О стихах и свободе

Apr 24, 2015 08:59



Разговор шёл в моём прежнем разделе на Самиздате, в комментариях к "Созерцанию" – отклику на стихотворение Эвра "Дезертир".


  Эвр

Дезертир

Последний меч, последний бой –
А дома ждёт жена.
Распластан дух о волчий вой –
Звереет старшина,
И больше незачем идти
Кого-то убивать.
Я выбираю сам пути,
Которые топтать.

Я не умру теперь рабом
Под флагом короля.
Я жил скотом – но не скотом
Возьмёт меня земля.
Свободный, непокорный дух
Ведёт меня вперёд –
Я больше не мишень для плюх
Сиятельных господ.

Воюйте сами, короли
И слуги короля,
За жалкий клок большой земли,
За мёртвые поля.
А я ушёл к себе домой,
И мне плевать на тех,
Кто остаётся за спиной –
Пусть чёрт возьмёт их всех.

Пусть не пройду сквозь долгий мрак
Нелепицы-войны,
Пусть я погибну просто так,
А не за честь страны –
Но лучше так, чем быть рабом,
Срываться в долгий марш,
Чем жить и умирать скотом,
В дурной впадая раж.

М. Ровная

Созерцание

Эта земля была прежде нас и пребудет позже.
Сколько вождей её жвалами рыли, рыча "моё"
на мимолётном своём языке, мурашом по коже
Геи побегав миг, затихали, и вороньё
граяло над границами, странами и племенами.
Многоугольники карт – калейдоскоп теней,
промельки в зелени трав. Очередное знамя
поднял под вечным небом очередной Берендей.
Суетятся политики, территорию метя:
Наши людишки, горы, степи, леса, ручьи.
Поиграют в хозяев и провалятся в нети.
Матушка, брось, предоставь их судьбе, мы с тобой – ничьи.

Комментарии

1. М. Д. 2013/06/16 01:18

Дивно.
  Вы сказали именно то, что нужно. Может, и Эвру, а мне – уж точно. Его стихотворение – как штык под лопатку.

2. Эвр 2013/06/16 08:34
  На 1. М. Д.

>Его стихотворение – как штык под лопатку.

Как удар в спину?
  Но почему?

3. М. Д.2013/06/16 10:51
  На 2. Эвр

Я не хотел сказать – со спины. Это просто точное описание ощущений – где и как от него больно.

4. Эвр 2013/06/16 11:17
  На 3. М. Д.

Понятно. Просто изумился выбранному описанию, тянущими за собой некоторые коннотации, обыкновенно связанные с дезертирами.

5. В. К. 2013/06/16 11:22

И вы правы, и Эвр горько прав. Разные грани правоты соответствуют разным периодам жизни и ответственности, что ли? – перед малыми детьми, юными женами и т.д.
  Разные периоды невротизации, очевидно? И... климат, думаю)) Я жила в Сибири – ее так легко возненавидеть, присовокупить неурожай к бесчеловечности. Украину трудно исчерпать как территорию любви, земля отвлекает от всего, и проступает ваша правота.
  А еще ведь – укр. сановные хари так маргинальны, что сильные чувства к ним комичны. А те – первичное скотство, оно потрясает ежедневно.
  Спасибо вам, спасибо Эвру.

6. Эвр 2013/06/16 11:57
  На 5. В. К.

Это ведь не про ненависть и не про ответственность, как мне кажется. Это подход с разных сторон к осознанию эфемерности гражданской и национальной идентичности. К иллюзорности патерналистского патриотизма.
  Ведь по сути границы и государства существуют только до тех пор, пока они существуют как нерушимая данность в головах людей.
  Вот только...
  Когда-то так существовало три версии христианского бога. И любое отступление от правильного образа в сторону экуменизма каралось. Теперь же даже среди православных экуменистов куда больше, чем воцерковленных догматиков. Гетеро-нормативной гендерной идентичности лет не меньше – и любое отступление каралось не менее жёстко, чем еретичество. А рушится она сейчас всё отчётливей.
  Всё течёт, всё меняется. Свободы, внешней и внутренней, всё больше, её плоды всё обильней.
  Все политические проекты 18-19-го веков ждёт та же судьба, что и коммунизм.
  И национальное государство (вместе с национальной и гражданской идентичностью), и политический патриотизм, и прочие ограничительные, искусственные идеологии.
  Как бы ни старались идеологи новоявленных домостроев.

7. М. Д. 2013/06/16 14:37
  На 6. Эвр

>Это ведь не про ненависть и не про ответственность, как мне кажется. Это подход с разных сторон к осознанию эфемерности гражданской и национальной идентичности. К иллюзорности патерналистского патриотизма.

Согласен. И понимаю обе... до костей.

8. В. К. 2013/06/16 22:56
  На 6. Эвр

Эвр, внутренняя эмиграция – это стандарт существования. Что об этом думать, когда ТАМ жизнь проходит, во всяком случае, более-менее плодотворный ее период.
  А внешние условия можно классифицировать по стопкам, но от этого они не улучшаются в пределах внешней же формы существования.
  Православный экуменизм – все одно оксюморон, поскольку его адепт "не имеет права" носить крестик, или вынужден лукавить.
  Сколь ни отступает от гендерно-нормативной идентичности кто-то внешне-свободный – внутренне-свободному до его условий, как до неба.
  Внутренняя Монголия легко строится. особенно когда ни за кого не отвечаешь. а когда за тобой другой человек – идеологи новоявленных домостроев присутствуют в нашей жизни больше, чем мы присутствуем в ней.
  Хоть государство, конечно, искусственная структура, хотя бы потому что меняя одно на другое – сменяешь одни печали на другие. Но и один пейзаж на другой, что не плохо.
  Однако, несмотря на декларируемую эмиграцию – "долг" поэта бередить массы вы невольно выполняете.

9. Эвр 2013/06/17 00:40
  На 8. В. К.

Это не проявление внутренней эмиграции, хотя это и кажущийся очевидным вывод. Гражданская и политическая идентичность при внутренней эмиграции присутствуют, хоть и полярно направлены к общегражданским. Это также не диссидентство и не анархизм. Внутренняя Монголия, внутренние миры и прочие зелёные двери – слишком простой выход. Проще которого только алкоголизм и наркомания.
  Впрочем, это нередко сочетается.
  Что до противопоставления внутренней и внешней свободы – оно мне мнится столь же лживой дихотомией, как и ницшеанское разделение "свободы для" и "свободы от". Конечно, эпатаж сам по себе не является проявлением свободы – часто всего лишь компульсивным поведением – тем не менее, отказ от внешней свободы ради сохранения внутренней, отказ от естественного поведения из боязни спровоцировать насильника и убийцу, говорит об отсутствии всякой свободы. Возникающая в такое время иллюзия контроля ничем не лучше иллюзии контроля над домашним тираном и деспотом.
  Свобода есть. Или её нету.
  Я свою только начинаю обретать. И это означает смешные клетчатые зонты, вместо предписанных по умолчанию чёрных, и прочие мелочи жизни, которые делают мир вокруг настоящим. Это означает принципиальный отказ от манипулирования потребителем при подразумеваемом наполнении профессии маркетолога этим зловонным содержимым, и прекращение попыток раскрыть всем глаза и обратить всех в свою веру.
  И убийцы, насильники, прочие защитники традиционных ценностей, чиновники, полицейские и налоговые органы – они всего лишь фон, зудящее наполнение задника моей жизни.
  Как комары, простуда, гололёд, летнее отключение горячей воды.
  Именно это и является для меня отказом от гражданства.
  И именно про это я писал.

10. А. Н. 2013/06/17 00:48

Гм. Не забудьте ещё про "свободу над", "свободу под", "свободу из" и прочие разновидности. Свобода – она потрясающе многолика...

11. В. К. 2013/06/17 01:26
  На 9. Эвр

>Это означает принципиальный отказ от манипулирования потребителем при подразумеваемом наполнении профессии маркетолога этим зловонным содержимым, и прекращение попыток раскрыть всем глаза и обратить всех в свою веру.

Порядочность и ненавязчивость делают честь, конечно.

>И убийцы, насильники, прочие защитники традиционных ценностей, чиновники, полицейские и налоговые органы – они всего лишь фон, зудящее наполнение задника моей жизни.

Для ношения пестрого зонтика – да.

Я вчера прочла какую-то там поправку к статье семейного Кодекса, разрешающую отбирать детей у однополой пары. И пересчитала всех близких детей, которые попадают... А стукачество, поощряемое этой поправкой...
  Как вообще быть с чужим горем, отнести его к заднику своей жизни или убедить ближнего, что это задник – его жизни, проистекающий из зудящего фона? Едва ли вам удастся сохранить хладнокровие, хотя дай Бог!
  Спасибо.

12. Эвр 2013/06/17 07:34
  На 11. В. К.

>Как вообще быть с чужим горем, отнести его к заднику своей жизни или убедить ближнего, что это задник – его жизни, проистекающий из зудящего фона?

Никак. А как винить слепую стихию в том, что она уносит чьи-то жизни, как выпороть море? Безумцы не рассуждают и не анализируют – они разрушают и убивают, и всё, что я могу сделать – что-то спасти; создать что-то, чего они не могут разрушить, до чего они не смогут дотянуться, быть счастливым и сделать кого-то счастливым.
  В конце концов, это у меня есть искусство, а не у них, это на моей стороне современная наука, а не родоплеменные суеверия, это я потенциально могу сделать столько, сколько не сможет и сотня из них.
  Но я не могу повлиять на этих людей с индуцированным психозом, на этих тоталитарных дикарей с особым фетишем третьего Рима и промежуточного пути между западом и востоком.

13. М. Ровная 2013/06/18 03:25

Спасибо. Вы все многогранно правы.
  Свобода может ранить окружающих: она асоциальна.
  Свобода начинается с отказа от референтной группы. С независимости от мнения ближних. Всех. От родителей, друзей, учителя и начальника до "что люди скажут", "так положено", "сказано в Писании" или "как сказал Великий N".
  Свобода потрясающе многолика. Для взгляда извне она может выглядеть внутренней эмиграцией и эскапизмом, разгильдяйством и бессердечием, дезертирством и предательством.
  Внутри, в её холодном и просторном мире, ни стен, ни крыши, ни заборов, ни границ, ни государств, ни наций, ни статуса, ни власти, ни авторитетов, ни покровителей. Условные ценности иллюзорны.
  Безусловны познание и творчество. Звёздное небо надо мной и совесть во мне. Земля, всё равно – карельские вересковые пустоши, украинские тучные нивы или увитые плющом каменные стены вдоль кремнистых дорог моей родины, которую я никогда не увижу. Просто – Земля, может быть, единственная реальность, что держит человека, опорой и цепью, и только смерть разлучит нас.

14. А. Н. 2013/06/18 03:37

*просто улыбается – чуть грустно, но с надеждой*

15. В. К. 2013/06/23 09:07
  На 12. Эвр
  >В конце концов, это у меня есть искусство, а не у них, это на моей стороне современная наука, а не родоплеменные суеверия, это я потенциально могу сделать столько, сколько не сможет и сотня из них.

Показалось, Фауст так думал, когда Гёте пришел.
  Но вы правы, правы, Эвр.

16. В. К. 2013/06/23 09:16
  На 13. М. Ровная

>тучные нивы или увитые плющом каменные стены вдоль кремнистых дорог моей родины, которую я никогда не увижу.

Есть какая-то частица, не помню какая, я бестолкова – так у нее свобода быть в нескольких местах сразу. Для меня хотя бы три-четыре, чтобы истинно освободиться. Остальные представления – для художника))

Я, собственно, про художника хотела... Мария, в Буквице великолепный венок сонетов. Спасибо вам!

17. М. Ровная 2013/07/09 17:05
  На 16. В. К.

>Есть какая-то частица, не помню какая, я бестолкова – так у нее свобода быть в нескольких местах сразу.

Лет до пятнадцати, помню, я никак не могла понять, почему привязана к одному месту и одному телу. Так и не поняла, просто приняла как данность.

>Мария, в Буквице великолепный венок сонетов. Спасибо вам!

Спасибо Буквице! :)

Степени свободы, Слова в столбик, 2015, Эвр, Моё

Previous post Next post
Up