Разговор шёл в моём прежнем разделе на Самиздате, в комментариях к "Созерцанию" отклику на стихотворение Эвра "Дезертир".
Эвр
Дезертир
Последний меч, последний бой
А дома ждёт жена.
Распластан дух о волчий вой
Звереет старшина,
И больше незачем идти
Кого-то убивать.
Я выбираю сам пути,
Которые топтать.
Я не умру теперь рабом
Под флагом короля.
Я жил скотом но не скотом
Возьмёт меня земля.
Свободный, непокорный дух
Ведёт меня вперёд
Я больше не мишень для плюх
Сиятельных господ.
Воюйте сами, короли
И слуги короля,
За жалкий клок большой земли,
За мёртвые поля.
А я ушёл к себе домой,
И мне плевать на тех,
Кто остаётся за спиной
Пусть чёрт возьмёт их всех.
Пусть не пройду сквозь долгий мрак
Нелепицы-войны,
Пусть я погибну просто так,
А не за честь страны
Но лучше так, чем быть рабом,
Срываться в долгий марш,
Чем жить и умирать скотом,
В дурной впадая раж.
М. Ровная
Созерцание
Эта земля была прежде нас и пребудет позже.
Сколько вождей её жвалами рыли, рыча "моё"
на мимолётном своём языке, мурашом по коже
Геи побегав миг, затихали, и вороньё
граяло над границами, странами и племенами.
Многоугольники карт калейдоскоп теней,
промельки в зелени трав. Очередное знамя
поднял под вечным небом очередной Берендей.
Суетятся политики, территорию метя:
Наши людишки, горы, степи, леса, ручьи.
Поиграют в хозяев и провалятся в нети.
Матушка, брось, предоставь их судьбе, мы с тобой ничьи.
Комментарии
1. М. Д. 2013/06/16 01:18
Дивно.
Вы сказали именно то, что нужно. Может, и Эвру, а мне уж точно. Его стихотворение как штык под лопатку.
2. Эвр 2013/06/16 08:34
На 1. М. Д.
>Его стихотворение как штык под лопатку.
Как удар в спину?
Но почему?
3. М. Д.2013/06/16 10:51
На 2. Эвр
Я не хотел сказать со спины. Это просто точное описание ощущений где и как от него больно.
4. Эвр 2013/06/16 11:17
На 3. М. Д.
Понятно. Просто изумился выбранному описанию, тянущими за собой некоторые коннотации, обыкновенно связанные с дезертирами.
5. В. К. 2013/06/16 11:22
И вы правы, и Эвр горько прав. Разные грани правоты соответствуют разным периодам жизни и ответственности, что ли? перед малыми детьми, юными женами и т.д.
Разные периоды невротизации, очевидно? И... климат, думаю)) Я жила в Сибири ее так легко возненавидеть, присовокупить неурожай к бесчеловечности. Украину трудно исчерпать как территорию любви, земля отвлекает от всего, и проступает ваша правота.
А еще ведь укр. сановные хари так маргинальны, что сильные чувства к ним комичны. А те первичное скотство, оно потрясает ежедневно.
Спасибо вам, спасибо Эвру.
6. Эвр 2013/06/16 11:57
На 5. В. К.
Это ведь не про ненависть и не про ответственность, как мне кажется. Это подход с разных сторон к осознанию эфемерности гражданской и национальной идентичности. К иллюзорности патерналистского патриотизма.
Ведь по сути границы и государства существуют только до тех пор, пока они существуют как нерушимая данность в головах людей.
Вот только...
Когда-то так существовало три версии христианского бога. И любое отступление от правильного образа в сторону экуменизма каралось. Теперь же даже среди православных экуменистов куда больше, чем воцерковленных догматиков. Гетеро-нормативной гендерной идентичности лет не меньше и любое отступление каралось не менее жёстко, чем еретичество. А рушится она сейчас всё отчётливей.
Всё течёт, всё меняется. Свободы, внешней и внутренней, всё больше, её плоды всё обильней.
Все политические проекты 18-19-го веков ждёт та же судьба, что и коммунизм.
И национальное государство (вместе с национальной и гражданской идентичностью), и политический патриотизм, и прочие ограничительные, искусственные идеологии.
Как бы ни старались идеологи новоявленных домостроев.
7. М. Д. 2013/06/16 14:37
На 6. Эвр
>Это ведь не про ненависть и не про ответственность, как мне кажется. Это подход с разных сторон к осознанию эфемерности гражданской и национальной идентичности. К иллюзорности патерналистского патриотизма.
Согласен. И понимаю обе... до костей.
8. В. К. 2013/06/16 22:56
На 6. Эвр
Эвр, внутренняя эмиграция это стандарт существования. Что об этом думать, когда ТАМ жизнь проходит, во всяком случае, более-менее плодотворный ее период.
А внешние условия можно классифицировать по стопкам, но от этого они не улучшаются в пределах внешней же формы существования.
Православный экуменизм все одно оксюморон, поскольку его адепт "не имеет права" носить крестик, или вынужден лукавить.
Сколь ни отступает от гендерно-нормативной идентичности кто-то внешне-свободный внутренне-свободному до его условий, как до неба.
Внутренняя Монголия легко строится. особенно когда ни за кого не отвечаешь. а когда за тобой другой человек идеологи новоявленных домостроев присутствуют в нашей жизни больше, чем мы присутствуем в ней.
Хоть государство, конечно, искусственная структура, хотя бы потому что меняя одно на другое сменяешь одни печали на другие. Но и один пейзаж на другой, что не плохо.
Однако, несмотря на декларируемую эмиграцию "долг" поэта бередить массы вы невольно выполняете.
9. Эвр 2013/06/17 00:40
На 8. В. К.
Это не проявление внутренней эмиграции, хотя это и кажущийся очевидным вывод. Гражданская и политическая идентичность при внутренней эмиграции присутствуют, хоть и полярно направлены к общегражданским. Это также не диссидентство и не анархизм. Внутренняя Монголия, внутренние миры и прочие зелёные двери слишком простой выход. Проще которого только алкоголизм и наркомания.
Впрочем, это нередко сочетается.
Что до противопоставления внутренней и внешней свободы оно мне мнится столь же лживой дихотомией, как и ницшеанское разделение "свободы для" и "свободы от". Конечно, эпатаж сам по себе не является проявлением свободы часто всего лишь компульсивным поведением тем не менее, отказ от внешней свободы ради сохранения внутренней, отказ от естественного поведения из боязни спровоцировать насильника и убийцу, говорит об отсутствии всякой свободы. Возникающая в такое время иллюзия контроля ничем не лучше иллюзии контроля над домашним тираном и деспотом.
Свобода есть. Или её нету.
Я свою только начинаю обретать. И это означает смешные клетчатые зонты, вместо предписанных по умолчанию чёрных, и прочие мелочи жизни, которые делают мир вокруг настоящим. Это означает принципиальный отказ от манипулирования потребителем при подразумеваемом наполнении профессии маркетолога этим зловонным содержимым, и прекращение попыток раскрыть всем глаза и обратить всех в свою веру.
И убийцы, насильники, прочие защитники традиционных ценностей, чиновники, полицейские и налоговые органы они всего лишь фон, зудящее наполнение задника моей жизни.
Как комары, простуда, гололёд, летнее отключение горячей воды.
Именно это и является для меня отказом от гражданства.
И именно про это я писал.
10. А. Н. 2013/06/17 00:48
Гм. Не забудьте ещё про "свободу над", "свободу под", "свободу из" и прочие разновидности. Свобода она потрясающе многолика...
11. В. К. 2013/06/17 01:26
На 9. Эвр
>Это означает принципиальный отказ от манипулирования потребителем при подразумеваемом наполнении профессии маркетолога этим зловонным содержимым, и прекращение попыток раскрыть всем глаза и обратить всех в свою веру.
Порядочность и ненавязчивость делают честь, конечно.
>И убийцы, насильники, прочие защитники традиционных ценностей, чиновники, полицейские и налоговые органы они всего лишь фон, зудящее наполнение задника моей жизни.
Для ношения пестрого зонтика да.
Я вчера прочла какую-то там поправку к статье семейного Кодекса, разрешающую отбирать детей у однополой пары. И пересчитала всех близких детей, которые попадают... А стукачество, поощряемое этой поправкой...
Как вообще быть с чужим горем, отнести его к заднику своей жизни или убедить ближнего, что это задник его жизни, проистекающий из зудящего фона? Едва ли вам удастся сохранить хладнокровие, хотя дай Бог!
Спасибо.
12. Эвр 2013/06/17 07:34
На 11. В. К.
>Как вообще быть с чужим горем, отнести его к заднику своей жизни или убедить ближнего, что это задник его жизни, проистекающий из зудящего фона?
Никак. А как винить слепую стихию в том, что она уносит чьи-то жизни, как выпороть море? Безумцы не рассуждают и не анализируют они разрушают и убивают, и всё, что я могу сделать что-то спасти; создать что-то, чего они не могут разрушить, до чего они не смогут дотянуться, быть счастливым и сделать кого-то счастливым.
В конце концов, это у меня есть искусство, а не у них, это на моей стороне современная наука, а не родоплеменные суеверия, это я потенциально могу сделать столько, сколько не сможет и сотня из них.
Но я не могу повлиять на этих людей с индуцированным психозом, на этих тоталитарных дикарей с особым фетишем третьего Рима и промежуточного пути между западом и востоком.
13. М. Ровная 2013/06/18 03:25
Спасибо. Вы все многогранно правы.
Свобода может ранить окружающих: она асоциальна.
Свобода начинается с отказа от референтной группы. С независимости от мнения ближних. Всех. От родителей, друзей, учителя и начальника до "что люди скажут", "так положено", "сказано в Писании" или "как сказал Великий N".
Свобода потрясающе многолика. Для взгляда извне она может выглядеть внутренней эмиграцией и эскапизмом, разгильдяйством и бессердечием, дезертирством и предательством.
Внутри, в её холодном и просторном мире, ни стен, ни крыши, ни заборов, ни границ, ни государств, ни наций, ни статуса, ни власти, ни авторитетов, ни покровителей. Условные ценности иллюзорны.
Безусловны познание и творчество. Звёздное небо надо мной и совесть во мне. Земля, всё равно карельские вересковые пустоши, украинские тучные нивы или увитые плющом каменные стены вдоль кремнистых дорог моей родины, которую я никогда не увижу. Просто Земля, может быть, единственная реальность, что держит человека, опорой и цепью, и только смерть разлучит нас.
14. А. Н. 2013/06/18 03:37
*просто улыбается чуть грустно, но с надеждой*
15. В. К. 2013/06/23 09:07
На 12. Эвр
>В конце концов, это у меня есть искусство, а не у них, это на моей стороне современная наука, а не родоплеменные суеверия, это я потенциально могу сделать столько, сколько не сможет и сотня из них.
Показалось, Фауст так думал, когда Гёте пришел.
Но вы правы, правы, Эвр.
16. В. К. 2013/06/23 09:16
На 13. М. Ровная
>тучные нивы или увитые плющом каменные стены вдоль кремнистых дорог моей родины, которую я никогда не увижу.
Есть какая-то частица, не помню какая, я бестолкова так у нее свобода быть в нескольких местах сразу. Для меня хотя бы три-четыре, чтобы истинно освободиться. Остальные представления для художника))
Я, собственно, про художника хотела... Мария, в Буквице великолепный венок сонетов. Спасибо вам!
17. М. Ровная 2013/07/09 17:05
На 16. В. К.
>Есть какая-то частица, не помню какая, я бестолкова так у нее свобода быть в нескольких местах сразу.
Лет до пятнадцати, помню, я никак не могла понять, почему привязана к одному месту и одному телу. Так и не поняла, просто приняла как данность.
>Мария, в Буквице великолепный венок сонетов. Спасибо вам!
Спасибо Буквице! :)