в этом месте.
Reply
Интересно, есть ли ещё хоть в одном языке эта бездонная оппозиция умной строгой "свободы" и дикой, тёмной, косматой "воли" - полярные вещи, которые народ то и дело путает? (В ближайшем родиче - украинском такой пары нет).
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment